Опубликовано: Юрий Каминский. Книга "От школьной скамьи до олимпийской медали"
...Не то чтобы от меня отворачивались, обо мне просто забывали. Мол, Алексей уже ни на что не способен…
В 2004 году, перед Турином, меня отцепили от сборной с формулировкой: отработанный материал, перспективы нет...
За счёт чего смог вернуться из небытия? За счёт своего упорства, я верил в себя, несмотря ни на что... Я смотрел Олимпиаду в Турине и думал: раз у ребят получилось, должно и у меня получиться…
Из интервью Алексея Петухова газете «Комсомольская правда», 23 февраля 2010 г.
Есть спортсмены, которые своими впечатляющими результатами не только восхищают зрителей и специалистов, но и заставляют себя уважать. А есть атлеты, которые не обязательно выигрывают, порой даже не попадают на подиум крупнейших соревнований, но от них исходит удивительное обаяние, невидимая и необъяснимая притягательность. Одним своим видом такие спортсмены являют квинтэссенцию и красоту спорта. Зрители, как заворожённые, наблюдают за ними, идут на состязания специально, чтобы увидеть, как они сражаются сами с собой и с соперниками. Популярность таких представителей большого спорта бывает не меньше, а иногда даже больше популярности более титулованных звёзд.
Среди лыжников, на мой взгляд, такой притягательной силой обладали Вячеслав Веденин, Юрий Скобов, Евгений Беляев. Тип такого спортсмена являет собой и Алексей Петухов. Русский медведь, русский богатырь, русская ракета, рыцарь без страха и упрёка… Такими прозвищами окрестили его журналисты и любители лыжных гонок.
Алексей Петухов вырос в исконно лыжном северном краю — на Кольском полуострове. Уже в юношеском возрасте под руководством мурманского тренера Павла Бровина Лёша стал показывать неплохие результаты. К семнадцати годам стал чемпионом области, отобрался на финал Кубка России и выполнил норматив мастера спорта. Участвовал Петухов также и в двух юниорских мировых первенствах. Но его дебют в 2002 году в немецком Шонахе оказался просто статистическим. В спринте свободным стилем Алексей показал 26-й результат и был 47-м на «десятке» коньком. Спринтерских задатков на тот момент в Петухове как-то не наблюдалось, он показывал результаты на короткой дистанции за «тридцаткой» сильнейших. Но о бойцовском характере будущего чемпиона мира говорил такой факт: за три месяца до мирового первенства Алексей, играя в волейбол, сломал ногу, некоторое время даже ходил в гипсе, но сумел мобилизоваться и вернуться на высокий юниорский уровень.
Как ему это удалось? По рассказам, его тренер достал дефицитный на тот момент тренажёр для рук «Мираж». Петухов доводил время тренировок на нём до трёх часов в день. Когда гипс сняли, Алексей встал на лыжи, как будто не было ни перелома, ни перерыва. Только правая нога чуть-чуть распухла. Подобрали ботинок на размер больше, и Лёша вернулся к тренировкам. Уже на отборочных соревнованиях в Санкт-Петербурге был третьим в 15-километровой гонке классикой, его включили в сборную команду, и Алексей выехал на юниорский чемпионат мира в шведский Соллефтео. Он завоевал там серебро в масс-старте на 30 км свободным стилем и выиграл золото в эстафетной команде с будущим олимпийским чемпионом Турина Евгением Дементьевым.
В том же сезоне Петухов дебютировал на этапе Кубка мира в Лахти, но показал лишь 56-й результат на дистанции 15 км коньком. Весь этот период Лёша готовился в юниорской сборной команде, которую тренировал тогда Юрий Викторович Бородавко. Вместе с этим наставником он перешёл затем в основной состав сборной России. Но сезон 2003–2004 годов у Алексея получился довольно бледным.
Почему? Думаю, из-за того что резко возросли нагрузки, а Лёша, видимо, оказался не готов к ним. Начался спад, результаты с каждой гонкой становились всё хуже и хуже. Его отчислили из сборной команды России. Как рассказывал однажды Алексей, в одной из мурманских газет тут же вышла убийственная статья под заголовком «Хотел стать орлом, а оказался Петуховым». Но даже это его не сломило. Своим упорством Алексей доказал, что его рано списали со счетов, в 22 года объявив бесперспективным. С возрастом, несмотря на долгие мытарства, он осознал, что работа, проделанная в молодости, не была напрасной. Главное, что он не сдался, не опустил руки.
