Опубликовано: Юрий Каминский. Книга "От школьной скамьи до олимпийской медали"
Ты тренер, ты сам делаешь им и себе тяжелую жизнь.
Ты должен научить их её весело переносить.
Анатолий Тарасов
Вот тут-то начинаются тренерские чудачества. Кто-то может много играть с детьми, плавать, ходить в походы, и это здорово! А кто-то начинает слишком много и интенсивно бегать или ещё хуже — злоупотреблять прыжками. Потом у детей непонятно что творится с коленями, с другими суставами, с сердцем… Но тренеру в этой связи ничего и не скажешь. Он задаст законный вопрос: «Где написано, как надо работать с детьми летом в лагере?»
Было бы лучше, чтобы это было прописано хотя бы на концептуальном уровне.
На мой взгляд, в этот период должна быть определённая периодизация, потому что в условиях лагеря ребёнок только и делает, что занимается спортом. Значит, должен быть перекинут мостик на следующий год. Ведь тренировка летом — базовая работа, благодаря которой юный спортсмен в дальнейшем может хорошо себя проявить. Плюс надо обязательно учитывать сенситивные периоды, наиболее благоприятные для данного возраста. В соответствии с ними нужно жёстко дозировать нагрузки. По времени в лагере ребёнок ничем не ограничен, у тренера есть возможность варьирования нагрузки: утро, день, вечер. Ещё очень важно, чтобы тренер осуществлял жёсткий контроль за состоянием здоровья, за нагрузочной стоимостью каждого упражнения. Подчеркну: это очень важно! Хотя у нас многие тренеры даже на ЧСС вообще внимания не обращают: бежит ребёнок, терпит — и отлично! А чего ему это стоит и каковы последствия — не важно…
На мой взгляд, здесь всё должно быть подчинено физиологическим закономерностям. В девятилетнем возрасте, во-первых, нужно давать те упражнения, которые для юного спортсмена физиологически оправданы с точки зрения его естественных процессов роста и развития. Во-вторых, упражнения должны быть разнообразными, вариативными, чтобы у ребёнка формировалось достаточно большое количество различных моторных программ, чтобы он был координационно развит. Должна вестись по-настоящему многоборная подготовка. Но при постоянном жёстком контроле. Скажем, нельзя допускать, чтобы дети два часа гоняли в футбол. Можно сравнить с употреблением молока: выпить стакан — полезно, ведро — отравишься! Так же и здесь. Никто не скажет, что играть в футбол плохо. Но сколько по времени и как его вписать в соответствие с другими видами упражнений? Эффективность этого вида спорта в лыжной подготовке может быть отрицательной, если пренебрегать его нагрузочной стоимостью. Я эту тему уже затрагивал в предыдущей главе.
Николай Александрович Бернштейн писал, что когда мы развиваем в спортсмене ловкость, мы тренируем тренируемость. То есть способность воспринимать новые упражнения. С этой точки зрения развитие ловкости в лыжных гонках действительно интересно. Вообще, лыжники — это особенные спортсмены. Я уже рассказывал про моего воспитанника Виталика Шилова. Я бы сказал, что в моей тренерской практике это был самый ловкий лыжник. Но как игровик при этом он был одним из худших — во что бы он ни играл, доминантой были лыжные движения. В гонках для него главным было, чтобы лыжи хорошо ехали. А как держали — не так важно. Мог приспособиться к любой отдаче. Если бы не ушёл в биатлон, думаю, что именно в спринте он смог бы хорошо реализоваться из-за своей феноменальной способности быстро перестраивать лыжные движения. У меня и Крюков никогда не был суперасом в играх. Среди моих воспитанников он никогда не был лучшим игроком, скорее — одним из худших.
Средства тренировки могут быть любыми, главное — соблюдать пропорции и грамотно вкрапливать их в тренировочный процесс. Можно использовать в том числе и лыжероллеры. Но не просто поставить на них детей и — давай накатывать километры, не контролируя движения.
Лыжероллеры можно включать в подготовку с любого возраста. Только нужно чётко понимать, для чего. Нужны они, прежде всего, для развития чувства равновесия и для работы над техникой. Естественно, не нужно торопиться выводить детей на рельеф. Для начала им будет достаточно равнины. Главное, чтобы участок, где будут кататься дети, был безопасен в плане соседства с автотранспортом. Увы, в России до сих пор очень мало лыжных баз, которые могли бы похвастаться наличием и разнообразием лыжероллерных кругов или хотя бы велосипедных дорожек.
В период начальной подготовки я бы посоветовал включать не лыжероллеры, а роликовые коньки. На них можно проводить очень разнообразные занятия, ведь цель этого периода — заинтересовать детей нашим видом спорта. Ролики желательно вкрапливать в тренировочный процесс, чтобы интереснее проводить тренировки. Причём на роликовых коньках стоит проводить как специальные технические, так и игровые тренировки. А уже какое-то время спустя, когда юные спортсмены научаться держать равновесие, будут достаточно координированы, можно поставить их на коньковые лыжероллеры. Но и тут нужно не забывать, что основным методом всё-таки должен быть игровой. Он должен занимать примерно три четверти тренировочного времени. Тренировку на лыжероллерах надо проводить интересно и разнообразно! На роллерах ведь тоже можно играть. Даже если тренировка носит технический характер. У детей не может быть технической работы в чистом виде.
Есть тренеры, пытающиеся переносить схемы тренировок из более продвинутых групп на начальные, но это неправильно. Тем более что для УТГ на первых годах обучения игровой метод очень хорош. Когда я ещё только начинал работать тренером, к нам в лагерь в Бердянск приезжал Альберт Леонидович Вахрушев, тогда старший тренер юниорской сборной команды России. Он показал нам такую тренировку: эстафеты с силовыми элементами, которые в 80-е годы использовала сборная команда страны, причём как основной состав, так и резервный. Если даже сборные команды использовали игровые методы, то начинающим лыжникам, как говорится, сам бог велел!
Не стоит расстраиваться, если нет возможности проводить тренировки на лыжероллерах. Есть немало других полезных средств для полноценной подготовки лыжников. Алексей Петухов, например, впервые встал на роллеры в 15 лет и сразу же выиграл всероссийские соревнования. Произошло это потому, что технически, физически и функционально он уже был к этому готов. И таких спортсменов достаточно много.
Не должны быть роллеры ради роллеров. Это у взрослых спортсменов есть определённые схемы тренировки, где роллеры играют если не первостепенную роль, то лишь самую малость могут уступать имитации, как основному развивающему средству.
Имитация — очень мощное средство функциональной и технической подготовки лыжника, с её использованием надо быть тоже очень осторожным. Применять её необходимо исходя из возможностей спортсмена и его текущего функционального состояния, определяемого мышечной и функциональной готовностью лыжника выполнять имитационные упражнения (шаговые или прыжковые) на пороговом уровне интенсивности.
В юниорском возрасте мы начинали подготовительный сезон с шаговой имитации, постоянно повышая мощность движений, но не увеличивая пульс, который ограничивали уровнем ПАНО. Только освоив такую работу, постепенно переходили на более мощную и интенсивную прыжковую имитацию. Но опять же — не за счёт скорости и частоты. Надо повышать мощность, а не частоту выполнения упражнения. По такой схеме нужно работать в любом возрасте и особенно с детьми. Тренеру нужно особенно тщательно следить за тем, чтобы спортсмены во время выполнения имитации не превышали пороговый уровень (не заходили за уровень ПАНО). Любое превышение порогового уровня угнетает митохондриальную систему. Именно поэтому нужно быть особенно осторожными с такого рода нагрузками в детско-юношеском и юниорском возрасте. Мы ни в коем случае не должны наносить вред организму спортсмена.
Есть такой замечательный тренер в Московской области — Николай Михайлович Трушин. Его воспитанники вообще на кругах до юниорского возраста имитацию не делали. Они работали только перед тренером на одном подъёме. Это удобно: тренер постоянно видит своих учеников, может проконтролировать интенсивность по пульсу, и технику хорошо корректировать в любой момент. Спортсмен сделал задание на подъёме, вниз спустился пешком, все функции в это время восстановились, пульс нормализовался. Новый отрезок начинается в восстановленном состоянии. Если вспомнить, примерно об этом же пишет Селуянов, говоря о том, что при тренировочной деятельности с юными спортсменами надо отдавать приоритет силовой работе и походам.
Имитация — специальная силовая работа на ноги, перегрузить ею мышечную и функциональную системы очень легко. Это закон: если во время выполнения силовой работы перебираешь в интенсивности — тем самым ты убиваешь организм спортсмена. Хорошо ещё, если тебе удастся его вовремя остановить, но если ты уже загнал лыжника на уровень разрушения митохондрий, разбил митохондриальную систему, после этого придётся два-три месяца аэробным методом нарабатывать всё заново.
Очень важно, чтобы в детско-юношеском спорте тренировочный процесс был организован рационально. В идеале нужно стремиться к тому, чтобы не было ничего лишнего, чтобы спортсмен получил необходимый минимум нагрузок для развития физических качеств на данном возрастном этапе. Лучше пусть он недополучит в интенсивности и примет участие в меньшем количестве соревнований, чем с нею переборщит. Перенапрягать функциональные системы, особенно в пубертатный период, очень опасно.
Тренеру нужно чётко понимать, что в группах старшего юношеского и юниорского возраста главная цель всей летней подготовки — это повышение мощности движений. Цель в подготовительном периоде зимней подготовки опять же — повышение мощности. Но летом мы делаем это в одних упражнениях, зимой — в других. Летом у нас пиковый период, мы очень высоко поднимаем силу, а зимой — реализуем наработанное. То есть уже на лыжах стараемся показать примерно ту же мощность в движениях, что мы делали на роллерах и в имитации.
В каждом случае надо понимать задачу: к чему, к какому старту и как мы планируем подводить своих спортсменов.
Особенно талантливые ребята, если говорить о лыжных гонках, как правило, очень аэробные с точки зрения мышц. Причём неважно, спринтер он или дистанционщик. Поэтому эти люди закисляются очень тяжело. Скажем, девятилетний ребёнок при закислении в 9 ммоль/л уже отказывается от работы. Одарённые лыжники могут доводить закисление до 20 ммоль/л и ещё нормально себя чувствовать… А теперь представьте себе, что появляется ребёнок, у которого очень много окислительных волокон, и он может достаточно долго не закисляться. Получается, что такой ребёнок может бегать много, пока у него не кончится гликоген или не устанет ЦНС - центральная нервная система. Получается, что он всегда бегает, но… У него маленькое сердце! Выходит, ребёнок всегда бегает за счёт хорошей работы сердца. То есть он может развивать достаточно высокую интенсивность, ЧСС повышается, ребёнок её не замечает. Как только ребёнок доходит до пульса 180, возникает дефект диастолы… Сердце не успевает расслабиться, как надо снова сокращаться. Когда это происходит, в клетках сердца начинает развиваться гипоксический процесс. В этом случае клетки сердца начинают угнетаться и затем погибать. Ребёнок может получить дистрофию миокарда. Вот так талантливых ребят и губят.
Тренер, не зная об этих последствиях, когда ребёнок без устали бегает, хлопает в ладоши и говорит: «Отлично! Вот он у меня побежит!» Получается, что такой ребёнок бегает так несколько лет, а потом — всё…
Посмотрите протоколы соревнований, скажем, по старшему возрасту. Очень симптоматично, что среди спортсменов старшего юношеского возраста бегут более юные — из средней возрастной группы — и показывают достаточно высокие результаты. О судьбе этих ребятишек стоит серьёзно призадуматься, а не радоваться за них раньше времени из-за того, что они уже обыгрывают тех, кто старше. Стоит проанализировать, на каком пульсе они бегут, не возникает ли дефект диастолы.
Вот это и есть проблема сохранения таланта! Если тебе достался такой спортсмен — держи его, не загоняй нагрузками, развивай планомерно, не перегружай, не экспериментируй с ним — если тянет нагрузку, дай-ка я ему ещё добавлю!
У девочек часто бывает, если перебрать с интенсивностью, сразу начинается проблема наращивания жировой массы. Потому что аэробных нагрузок мало, больше нагрузок гликолитических, свободные жирные кислоты расщепляются плохо, в основном работают на гликогене, и начинается набор веса! Они начинают страдать… А виноват-то тренер — не следит за интенсивностью. Избавиться потом от лишней массы очень сложно. Это, прежде всего, проблема завышенной интенсивности при недостатке низкоинтенсивных аэробных нагрузок.
Почему у нас многие девчонки приезжают после летнего лагеря раздобревшими? Это результат того, что девочки бегали каждый день в зоне гликолиза. Вот они — последствия непродуманного стихийного метода работы с юными спортсменами летом. Хотя вроде бы благое дело тренер сделал, привёз детей в лагерь как бы оздоравливаться…
Вряд ли стоит говорить о важности самого разного вида контроля за состоянием воспитанников, в том числе и педагогического контроля. Есть много тестов, на которые можно ориентироваться. Очень показательны утренние ортостатические пробы (разница пульса лёжа в состоянии покоя и затем стоя). Мои спортсмены приучены к ним с детского возраста и до сих пор этим пользуются, несмотря на все наши современные возможности. Чем раньше тренер приучит спортсменов замерять утренний пульс, тем лучше. По динамике его изменений мы понимаем, что происходит с сердцем. Ортопроба ещё лучше может сигнализировать о текущих изменениях в организме и влиянии на него получаемой физической нагрузки.
Тестирования необходимы тренеру для отслеживания физического развития спортсменов. В каждом возрасте такой контроль проводится по-разному. Скажем, когда я ещё работал с детьми, обычно на стадионе использовал в качестве контрольных нормативов прыжок с места, пятерной прыжок, отжимания от земли, спринтерский бег; начиная со старшего возраста для юношей вводили десятерной прыжок, отжимание на параллельных брусьях и кросс. Но сейчас от кросса мы уже ушли, потому что есть ряд специальных тестов на тредбане. В настоящее время мы почти не проводим контрольных состязаний. Либо в тренировках задаём такие режимы работы, которые можно рассматривать как контрольные тесты, либо тестируем спортсменов в лаборатории. Но это сборная команда. У рядового тренера нет возможности проводить такие обследования, поэтому ему необходимо выработать свою систему тестирования для оценки развития физических качеств юного спортсмена.
Например, взрывную силу можно оценивать по прыжку с места. Силовую выносливость для спортсменов до 14 лет — в отжиманиях от земли, с 14 лет — в отжиманиях на брусьях. У девушек — в основном в отжиманиях от земли, хотя на брусьях тоже можно. Можно сюда ещё включить тройной, пятерной, десятерной и 15-кратный прыжок. В более подготовленном возрасте, чтобы проверить скоростно-силовую выносливость, мы используем 20-кратный прыжок в длину на одной ноге. Для определения быстроты — спринтерский бег на отрезках от 60 до 100 метров. Оценку выносливости можно проводить по бегу на дистанции от 1 км и более — в зависимости от возраста. В идеале во время этого забега использовать спорттестер — пульсометр. Тогда у нас такой возможности не было. Сейчас с помощью пульсометров при пробегании тестового отрезка 1 или 2 км можно увидеть средний пульс, максимальный и минимальный. А ещё лучше — динамику изменения пульса.
Часто приходится слушать рассуждения о том, что лыжнику необходимо быть быстрым бегуном, показывать в соревнованиях по кроссу высокие результаты. Раньше действительно бег был одним из главных критериев, по которому определяли функциональные возможности спортсменов. Сильнейшие лыжники, как правило, делали это как хорошие легкоатлеты-бегуны на средние и длинные дистанции - на уровне мастеров спорта, но сейчас это далеко не так. Сейчас наши лучшие спринтеры еле-еле преодолевают 3 км за 9.30, а в основном показывают результат чуть лучше 10 минут.
В то же время норвежцы по-прежнему много внимания уделяют чистому кроссу. У них спортсмены бегают быстрее, потому что много используют этот вид подготовки. Мы делаем это значительно меньше. Мы больше идём через имитацию попеременного лыжного хода на подъёмах. Наверное, поэтому у них техника попеременного хода на лыжах больше похожа на бег. У них ведь и имитации как таковой нет — в основном бег в подъём с палками.
На мой взгляд, сейчас настали времена, когда идёт очень жёсткая специализация. Как оказалось, лыжнику совсем не обязательно уметь быстро переставлять ноги. Гораздо важнее уметь быстро толкаться, а это разные вещи. В беге надо просто быстро уходить с ноги, а в лыжах важен толчок и своевременный перенос веса тела. Даже если бы у нас остался только классический стиль передвижения, то всё равно роль бега снизилась бы. Возможно, не так сильно, как сейчас, потому что коньковый стиль привёл к необходимости повышения мышечной массы, а это, в свою очередь, снизило беговые качества.
Крюков, например, в юношеском возрасте из 10 минут не выходил, а сейчас бежит 9.30–9.40. Кросс как тест использовался мною до юниорского возраста. Я искал разные варианты, но пришёл к тому, что для тестирования специальной и скоростно-силовой выносливости нужны какие-то специальные тесты.
Что должен контролировать тренер в процессе тренировки? Прежде всего –интенсивность нагрузки по ЧСС. Для ребёнка развивающий режим работы для увеличения объёма сердца — на пульсе до 150 ударов в минуту. На этом пульсе минутный объём крови обеспечивается за счёт внутренних возможностей. За счёт размера сердца, его ударного объёма. Если пульс значительно выше — это большая физиологическая нагрузка на сердце. Тренер должен это чётко понимать. В том числе и в игровых моментах. Если ты видишь, что ребёнок в игре активно носится по полю 5 минут, делай замены, тормози его, уводи с поля, меняй амплуа, ставь на ворота… Делай чаще паузы. Процесс игры не должен быть стихийным. Слабый спортсмен остановится, талантливый будет бегать дольше всех в ущерб своему здоровью. Будет бегать сегодня, завтра, а через три недели остановится.
В лыжных гонках подготовка строится таким образом, что в августе детям можно дать нормальную нагрузку, в конце месяца немного отдохнуть, чтобы в первые 10–12 дней сентября дать им возможность втянуться в учебный процесс, восстановиться после летних лагерей и продолжить плановую подготовительную работу к зиме.
Нормально можно относиться и к выезду на первый снег в период осенних каникул, если, опять же, не слишком загружать детей в первые несколько дней. Следует учитывать возможный резкий перепад температур и снижение иммунитета. Это означает, что необходимо до выезда на снег провести профилактику иммунной системы. Тренерам нельзя пренебрегать таким важным моментом как витаминизация. Ни в коем случае нельзя заставлять организм ребёнка вариться в собственном соку!
В Кунцевской спортивной школе мы обычно выезжали на вкатывание во время осенних каникул. Дней на 10–12. Считается, что для тренировки техники лучше всего условия приблизить к оптимальным. К примеру, лыжная труба в Вуокатти, а теперь и в Санкт-Петербурге позволяют вставать на лыжи уже летом. Многие противники летнего катания на лыжах говорят: «Что толку? Мы покатались летом на лыжах, а потом на месяц-два-три про лыжи забыли». На самом деле, под любой вид двигательной деятельности в мозге человека создаётся некая психомоторная программа. Когда мы покатались, то сформировали и отработали её. Перестали стоять на снегу — тот нервный центр, который отвечает за эту программу, засыпает. Но когда мы встаём через три месяца на снег, через короткий промежуток времени он достаточно быстро просыпается, и мы можем пользоваться отработанными заготовками. Тренировали медленный ход — значит, включится эта наработка, тренировали скорости, близкие к соревновательным — значит, сработает такая моторная программа.
Какой должна быть работа на первом снегу? Во-первых, не скучной. Во-вторых, необходимо сформировать двигательный навык. В предолимпийский подготовительный период (перед сочинской Олимпиадой), когда мы в июле находились на сборе в Вуокатти и проводили тренировку в снежном тоннеле, туда же приехали швейцарцы. Я обратил внимание на то, что они два дня покатались и уже на третий день сделали контрольную тренировку на два с небольшим километра. Специально пошёл посмотреть, готовы ли они к этому двигательно. Участвовали гонщики, которых я знаю: Ван дер Грааф, Ягер, Тамборнино — известные спортсмены, с которыми мы не один раз пересекались на сборах и соревнованиях. Увидел, что мужчины двигаются хорошо. Значит, они явно были готовы к соревновательным движениям. Каким образом — не знаю. Но они чётко попадали в отталкивание, бежали резко, импульсно. Скорее всего, они тренировались у себя в горах на глетчере, а теперь спустились вниз, чтобы сделать быструю работу. У женщин в техническом плане было похуже — они немного не попадали в толчок. Бежали ещё и эстонцы. Они тоже не попадали, хотя приехали на два дня раньше швейцарцев и откатали в трубе минимум пять тренировок. Поэтому я считаю, что для девчонок в отличие от ребят эта контрольная тренировка не имела большого смысла. Для них в этой ситуации я бы лучше сделал какую-то повторную тренировку с более низкой скоростью, чтобы они успевали качественно толкаться.
Я привёл в пример топовых спортсменов, у которых тем не менее на первых порах тоже наблюдаются проблемы с техникой. Им также необходим период адаптации к снегу. Первые тренировки на снегу у юных лыжников должны быть только на совершенствование техники.
Спортсмены спринтерской группы сборной России восстанавливают технику после полуторамесячного перерыва в снежной подготовке за 6–8 тренировок. Но это опять же элитные лыжники. У них такая работа сейчас занимает меньше времени за счёт того, что они несколько раз в течение подготовительного периода проводят тренировочные сборы на снегу.
Тренер всегда должен помнить о том, что молодой человек постоянно развивается. Если мы сегодня его чему-то научили, вовсе не означает, что это навсегда. Через пару лет у него изменились вес, рост, длина конечностей, вся антропометрия — и техника рушится…
Какими на первом снегу могут быть объёмы нагрузки? Это очень индивидуальный вопрос. Каждый спортсмен может выдержать свои индивидуальные объёмы, то есть они должны быть физиологически обоснованными.
Вообще, в работе с детьми лучше всего придерживаться принципа дозирования и разбавления тренировочной нагрузки. Нужно помнить, что, мотивировав юного спортсмена, можно получить от него чрезмерное выполнение нагрузки. Помню, Егор Сорин в юниорском возрасте у меня 75 км на роллерах проезжал за 3,5 часа в Раубичах. Причём темп при этом держал на верхней границе второй зоны. С одной стороны, я стою и думаю: «Как бы чего не вышло», — а с другой — его не торможу. Вроде, он и не особенно быстро едет, но я бы на его месте делал это ещё медленнее… А утомление выскочило уже через день отдыха в скоростно-силовой работе. Движения были вялыми и затянутыми.
С одной стороны, вроде бы, восстановился, но в скоростно-силовой — явно худший! Это говорило о том, что приторможены нервные центры. Я решил изменить задание — в другой длительной тренировке спортсмены работали 3 часа, но с вариативностью в средствах: добавлял силовые упражнения, переставлял на более медленные и более быстрые роллеры — уставали даже больше. Но при этом — быстрее восстанавливались, потому что мы не в одну точку долбили все три часа, а разбавляли нагрузку по нескольким двигательным центрам. ЦНС не так сильно утомлялась, благодаря этому спортсмены быстрее переваривали нагрузку.
Развивать скорость — это не значит постоянно гонять на соревновательной скорости. Есть норвежская система, которая называется «блок мотор». Сами норвежцы её сейчас очень критикуют, потому что почти каждая тренировка в ней — это соревнование… Но сейчас они говорят, что главное в период до 20–22 лет — развивать большое сердце. А это никак не связывается с жёсткой соревновательной деятельностью. Скорее наоборот, при высокоинтенсивной работе сердце останется маленьким. К сожалению, мы в последние годы не измеряем размер сердца у наших спортсменов. А зря — это очень важный показатель. Раньше во ВНИИФКе делали УЗИ сердца, фиксировали размер аорты… Сейчас это можно делать в детской поликлинике. Причём, делать это желательно каждый год, чтобы отслеживать динамику развития подростка. Особенно это важно, когда спортсмены переходят из юношеского возраста в юниорский, в так называемый этап спортивного совершенствования. Это этап, когда мы должны создавать у лыжника спортивное сердце. Спортивное сердце — это большое раскачанное сердце без каких-либо гипертрофий, связанных с перенапряжениями сердечной мышцы из-за неправильной скоростной нагрузки. Сердце должно развиваться и расти равномерно. В своё время А. И. Головачев приводил мне статистику советских лыжников, у кого лучше всего было разработано сердце. Среди лучших были Девятьяров, Завьялов, Зимятов, Егорова… В то же время были спортсмены с различными патологиями — например, у Прокуророва был сильнее растянут левый желудочек сердца — то есть он постоянно находился в состоянии перетренировки с точки зрения нормального человека.
Норвежцы, кстати, просто зациклены на развитии большого сердца. У них даже спринтеры имеют большое сердце и благодаря этому могут хорошо бежать не только короткие отрезки, но и марафоны.
Надо помнить, что наиболее благоприятный возраст для развития большого сердца — от 17 до 22 лет. В эти годы мы должны в первую очередь работать над созданием базы для высокого спортивного результата. Основа этой базы — большое спортивное сердце. Во-вторых, хорошо развитые силовые качества. У нас, к большому сожалению, главное в этом возрасте — сиюминутный результат. Тренеры основного состава сборной команды России знают, сколько юниорских медалей завоевал кандидат в команду, но не знают размера его сердца. Крупный недостаток нашей спортивной системы в том, что в 18 лет молодых лыжников выпускают из детско-юношеских спортивных школ, и они никуда не переходят. Им закрывают финансирование из-за того, что в этот период они не показали выдающихся результатов для попадания в юниорскую сборную страны. Лишний раз в этой связи могу привести пример Крюкова, который в юношеском возрасте не блистал высокими результатами. На обследованиях при определении биологического возраста отставание от ровесников у него была 1–2 года…
Впрочем, мы отвлеклись от вкатывания. Ещё один важный вопрос, надо ли на первом снегу разбавлять лыжи какими-то другими средствами: кроссами, имитацией, силовыми упражнениями?
Я всегда к этому вопросу подходил с экономической точки зрения. Если мы вложили деньги в тренировки на снегу, а сбор достаточно короткий — 10–14 дней, надо использовать снег по максимуму. Если сбор длинный, то, конечно, нужно разбавлять лыжи силовой и беговой работой. Но по возможности лыж должно быть как можно больше. Я, например, вообще не люблю беговые тренировки в снежный период, потому что считаю, что, кроме восстановления, мы ничего от них не получаем. Но поскольку в лыжах мы переходим на более мягкий вид деятельности, мышечная система не сильно утомляется, вполне достаточно бегать немного на зарядке или на заминке после тренировки. А вот силовая работа в зале будет нужна. Причём ещё достаточно долго.
Включать ли имитационную работу? Это зависит от того рельефа, на котором мы делаем лыжные тренировки. Если рельеф тяжёлый — может, и не нужно, для детей по крайней мере. На зарядках, иногда и в тренировках мы выполняем поддерживающую работу: либо прыжковую, либо имитационную…
Очень важно, если есть возможность, давать спортсменам больше горнолыжных упражнений, нужно включать катание с гор. Мы до сих пор используем в тренировках прохождение спусков. Создавая разные условия (в группе, друг за другом, обгон, виражи, повороты), отрабатываем отдельные элементы горнолыжной техники. Я считаю, что этой работой надо заниматься постоянно, ведь гонщикам часто приходится преодолевать спуски в группе, в контактной борьбе…
Нужно помнить и о длительных тренировках, походах — для детей всё хорошо. Можно и по глубокому снегу — это будет хорошая замена аэробно-силовой работы на ноги. Можно уйти в какую-то точку и уже по натоптанной лыжне вернуться обратно.
Нужно ли детям работать с отягощениями? На мой взгляд, из-за отягощений ломается техника. Если одеваешь жилет, сразу заваливается спина. Даже при самом безобидном поясе до 5 кг есть изменения в темпо-ритмовых характеристиках техники. Поэтому я бы рекомендовал лишь кратковременные вкрапления работы с утяжелителями. Со мной тренировался Женя Босаченко (его присылал ко мне на сборы мой друг, его личный тренер). Он много тренировался с поясом-утяжелителем. Я ему несколько раз говорил о том, чтобы он пояс снял или хотя бы не использовал его каждый день. Он отказался. В итоге на первом же старте мои более младшие ребята его обыграли, хотя изначально он был посильнее моих воспитанников. Я сказал Жене после этого, что проигрыш его исключительно из-за той работы, которую он проводил с поясом, и что теперь месяца полтора он будет восстанавливать свою технику. Потом он провалил первые важные для него зональные соревнования и не отобрался на первенство страны по юношам. Через некоторое время Женя всё-таки прошёл отбор на финал первенства России по юниорам, заняв в зональных соревнованиях третье место. Приехал ко мне в Дзержинский, тренировался с нами, а потом вместе с нами отправился на финал юношеского первенства России личником по юношам и был одиннадцатым…
Скоростная работа, в принципе, уместна всегда, но при том условии, что она правильно выполнена. Можно включать одну-две тренировки в зависимости от того, как они вписываются в микроцикл. Важно, чтобы спортсмен был готов выполнять быстрые движения так, чтобы у него не ломалась техника. У меня спринтерская группа в этом смысле разбивалась на две части. Четверо могут делать любую быструю работу, потому что у них нет периода вкатывания. По меньшей мере уже четыре-пять лет они практически через каждые полтора месяца стоят на лыжах на снегу, поэтому техника на любом ускорении у них сохраняется. А четвёрка новичков совсем не держит технику. Крюкову, Петухову, Панжинскому и Гафарову нужно для вкатывания всего семь тренировок на снегу для восстановления техники. Когда двое из них тренировались у меня в юниорском возрасте, им нужно было девять-десять тренировок.
Предвижу вопрос: если детей вывозить на снег в осенние каникулы, потом они возвращаются по домам, и там снега может не быть две-три недели или больше — чем заниматься в этот период? В этом перерыве нет ничего страшного. После того как загрузились на снегу, можно сделать неделю спада. Потом на неделю-две снова погрузиться в какую-то специальную работу: имитационную, силовую. Вопрос только в том, какого она будет характера: развивающего или поддерживающего… На лыжах была плавная работа, которой вы однозначно снизили активность тестостероновой системы. Как бы вы её ни поддерживали, всё равно тестостерон будет понижен, так же реагируют на аэробную объёмную нагрузку соматотропная и инсулиновая системы. Поэтому есть смысл сделать блок силовой работы. Но её необходимо предельно приблизить к лыжной специфике. Очень хорошо в этот период будет встать на лёд и покататься на коньках, если поблизости есть искусственный каток. Там вы получите быстрое отталкивание и скорость.
Другой пример. У нас в Дзержинском есть искуственное озеро, образовавшееся на месте песчаного карьера. Бывали такие зимы, когда сначала долго стоял мороз, а снега не было. Как только выпадало чуть-чуть снега, мы всегда выходили кататься на лыжах по льду в этом карьере. Должен сказать, что это хоть и экстремальное, но неплохое вкатывание. На льду очень хорошо получается ставить технику. Стабильные условия позволяют отрабатывать резкое импульсное отталкивание. Хоть там и нет подъёмов, но можно тренироваться без палок или с одной палкой. Эти приёмы я до сих пор применяю со взрослыми спортсменами, членами спринтерской сборной страны, и они работают.
Мы всё время говорим о тренировках во время лагерей. Но не менее важно уделять внимание питанию и витаминизации в такие активные тренировочные периоды. Ещё раз подчеркну, в детско-юношеский период очень важно обращать внимание на витамины, на питание, на медицинский контроль! Прежде всего, ребёнок должен быть здоров и допущен к занятиям физкультурой. В идеале, конечно, хорошо бы посмотреть его сердце, чтобы оно было здоровым и без каких-либо предпосылок к отклонениям. Только убедившись в том, что ребёнок здоров, всей своей работой мы должны способствовать тому, чтобы у него все жизненно важные органы и функциональные системы развивались без аномалий. Регулярный медицинский контроль нужен для того, чтобы проследить динамику развития физических качеств. Это прежде всего антропометрия.
Естественно должны быть соблюдены правила питания. Юный организм растёт, поэтому питание должно быть сбалансировано. В необходимом количестве должны присутствовать белок и углеводы. Для всех моих спортсменов во всех возрастах — табу на все газированные напитки и всевозможные «колы». Спортсмены должны быть изначально приучены к сокам. Практически исключены должны быть из жизни всевозможные фаст-фуды и чипсы. Я знаю, что иностранные спортсмены иногда используют кока-колу, поскольку в ней огромный запас углеводов и особый набор психотропных веществ, которые стимулируют. Мы её не используем, отдавая предпочтение натуральным российским настойкам китайского лимонника, золотого корня, левзеи.
Теперь по поводу витаминов. Организм ребёнка нужно периодически подпитывать витаминами и микроэлементами. Он ведь постоянно растёт. А в процессе тренировок с потом выходит достаточно много различных солей. Соответственно, происходит потеря минералов, большого количества питательных веществ. Всё это очень сильно сказывается на формировании и росте костей. Нагрузки достаточно большие. При отсутствии должной витаминизации организм может не справляться. Именно из-за этого очень часто в спорте происходит задержка роста ребёнка. Дети ведь питаются не всегда правильно и качественно.
Я бы посоветовал тренерам обратиться к справочнику по фармакологии детско-юношеского спорта и в союзе с врачом спортивного диспансера либо детской поликлиники выбрать витамины, которые подойдут тому или иному юному спортсмену. Кстати, витаминизация детей, использование в их рационе макро- и микроэлементов стали бы лучшей профилактикой заболеваний, способствовали укреплению иммунитета. В циклических видах спорта, где работа носит длительный характер, очень важно и целесообразно как сбалансированное питание, так и своевременная витаминизация. Особенно важно присутствие витаминов группы В, которые поддерживают аэробную энергетику. Дети всё-таки в этом возрасте больше аэробные. Все восстановительные процессы протекают в условиях аэробных механизмов энергообеспечения. Необходимо поддерживать эти аэробные процессы, облегчить восстановительные процессы вашим подопечным. Речь идёт не о стимуляционных средствах, лишь о том, чтобы ускорить естественное восстановление.
К сожалению, некоторые тренеры считают, что вопросами витаминизации нужно заниматься лишь во взрослом спорте, не задумываясь при этом о том, что недостаток витаминов и микроэлементов в детско-юношеском спорте приводит к задержкам роста, гормональным нарушениям, особенно у девочек. Происходит всё это из-за того, что в тренировках мы частенько черпаем адаптационные ресурсы организма, не давая им восстанавливаться. В итоге юные спортсмены либо заболевают, либо у них развивается какая-то патология типа дистрофии надпочечников или ещё что-нибудь… Или страдает та же сердечно-сосудистая система. Мы нагружаем ребёнка: рельефом, в горы отвезли или ещё куда-то… А у него в этом возрасте хрупкость сосудов очень высокая. Однако никто об этом не думает, никого не интересует, что под воздействием нагрузки происходят изменения в сосудистой стенке сердца. Мало кто делает поддержание работы сердечной мышцы посредством витаминизации. У многих юных спортсменов возникают проблемы в суставах от перегрузок и неумения их восстанавливать.
Я не призываю к тому, чтобы серьёзно усиливать фармакологию в детско-юношеском спорте. Нужно лишь вовремя проводить хотя бы минимальную витаминизацию, учитывая ещё тот факт, что меню, которое предлагается юным спортсменам в спортивных лагерях или на сборах, зачастую несбалансированное. Это взрослые всеядны: закидали в желудок разной еды и пошли на тренировку. Дети всё-таки более разборчивы в приёме пищи. Сегодня не захотел есть это блюдо, завтра — другое… Мы часто видим, что дети едят далеко не всё из того, что им предлагают в столовой. Съел шоколадку, пошёл тренироваться. День так прошёл без нормальной еды, другой, третий… А потом возникают проблемы, потому что ребёнок тренируется, исчерпывая собственные ресурсы и не восстанавливая их, замедляя восстановительные процессы белков. Организм растёт, тренировка забирает белковый ресурс… С одной стороны, надо дать на развитие, с другой — компенсировать те потери, которые были вызваны тренировочной нагрузкой. Так где же ему столько бедному взять?! В итоге он понемножку даёт и туда, и сюда. А немножко на развитие — это уже опасно! Организм ведь должен расти, развиваться. Отсюда и куча самых разнообразных проблем, например — раньше времени истощённая из-за больших нагрузок и травматизации мышечная система. Причём мышцы у детей болят достаточно сильно… Как долго они смогут терпеть эту боль?
К сожалению, у нас многие тренеры — очень увлекающиеся натуры. Увидели, что Легков работает со штангой, и могут детей под штангу поставить и в восторге кричать: «Давайте, ребята!» Вся эта эйфория сопряжена с тяжелейшими последствиями для организма детей. Для меня удивительно, что детские наставники подчас этого не понимают. Почему-то многие из них забывают о том, что вся педагогическая деятельность должна быть согласована с естественными физиологическими процессами развития ребёнка в конкретном возрастном периоде. Я даже не говорю сейчас про сенситивные периоды, периоды ускоренного роста. Период ускоренного роста ещё не означает, что в это время надо сломя голову бросать детей под штангу. В итоге от такой непродуманной работы у юных спортсменов вылетают межпозвоночные диски, зарабатываются травмы коленей и так далее. Да, существует период ускоренного развития тела, наращивания мышечной массы, повышения силы. Но повышать-то её можно разными средствами и методами, не нанося вреда растущему организму юного спортсмена.
Об этом вообще никто не думает. Поэтому и получается, что спортсмены приходят в сборную страны, уже заработав хронические заболевания: как правило, это различные повреждения менисков, надколенного сухожилия от чрезмерной прыжковой работы.
Кто-то спросит: «Что же, я вообще не должен давать прыжковую работу?». Давать-то должен. Но нужно учесть, что наружная и внутренняя головка четырехглавой мышцы бедра вначале, пока ты её не подготовишь, имеет разные тонусы. Из-за этих разных тонусов сухожилия надколенника смещаются обычно в сторону внутренней головки. Если она смещается, то смещается и надколенник. Ты начинаешь прыгать в этом состоянии, и получается, что связка с одной стороны перенатянута, а с другой — провисает. В итоге спортсмен получает травму надколенника.
Подготовленный к работе мышечный аппарат будет реагировать на нагрузки совершенно по-другому, поэтому во главе угла должны стоять педагогические принципы постепенности, адаптированности, систематичности и т. д. Но об этом многие забывают, торопятся побыстрее выдать результат.
Приезжают на первый сбор в период втягивания и начинают прыгать на одной ноге… Или ходить гусиным шагом… Кстати, любой травматолог скажет, что ходьба гусиным шагом — вреднейшее средство с точки зрения воздействия на мениск, потому что в этом положении происходит пережатие мениска! Это первый путь к его травматизации. Но, к сожалению, тренеры об этом не задумываются. А потом спортсмены уже во взрослом возрасте страдают от ошибок их учителей в детстве, плачут, что у них колени болят. На этом у нас «уложили» не одно поколение спортсменов…
Ещё травматологи предупреждают, что приседать нужно только до угла 90 градусов! Дальше — не надо, потому что идёт сдавливание мениска! Это обычная анатомия, о которой должны помнить тренеры. Увы, никого это не волнует, говорят: «Всё, пошли гуськом…» Иногда ещё и с утяжелением… Да ещё на скорости и в горочку… Все эти чудачества вышибают перспективных спортсменов из обоймы, не давая им достигать нужного уровня в будущем.
Я уже рассказывал про эпизод, как один из моих бывших учеников, став тренером, подменял меня, когда я уезжал на сборы со старшими воспитанниками, и «уложил» группу младших, где был Крюков, начав с ними работать по-взрослому. К сожалению, этот пример не единичен. Многие тренеры, особенно из категории тех, кто сам был неплохим спортсменом, пытаются использовать для детей взрослую программу в миниатюре.
Например, Андрей Крючков, когда преподавал теорию и методику детско-юношеского спорта в институте, пришёл к выводу, что мало кто из студентов понимает, зачем этот предмет вообще нужен. Чаще всего в своей работе потом включают принцип подражания. Мол, если я сам тренировался, неужели не смогу натренировать? Особенно эта проблема свойственна высококвалифицированным спортсменам. Никто из них не хочет понимать, что бóльшая часть детей не такие, как они. Тем не менее чемпионы-тренеры стремятся перекладывать собственную модель на то, что должны делать их юные воспитанники. Чаще всего в таких группах происходит самый большой отсев, потеря у детей интереса к тренировкам, и что самое печальное — возникают проблемы со здоровьем. И всё потому, что бывший чемпион никак не может понять, что таких как он — единицы! Да и давно забыл чемпион, с каких нагрузок сам начинал в детстве…
Самым лучшим тренером чаще всего становится тот, кто не был высококвалифицированным спортсменом, потому что он никогда не подвергался тем критическим нагрузкам, которые доставались талантливым ребятам. Такой специалист даёт детям нагрузку потихонечку, ничего не форсируя. Именно он очень часто садится за книги. Крючков рассказывал, что заочники — самая благодарная аудитория. Они впитывают каждое слово, которое им преподносится. Всё потому, что эти люди уже столкнулись с практикой и пришли, чтобы научиться чему-то новому или совершенствоваться в своих знаниях.
Ещё одну серьёзную проблему я вижу в том, что программа тренировок для детей более-менее сбалансирована по объёму и интенсивности нагрузки, но только вот микроциклы никто в программу не прописывает. Что такое микроцикл? Это сочетание нагрузок различной направленности. Тут можно такое наворотить! Например, две гликолитические работы вместе поставить, и будет катастрофа! Но можно и развести их в разные концы микроцикла, и эффект будет совсем другим. Всё это тренер решает либо в зависимости от уровня своего образования, либо от простого желания. Как он решит, так и сделает. Он может спланировать весь объём гликолитической работы в один-два сбора, выполнив таким образом одним махом всю годовую программу, и «положив» на этом всю команду.
В таком вопросе желательно использовать методические разработки, которые разъясняют особенности построения микроциклов, мезоциклов, оптимального распределения нагрузки… Известно, что на сегодняшний день остро стоит проблема информационного обеспечения тренеров различной научно-методической литературой, которая позволяет на основе физиологических данных выстроить основные закономерности биологических сочетаний разных нагрузок и их последствия. Другими словами, учит, как сделать так, чтобы одна работа не убивала другую и не наслаивалась…
Говорят, сейчас даже в университетах до сих пор нет такой интегральной системы, которая позволяла бы тренеру строить различные модели тренировочного процесса, проигрывая их на основе методических знаний. У нас преподают так: теория и методика спорта отдельно, физиология отдельно, биохимия отдельно, педагогика отдельно… Между ними нет никакого соприкосновения и взаимопроникновения. И как тренеру пользоваться биохимией, которая сама по себе? Применительно к практике спорта он вообще не представляет, как она работает. Он изучал физиологию, но он не понимает физиологические аспекты физических упражнений. Педагогика тоже сама по себе. Когда возникает вопрос: почему надо делать столько подходов к штанге или столько-то бежать километров, надо понимать физиологическую основу упражнений.
Это говорит о том, что должен быть даже не отдельный предмет в университетах, а отдельное направление в науке, которое занимается биологическим обоснованием предлагаемых нагрузок. На основании этого можно было бы разрабатывать модели: что будет, если я сделаю так-то и дам такую-то нагрузку…
Пока же большинство российских тренеров идёт экспериментальным путём — методом проб и ошибок. Кто у нас на сегодняшний день может считаться хорошим тренером? Человек, который двадцать лет отработал в спорте. А молодых-то нет. Почему? Да потому что, только прогнав через свои эксперименты несколько поколений учеников, он начинает понимать, что хорошо, а что плохо в его методиках. Выбрал некий усреднённый вариант и по нему работает. В современном спорте нужно стремиться к тому, чтобы пришёл молодой тренер и сказал: «Зачем я буду тратить двадцать лет и «убивать» своих воспитанников? Мне достаточно будет на модели проиграть и сказать, как строить микроциклы с учётом того-то и того-то». Но у нас пока этого нет, и молодому специалисту приходится двадцать лет идти методом проб и ошибок…
Читать далее: