Трансляции
  • 22 февраля, суббота
    • 11:00
      Биатлон
      Спартакиада сильнейших, смешанная эстафета
    • 12:40
      Лыжные гонки
      Гонка Легкова, 10 км, масс-старт, своб., муж./жен.
    • 14:00
      Биатлон
      Чемпионат мира, 4 х 6 км, эстафета, жен.
    • 17:00
      Биатлон
      Чемпионат мира, 4 х 7.5 км, эстафета, муж.
  • 23 февраля, воскресенье
    • 11:00
      Биатлон
      Спартакиада сильнейших, 12.5 км, масс-старт, жен.
    • 12:30
      Биатлон
      Спартакиада сильнейших, 15 км, масс-старт, муж.
    • 15:30
      Биатлон
      Чемпионат мира, 12.5 км, масс-старт, жен.
    • 18:00
      Биатлон
      Чемпионат мира, 15 км, масс-старт, муж.
  • Александр Вертышев

ДОКЛАД НА СЕМИНАРЕ В ЛЫЖНОМ ЦЕНТРЕ «ИСТИНА»

Опубликовано: Журнал №43

ОТ «Л.С.»:
В этом номере журнала мы публикуем продолжение доклада, с первой частью которого вы познакомились в предыдущем 42-м номере. Авторами статьи, как и в прошлый раз, выступили один из постоянных авторов «Лыжного спорта», специализирующийся на статьях по спортивной физиологии, программист Александр Вертышев и тренер ЧТРЕТИЙ СЕЗОН: 2007-2008 гг.ереповецкой СДЮСШОР №2, аспирант ЯГПУ Андрей Кылосов. Во второй части доклада вы узнаете о результатах исследований в третьем сезоне и интересных наблюдениях, которые участники эксперимента сделали в процессе своей исследовательской работы.

ТРЕТИЙ СЕЗОН: 2007-2008 гг.

В сезоне 2006-2007 гг. у всех спортсменов значительно увеличилась максимальная алактатная мощность (МАМ) и анаэробный порог (АнП). Тестирование в конце сезона и перед следующим подготовительным периодом показало, что теперь основным ограничителем для большинства стали возможности сердца. Начали искать пути его улучшения с точки зрения науки.
Сначала нужно было решить выявленные проблемы со здоровьем. Весной возили двух спортсменов на обследование в Московский научно-практический центр спортивной медицины. Показания: нарушения ритма сердца у одного спортсмена зимой, очень низкие значения спектра вариабельности ритма сердца (ВРС). Зимой был куплен монитор сердечного ритма Polar 810, начали измерять R-R интервалы в течение пяти минут с последующим анализом вариабельности, пробовали использовать как средство контроля. Как побочный эффект увидели нарушения ритма. Они видны как группы из точек вне основного облака на диаграмме рассеяния R-R интервалов в программе Polar, и на самом графике ЧСС (в данном случае признаки атриовентрикулярной блокады):
Также на ЭКГ у него была очень маленькая амплитуда зубца R. Анализ ЭКГ прошлых сезонов показал, что он всегда был таким, то есть проблема очень давняя. У второго спортсмена, привезённого на обследование, характер облака на диаграмме рассеяния R-R интервалов также показывал склонность к аритмии.
Результаты обследования в МНПЦСМ (Московский научно-практический центр спортивной медицины) частично подтвердили наши опасения. У первого спортсмена обнаружена тонкая задняя стенка левого желудочка сердца, всего 7 мм, а также некоторые другие признаки перенапряжения.
Кроме обследований оба спортсмена прошли тест на определение МПК на тредбане. Мы обычно не упускаем возможности сверить свои данные и расчёты с результатами тестирований в других лабораториях и по другим методикам. Во время тестирования МПК произошёл анекдотический случай: перед тестом мы объявили свой прогноз значения МПК на основе данных наших тестирований. Грубая, приблизительная оценка может быть рассчитана следующим образом: берётся потребление кислорода на АнП ног, в нашем случае 3 литра/мин (225 Вт). К этому значению можно прибавить примерно один литр в минуту для спортсмена весом 60–70 кг. Такое дополнительное потребление кислорода обеспечат к моменту отказа дыхательные мышцы при значениях лёгочной вентиляции более 120 литров в минуту, сердце и руки. Получилось четыре литра в минуту. Делим на вес спортсмена, ровняющийся 61 кг, и получаем значение около 65 мл/мин/кг, называем эту цифру. После теста получаем распечатку со значениями потребления кислорода.
Таким образом, мы назвали практически точное значение. Разумеется, так прямолинейно считать нельзя, это годится только для грубой прикидочной экспресс-оценки. Поэтому мы записали это совпадение в разряд анекдотических. На самом деле нужно ещё анализировать поведение графика ЧСС на значениях, близких к значению 190 ударов в минуту. Но иногда это затруднительно сделать. Например, в этом конкретном случае сложно было предсказать, как повёл бы себя график ЧСС при приближении к отметке 190 ударов в минуту. Хотя общий наклон графика на последних четырёх точках позволял предположить пересечение около отметки 4 л/мин (см. серую прерывистую линию. — Прим. автора.).
Перед составлением планов на сезон был проведён обзор литературы, в основном зарубежных научных статей. Их проще найти, чем русскоязычные, и их гораздо больше по всем мыслимым темам. Мы хотели найти подсказки к определению оптимальных путей решения задачи по увеличению возможностей ССС.
Задача прямо связана с увеличением ударного объема сердца (УО). Был подготовлен обзор основных моментов по этой теме, для внутреннего использования. (См. далее статью «Обзор литературы для построения плана на сезон 2007-2008 гг., часть 1», стр. 32).
На основании наших данных тестирования мы можем рассчитывать ударный объём сердца, соответствующий точкам на графике ЧСС. Мы используем пока неопубликованную формулу расчёта, любезно предоставленную В.Н. Селуяновым в личное пользование.
Оказалось, что у нас есть ребята с разнообразными типами зависимости УО от ЧСС.
Кроме того, что у разных спортсменов характер изменения ударного объёма может быть разным, наш опыт показывает, что этот характер может зависеть от спортивной формы. В предыдущем номере журнала «Л.С.» мы описывали результаты эксперимента с короткими тренировками. А вот как изменился характер изменения ударного объёма через 18 дней у этого спортсмена: зелёная кривая — «до», красная — «после».
Вот ещё один пример, на котором показано изменение УО у двух спортсменов во времени.
Наблюдается следующая закономерность: чем лучше форма спортсмена, тем заметнее тенденция к повышению УО по мере роста ЧСС. У спортсмена по мере роста тренированности, например, может поменяться тип реакции УО с «плато» на «прогрессивное повышение» (см. обзор. — Прим. автора), и произойти это может за относительно короткий срок. Соответственно необходимо будет менять режимы тренировок, направленных на увеличение ударного объёма сердца в зависимости от ЧСС, на которой наблюдается максимальный УО.
Кроме обзора по ударному объёму ещё были подготовлены обзоры по поведению внутримышечного гликогена, глюкозы в крови и уровня кортизола, иммунитету, спортивному питанию, чтобы при составлении планов учесть возможные эффекты. (См. далее статью «Обзор литературы для построения плана на сезон 2007-2008, часть 2», стр. 38).

ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МОМЕНТОВ СЕЗОНА 2007-2008 гг.

ПЕРВЫЙ СБОР

Сбор провели на море, основу тренировок составляли кросс-походы по горам. Длительные спокойные тренировки до трёх часов и вторая — совсем лёгкая, типа волейбола или что-то в этом роде. Пороги не сдвинулись, но по сердцу вышли неплохие результаты — одни из лучших показателей для каждого. Жара, по-видимому, дала ожидаемый эффект на увеличение объёма плазмы крови, а низкая средняя ЧСС по ходу тренировки дала хорошее улучшение спектров вариабельности сердечного ритма.
Записали этот отрезок в актив. Оправдало себя спортивное питание. По отзывам после тренировки приходили уставшие, хотелось спать, но после приёма спортивного питания наступало бодрое состояние. Тестирование после сбора показало, что максимальная алактатная мощность (МАМ) не упала, следовательно, мышцы были сохранены.

ВТОРОЙ СБОР

Второй сбор хотели попробовать сначала спокойно втянуться, а во второй половине — включить тренировки по три коротких ускорения по 90-120 секунд до ЧСС 180 ударов в минуту для стимуляции дилятации сердца. Получилась полная ерунда. По плану режим ускорения должен был быть на АнП или чуть выше, причём с постепенным повышением темпа, чтобы не сильно закислять ещё не готовые мышцы. Выяснилось, что никто не в состоянии контролировать темп. Выскакивали на лактат 12-13 ммоль/литр, хотя по плану нужно было попадать на 4-5 ммоль/литр. Во многом это происходило из-за неправильного отдыха — большей частью стояли в паузе, а не откатывались, поэтому стартовали с низкой ЧСС и не успевали разогнать ЧСС на нормальной скорости. Тренер дал им работу в форме эстафет, чтобы было поинтереснее — опять понеслись. Даже то, что тренер выходит на трассу с секундомером и блокнотом, вызывает щелчок в голове, всплеск адреналина и выход за допустимые режимы. В общем, из четырёх тренировок такого типа только последняя была ближе к требуемому результату. К тому же, как обычно, наступили на грабли: в последний день провели контрольную тренировку — кросс. К моменту тестирования после сбора спортсмены попали в локальную яму: и сердце ухудшилось, и пороги стояли. Но повторное укороченное тестирование через три дня показало, что состояние спортсменов почти вернулось к нормальному. Записываем сбор в пассив. За исключением того, что МАМ выросла у всех, несмотря на отсутствие развивающих силовых тренировок (только статодинамика в микрообъёмах для тонуса. — Прим. автора). Видимо, спортивное питание и правильное время его приёма подействовало, потому что всё остальное ухудшилось. Совершенно не попали в требуемые режимы, что сыграло основную роль в снижении показателей. Физиологические причины этого будут объяснены в следующем номере журнала «Л.С.».
n ТРЕТИЙ СБОР

Второй сбор хотели попробовать сначала спокойно втянуться, а во второй половине — включить тренировки по три коротких ускорения по 90-120 секунд до ЧСС 180 ударов в минуту для стимуляции дилятации сердца. Получилась полная ерунда. По плану режим ускорения должен был быть на АнП или чуть выше, причём с постепенным повышением темпа, чтобы не сильно закислять ещё не готовые мышцы. Выяснилось, что никто не в состоянии контролировать темп. Выскакивали на лактат 12-13 ммоль/литр, хотя по плану нужно было попадать на 4-5 ммоль/литр. Во многом это происходило из-за неправильного отдыха — большей частью стояли в паузе, а не откатывались, поэтому стартовали с низкой ЧСС и не успевали разогнать ЧСС на нормальной скорости. Тренер дал им работу в форме эстафет, чтобы было поинтереснее — опять понеслись. Даже то, что тренер выходит на трассу с секундомером и блокнотом, вызывает щелчок в голове, всплеск адреналина и выход за допустимые режимы. В общем, из четырёх тренировок такого типа только последняя была ближе к требуемому результату. К тому же, как обычно, наступили на грабли: в последний день провели контрольную тренировку — кросс. К моменту тестирования после сбора спортсмены попали в локальную яму: и сердце ухудшилось, и пороги стояли. Но повторное укороченное тестирование через три дня показало, что состояние спортсменов почти вернулось к нормальному. Записываем сбор в пассив. За исключением того, что МАМ выросла у всех, несмотря на отсутствие развивающих силовых тренировок (только статодинамика в микрообъёмах для тонуса. — Прим. автора). Видимо, спортивное питание и правильное время его приёма подействовало, потому что всё остальное ухудшилось. Совершенно не попали в требуемые режимы, что сыграло основную роль в снижении показателей. Физиологические причины этого будут объяснены в следующем номере журнала «Л.С.».

ТРЕТИЙ СБОР

Чтобы прибавить в объёме крови, не долго думая, взяли за основу стандартный исследовательский протокол, который гарантированно приводит к повышению объёма плазмы на 10% в течение 24 часов для единичной тренировки. Это 8 х 4 минуты примерно на мощности АнП через пять минут на мощности 50% от VO2max (МПК). Причём первые четыре раза с постепенным приростом мощности, и последние четыре — на целевой мощности. Выбрали такие отрезки, чтобы спортсмены успевали контролировать темп и ощущения. То есть микроцикл был четыре дня, и в каждом микроцикле по одной такой тренировке. Начали с пяти отрезков и довели потом до восьми. Поначалу спортсмены тоже пытались зашкаливать, но с самого начала тренер брал лактат после отрезка, и сразу корректировали режим. Получалась концентрация лактата после отрезка в районе 4.5-6 ммоль/литр. То есть попали почти как надо, хотя лучше было бы немного медленнее. Брали на сбор весы Tanita BC-543, смотрели динамику процентного содержания воды, жира и мышц. В основном интересовал процент воды — мы пытались работать над увеличением объёма крови, а процентное содержание воды косвенно может отражать его рост. Конечно, точность, может быть, и не научная, но динамика показательна. Процент воды рос первые три-четыре дня, то есть в течение первого микроцикла, повторная была в конце. Рост составил примерно 3% с начальных 63-65%, потом гулял вокруг верхней цифры 66-68%, иногда доходя до 68-70%. Скорость на таких повторных раз от разу росла, ЧСС потихоньку падала, особенно в конце, когда стало попрохладнее. Процент жира падал, процент мышц рос. Опять принимали спортивное питание после длительных тренировок, после повторных и после силовых.
Контрольная тренировка показала хороший прогресс по сравнению с прошлым годом. Самый старший сбросил 30 секунд на «десятке», но бежал по ходу на 16 км, поэтому экономил силы. Юниоры чуть больше сбросили, а старшие юноши по полторы-две минуты на «десятке». Причём бежалось легко всем. К сожалению, опять сделали контроль через день после повторной тренировки. Если бы сделали контрольную тренировку в рамках обычного микроцикла вместо повторной, то наверняка было бы существенно лучше. Но в нашем случае такая «сдвойка» сыграла злую шутку. Приехали со сбора, и резко похолодало, плюс в городе ходила какая-то инфекция, поэтому половина спортсменов заболела. На будущее, начиная с последней недели сборов такого типа, будем применять медицинские меры для профилактики, и контрольную тренировку вписывать в микроцикл вместо повторной, чтобы не частить с жёсткими нагрузками. А то хочется и плановую работу сделать, и контрольную впихнуть. После этого сбора даже тестировать не стали — в таком состоянии что-то измерять было бессмысленно.

Подведя итоги летнего подготовительного периода, мы отметили, что в целом после лета АнП остался на том же уровне, как и в прошлом году, а у кого-то даже стал ниже. Особой прибавки в кондициях ССС не наблюдалось. Попытка управлять процессом не удалась, зато набили шишки. Убедились, что спортсмены не всегда могут точно оценить своё состояние. Задаём вопрос «Как ощущения?» — получаем ответ «Вроде нормально». «Как лыжи едут?» — «Вроде нормально». Из разговоров с опытными спортсменами выяснилось, что тонкое понимание своего состояния приходит в более зрелом возрасте.
К зиме АнП и остальные параметры вернулись к уровню начала осени. Небольшая прибавка по ССС позволила выступить примерно на том же уровне, что и в предыдущем сезоне.
Старший в группе спортсмен выполнил норматив МС. Правда, чемпион зоны в спринте прошлого года вследствие падения АнП стал только одиннадцатым на зональных соревнованиях, но к весне вошёл в форму и относительно неплохо выступил на «Празднике Севера» в Мурманске.

После приезда из Мурманска провели тестирование, чтобы оценить состояние, соответствующее набранной спортивной форме. Предположили, что у А., который вошёл в форму, АнП поднялся до значения 263 Вт, достигнутого в прошлом году. Это подтвердилось. У обоих показатели были одними из лучших за всё время наблюдений.
Есть ли резервы на будущее? Можно быстро сделать прикидочную оценку на калькуляторе. Например, сейчас у М. АнП ног 263 Вт, то есть 3,5 л/мин О2. Вес 60 кг. Грубая прикидочная оценка МПК (3,5+1)/60 = 75 мл/мин/кг. Соотношение АнП/МАМ примерно 31%, то есть ограничений по МАМ сверху нет. В этом сезоне мы не смогли вывести его на оптимальное состояние по мышцам. Но если это получится в следующем сезоне, и он выкрутит на АнП 300 Вт и 338 Вт последнюю ступеньку, то соотношение АнП/МАМ будет в районе 35%, и получится оценка МПК (4+1)/60 = 83 мл/мин/кг. А это уже довольно хороший уровень.
У нас пока каждое лето уходило на эксперименты, потому что другого времени на это нет, не зимой же что-то пробовать — там надо уже использовать результаты летних наблюдений. Но в этом году, наконец, сделаем нормальный подготовительный период. (На данный момент спортсмены переданы другому тренеру, поэтому методическая работа с ними прекращена — продолжаем тестирование и наблюдение за их состоянием. — Прим. автора).

Читайте продолжение в следующем номере: физиологические основы адаптации на примере последних данных науки, практические выводы, возможные стратегии подготовки. Далее в этом номере — обзоры литературы по теме.

Рейтинг: 0 0 0