Друзья по сборной — триумфатор туринской Олимпиады Евгений Дементьев и призёр мировых чемпионатов Александр Легков — ходили к тогдашнему губернатору Мурманской области, чтобы тот сохранил Петухову финансирование подготовки, дал шанс продолжить тренироваться. Потом Алексей перешёл на параллельное финансирование в подмосковный лыжный клуб Елены Вяльбе, где была централизованная подготовка, сборы, хорошая командная атмосфера. Алексей говорил, что именно в той команде он немножко ожил, набрался сил. Во время летней подготовки тренеры предложили спортсменам достаточно много скоростно-силовой работы. Видимо, поэтому в тот сезон Петухов стал показывать неплохие результаты в спринтерских гонках.
В декабре 2007 года на Красногорской гонке Лёша стал пятым в спринте. А в марте 2008-го — третьим призёром чемпионата страны в Сыктывкаре. После этого встал вопрос о возвращении Петухова в сборную страны…
В том сезоне я набирал свою первую спринтерскую группу в сборной России после ухода из команды Николая Петровича Лопухова. Мы с Михаилом Талгатовичем Девятьяровым немало размышляли над тем, впишется Алексей в нашу команду или нет? По результату сезона он вроде проходил: третье место на чемпионате России — хороший результат. И президент Федерации лыжных гонок Владимир Логинов за него просил, как за земляка…
Думаю, что сам Петухов хотел к нам в группу. Да и деваться ему было некуда. Это сейчас некоторые спортсмены рассуждают: «Хочу сюда, туда не хочу…» Бородавко тогда работал с основной мужской группой и не брал Петухова в свой состав, поскольку результат, приемлемый для подготовки в составе сборной, тот показал только в спринте. Поэтому мы с Девятьяровым решили попробовать.
Наш первый сбор с Лёшей начался с проблемы. Мы прилетели в Турцию. В первый день я назначил спринтерской группе собрание на 22.30, перед сном. Вся команда в сборе, а Петухова нет… Появился только к отбою: оказалось, что про собрание он забыл, да и загулял в компании с друзьями-дистанционщиками… Пришлось сделать ему внушение и сказать, что второго предупреждения не будет! После этого Петухов весь сезон отработал без малейшей к нему претензии.
За этот год я понял, что Лёша — человек коммуникабельный. Найти к нему подход оказалось довольно легко. Однако в этом есть как свои плюсы, так и минусы. Такие люди обычно распыляются, больше тратят свои эмоции на общение, что сказывается в работе. Но главным плюсом всё-таки было то, что у него было огромное желание трудиться для достижения высокого результата.
Лёша нам доверился, раскрылся, потому что быстро понял, что тренеры относятся к спортсмену как к цели, а не как к средству достижения своих задач. Он осознал, что мы будем его не только нагружать, но и беречь, поэтому самому перестраховываться нет никакой необходимости. Поверил, что абсолютно все проблемы, какие бы у него ни возникали, нужно обсуждать и доводить до тренеров. Ему это очень понравилось, поэтому отношения между нами сформировались такие, как будто мы работали вместе уже несколько лет.
Единственная проблема, с которой пришлось очень серьёзно бороться, заключалась в том, что он был сильно подвержен влиянию со стороны: одного послушал, другого послушал, стал сомневаться, что-то накручивать в голове… Особенно это сказывалось, когда рядом не было тренера, с которым можно было этими сомнениями поделиться. Поэтому в некоторых случаях Лёша принимал неверные самостоятельные решения, которые потом нам вместе приходилось исправлять.
Первый сезон в спринтерской команде, как я уже говорил, Петухов был «абсолютным солдатом»: исполнительным, немногословным, готовым ради результата пойти на любую работу. В подготовительном сезоне он не особенно выделялся, даже наоборот — смотрелся слабее всех ребят в скоростных упражнениях. Но когда началась лыжная подготовка, Лёша как-то незаметно начал подтягиваться к лидерам, а затем в коньковом стиле встал вровень с лучшими: Мориловым, Крюковым, Девятьяровым…
До появления Алексея Петухова на международной арене в 2008 году все спринтерские соревнования сводились к ровному, более-менее спокойному бегу по дистанции и разборкам на финише. Если попадался довольно быстрый лыжник, то лидеры его или закрывали по ходу дистанции, или обыгрывали на финише. Алексей, обладающий высокой дистанционной скоростью, способностью особенно быстро проходить сложные подъёмы, нарушил эту гегемонию финишеров. Он будто напоминал слова киевского князя Святослава «Иду на вы!», предлагая остальным попробовать удержаться за ним.
В этой связи приведу несколько примеров, подтверждающих мою мысль. Первый раз мы поняли, что из Лёши должен получиться хороший спринтер, в конце октября 2008 года во время городского спринта в финском Каяни. Соревнования проходили по мокрому, вязкому снегу. Заняв в прологе четвёртое место, Петухов в четвертьфинале зацепился лыжами со шведом Петером Ларссоном. Упали оба. Лёша быстро вскочил, но Ларссон держал его за палку и показывал жестами: «Не торопись! Всё уже потеряно…» Однако Петухов вырвал палку и ринулся в погоню. Бежали два круга по 550 метров. Падение было на переходе с первого круга на второй. Я стоял метров за 100 до финиша и ждал Алексея, мысленно гадая: догонит — не догонит?.. Каково же было моё удивление, когда из-за поворота первым, с отрывом в пять метров (!) выскочил Лёша! В следующих забегах его невозможно было остановить! Очень уверенно он тогда победил всех наших и финских спортсменов, а также некоторых сильных шведов.
Во второй раз Петухов сильно удивил в декабре 2008 года во время этапа Кубка мира в немецком Дюссельдорфе. Перед финишем четвёртого этапа командного спринта случился завал из восьми команд, в который попали все финалисты, кроме чешской и французской команд, ехавших позади. В итоге Коля Морилов передал эстафету пятым-шестым. Юрий Чарковский с сожалением сказал: «Всё, в призах не будем!..» Алексей кинулся догонять. Уже в начале второго круга достал лидеров и вторым передал Коле эстафету. Тот, в свою очередь, завершил свой этап третьим. Это был первый подиум — призовое третье место — на этапах Кубка мира нашей спринтерской команды!
Вечером нас с Михаилом Девятьяровым пригласил в ресторан Юрий Анатольевич Чарковский. Он произнёс торжественный тост: «Поздравляю вас с первым подиумом Кубка мира! Алексей Петухов — ваш первый доморощенный гонщик!»
И третий случай — последний этап Кубка перед чемпионатом мира 2009 года в Либереце, проходивший в итальянском Валь ди Дентро на высоте 1.400 метров над уровнем моря. Петухов — лучший из наших — занял в прологе девятнадцатое место. Тут же позвонил президент ФЛГР Владимир Алексеевич Логинов и спросил, почему так плохо начали? Я ответил, что загрузились, не хватает скорости, но в забегах должно быть лучше. Лёше про этот звонок ничего не сказал. Только попросил его с самого старта в забегах выходить вперёд и стараться удерживать первую позицию. Тут началось такое, чего никто не ожидал. Дистанция была довольно трудная, состоящая из связки двух подъёмов, затем — длинный спуск и после поворота — выход на финишную прямую. На первом подъёме Лёша вырвался вперёд метров на десять. Вторым шёл Хаттестад. На следующем подъёме Лёша не дал преследователям сократить разрыв и спокойно финишировал. Из этого забега в полуфинал попали четыре лыжника. В полуфинале картина повторилась, только соперники были уже посильнее. Но Петухов использовал ту же тактику. Сделал ускорение на первом подъёме, однако конкуренты уже держали ухо востро и не дали ему оторваться. В ответ Петухов ускорился ещё раз на втором подъёме, снова убежал от всех метров на десять и комфортно финишировал первым. В финале, видимо, все участники ожидали от него такой же тактики, но Алексей начал пятым-шестым. Соперники, скорее всего, посчитали, что всё — он уже выложился полностью и ни на что больше не способен. А напрасно. На втором подъёме Лёша занял вторую позицию и со спуска на финишную прямую выкатился, чуть проигрывая Хаттестаду. Сохранив остаток сил на финиш, он быстрым спуртом за 10–15 метров опередил будущего чемпиона мира на полметра, но на финиш Ула Виген накатился чуть быстрее и в разножке выиграл у Лёши около ботинка. Уже потом Алексей рассказал: «Вижу, что обхожу самого Хаттестада и слишком рано начал радоваться, расслабился и разножку почти не сделал…»
После этой гонки весь лыжный мир зауважал Петухова. Некоторые спринтеры даже побаивались стартовать с ним в одном забеге, понимая, что будет высокая скорость, другие (как правило, гонщики послабее) радовались, потому что если выдержишь темп Алексея, то появляется большой шанс попасть в следующий круг с третьего-четвертого места.
На чемпионате мира в Либереце Лёша хорошо пробежал пролог, заняв третье место, что говорило о его хорошем функциональном состоянии. Но затем он совершил типичную ошибку дебютанта: с большим отрывом выиграл четвертьфинальный забег, из которого по скорости забега, заданной Петуховым, в полуфинал вышли четыре лыжника. Проходя мимо «биржи тренеров и смазчиков», Алексей слышал восторженные возгласы специалистов и начинал потихонечку «гореть». Кроме того, выхлестнувшись в четвертьфинале, Лёша почувствовал некоторую тяжесть в ногах. Уже в полуфинале он не стал торопиться выходить вперёд, а соперникам только этого и нужно было. Закрыв Петухова на первом подъёме, они не дали ему возможности выйти вперёд и на втором. А финишный спурт — не самая сильная черта Алексея…
Потом был Ванкувер. Там, как мы помним, Алексей бежал в командном спринте с ещё одним моим ярким подопечным — Николаем Мориловым.
Я всегда считал и считаю, что по тактическому мышлению Николай Морилов спортсмен исключительный. Он способен правильно оценить собственное состояние и максимально использовать свои возможности. На чемпионате мира в Либереце Алексей Петухов был сильнее по скорости, однако именно Морилов сумел использовать все свои козыри и стать призёром. Главное — подобрать к нему тот самый ключ, который позволял бы выводить его в нужный момент на старт в идеальном состоянии. Но что с ним произошло на Олимпиаде, что заставило Николая изменить заранее обговорённый тактический план и допустить тактический просчёт — единственный за два сезона — трудно сказать. Впрочем, о том, что произошло в командном спринте на Олимпиаде в Ванкувере, мы уже достаточно подробно рассказали в начале книги.
Как бы ни была высока цель, на той Олимпиаде жизнь не заканчивалась. Впереди были новые цели и вершины. Никто даже не скрывал, что Петухов был нашей главной олимпийской надеждой на следующих Играх в Сочи. Ведь он спортсмен, обладающий высокими аэробными качествами, благодаря которым способен очень хорошо приспосабливаться к условиям среднегорья и показывать там высокие результаты. В этом плане он всегда был лучшим. Крюков к нему подтянулся, но он был больше классистом. А в программе сочинской Олимпиады индивидуальный спринт проводился свободным стилем. Тогда ведь никто не ожидал, что такую злую шутку сыграет с нами сочинская погода и мягкая трасса… Но не буду забегать вперёд. К этой теме мы вернёмся несколько позже.
Многие запомнили, что накануне чемпионата мира в итальянском Валь ди Фиемме-2013, во время сочинского этапа Кубка мира, Петухов жаловался на проблемы со спиной. Мы знали, что у него застарелая травма позвоночника, связанная с давними перегрузками. Иногда бывало растяжение мышц спины — а это уже были его недоработки — надо регулярно проводить профилактику для данной мышечной группы. Причём Алексей знает, какие упражнения нужно делать, знает, когда их делать, но, бывало, не всегда уделял этому должное внимание. Проблемы позвоночника можно решить, закачав спину и создав мышечный корсет… Но это достаточно тонкая работа, требующая усиления именно тех мышц, которые отвечают за контроль над опасными участками спины, создающими дискомфорт. Это в первую очередь глубокие тонические мышцы. Есть специалисты, которые хорошо знают, как их закачать, какой должна быть работа, дозирование нагрузки… Всё это нужно учитывать. Вряд ли это решит проблему на все сто процентов, но серьёзно поможет точно.
Пожалуй, стоит вернуться к психологическому аспекту, с которого мы начали рассказ об Алексее. В работе с Петуховым мы поняли, что при подготовке к стартам ему нужно научиться концентрироваться и не обращать внимания на происходящее вокруг. Именно так, как это умеет делать Крюков. Накануне чемпиона мира в Валь ди Фиемме мы постарались сделать так, чтобы у Петухова не было никаких лишних контактов. Максимально оградили его от влияния извне. Для того чтобы ребята получили возможность не отвлекаться на ненужное общение, мы поселили спринтерскую команду в отдельном доме. Спортсмены получили возможность сконцентрироваться и спокойно готовиться к стартам. В итоге мы выиграли два золота. Но впереди уже маячила более высокая цель — домашние Олимпийские игры в Сочи.
Лёша, конечно, понимал, что на Олимпиаде мы рассчитываем на него. Подготовительный сезон мы провели очень качественно. Работа была свёрстана таким образом, чтобы спортсмены примерно через каждый месяц имели возможность провести лыжные тренировки либо на естественном снегу (Бельмекен в мае, Новая Зеландия — в августе), либо в снежном тоннеле в Вуокатти (в июле и сентябре). В начале сезона Лёша не отобрался на классический ноябрьский спринт в Куусамо (первый этап Кубка мира), но затем неплохо себя показал в горном Давосе. Он занял там четвёртое место из-за тактической ошибки, которая не позволила ему заехать в призовую тройку. Затем в Польше (Шклярска Поремба) Петухов занял непривычное для себя 26 место (из-за падения в четвертьфинале), хотя в прологе показал третье время.
Во время подготовки к Олимпиаде я кожей чувствовал, как у Лёши накапливается напряжение. Вроде, знал о его психологических особенностях, готовился, старался разными путями разгрузить его. Но до конца, похоже, мы всё-таки с этим не справились. Сужу об этом по прологу. Лёша был в квалификации немного зажат, начал слабовато, но на финише сумел прибавить, в итоге показал девятое время. Чувствовалось, что он, зная особенности сочинской трассы, пытается сэкономить силы. В четвертьфинале казалось, что всё было нормально. Но Сергей Устюгов совершил резкий рывок, и Петухову пришлось броситься за ним. В итоге оба наших спортсмена финишировали с большим отрывом от остальных. Однако после финиша Алексей почувствовал, что этот рывок дался ему непросто, и решил в полуфинале начать поспокойнее. Получилось так, что на последний подъём он выходил четвертым-пятым. Соперники как могли закрывали Лёшу весь подъём, а резко спуртовать по мягкому вязкому снегу не получалось. Финишный спурт, как мы знаем, не самое сильное качество Алексея. Вот и пришлось довольствоваться четвёртым местом в забеге, а в итоге — восьмым. Естественно, он был очень расстроен и разочарован таким результатом.
Многие думали, что на этом Петухов закончит свою карьеру. Но Лёша решил доказать, что есть ещё порох в пороховницах, что он способен показывать высокие результаты. В то время, когда все призёры и победители Олимпиады взяли небольшой тайм-аут, Алексей хорошо провёл подготовительный сезон. И уже в первой половине следующего соревновательного сезона стал настоящим лидером российской команды: дважды на этапах Кубка мира — в Лиллехаммере и Давосе — занимал вторые места, выиграл командный спринт в Отепя в паре с Сергеем Устюговым.
Затем, правда, наступил некоторый спад, случилась небольшая простуда… Тем не менее Алексей Петухов смог завоевать в своём коронном коньковом командном спринте серебряную медаль в паре с Никитой Крюковым на чемпионате мира в Фалуне, доказав всем, что он настоящий командный боец. Надеюсь, что эта медаль в его спортивной карьере далеко не последняя. ■
Читать далее: