Трансляции
  • 21 декабря, суббота
    • 09:00
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, гонка преследования, муж.
    • 11:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 10 км, гонка преследования, жен.
    • 12:40
      Биатлон
      Биатлон с Дмитрием Губерниевым (12+)
    • 14:30
      Биатлон
      Кубок мира, 12.5 км, гонка преследования, муж.
    • 16:45
      Биатлон
      Кубок мира, 10 км, гонка преследования, жен.
  • 22 декабря, воскресенье
    • 09:00
      Биатлон
      Кубок Содружества, 15 км, масс-старт, муж.
    • 10:20
      Лыжные гонки
      Кубок России, 5 км, индивидуальная гонка, класс., жен.
    • 11:40
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, масс-старт, жен.
    • 12:50
      Лыжные гонки
      Кубок России, 10 км, индивидуальная гонка, класс., муж.
    • 14:30
      Биатлон
      Кубок мира, 15 км, масс-старт, муж.
    • 16:45
      Биатлон
      Кубок мира, 12.5 км, масс-старт, жен.
  • Татьяна Секридова

Юрий Каминский: "От школьной скамьи до олимпийской медали". Глава 7. Начнём с начала

Опубликовано: Юрий Каминский. Книга "От школьной скамьи до олимпийской медали"

Понимание — это рычаг, орудие, прибор, которым учитель пользуется в своей работе. Милосердие — это этическая позиция учителя в отношении к объекту работы, способ восприятия. Там, где присутствует милосердие — там воспитание. Там, где милосердие отсутствует, где присутствует всё, что угодно, кроме милосердия, — там дрессировка.

Аркадий и Борис Стругацкие

Меня часто спрашивают: каков он, этот путь от школьной скамьи до олимпийской медали? Что нужно делать для того, чтобы вырастить олимпийского чемпиона?

Понятно, что путь этот очень долог и тернист. 


Начинать заниматься лыжными гонками нужно чем раньше, тем лучше. Например, с двух-трёх лет, как это делают скандинавы. Детей желательно ставить на лыжи как можно раньше. 

Именно ставить, чтобы малыши научились стоять на лыжах и пытались делать на них первые шаги. Но заниматься с ними нужно весело, играючи, чтобы не отбить желание кататься на лыжах. Положительные эмоции от процесса — самое главное в этом возрасте. Время проведения таких занятий должно быть недолгим. Немного подвигались, поиграли на лыжах и с лыжами, потолкались, побегали друг за дружкой в салочки, несколько раз скатились с маленького бугорка… Психологическая составляющая — едва ли не самое главное в этот период.

Детям очень важно в начале любого дела получить позитивные эмоции. Особенно это необходимо в таком тяжелом роде занятий, как спорт
Детям очень важно в начале любого дела получить позитивные эмоции. Особенно это необходимо в таком тяжелом роде занятий, как спортСветлана Евдокимова (Sport-Images.ru)

Корифей спортивной науки Лев Павлович Матвеев на вопрос «Когда ребёнку нужно начинать заниматься спортом, чтобы достичь высоких результатов?» отвечал: «За двадцать лет до его рождения!» То есть начинать нужно с его родителей. Для того чтобы ребёнок обладал физическими задатками чемпиона, его родители должны вести здоровый образ жизни, заниматься физическими упражнениями, не курить, не употреблять спиртные напитки задолго до рождения детей.

Лыжи — это индивидуальный вид спорта. Многие детишки идут в него, решая какие-то свои психологические задачи: кто-то хочет понравиться родителям, кто-то самоутвердиться, кто-то покрасоваться среди ровесников в школе. И это здорово. Соревнование — прекрасная возможность для ребёнка проявить себя, психологически утвердиться, стать более уверенным в жизни. Вопрос только, в какой форме соревнования должны проводиться. Тут очень многое зависит от тренера, какой смысл он вкладывает в конкретные упражнения.

У норвежцев, к примеру, ребёнок поощряется не за результат (там до 11 лет на соревнованиях не засекают время), а за участие в состязаниях. Основная цель — участие, а не победа любой ценой. Соревнование становится истинно спортивным праздником, на который приходят семьями. В этом случае ребёнок может перед своими родителями, бабушками и дедушками показать, какой он молодец, что прошёл дистанцию, что ему дали за это на финише медаль и приз…

Самое трудное для ребенка, начинающего заниматься лыжами — надеть крепления. Тренеру, учителю или родителям приходится потратить немало времени, прежде чем ребёнок научится делать это самостоятельно
Самое трудное для ребенка, начинающего заниматься лыжами — надеть крепления. Тренеру, учителю или родителям приходится потратить немало времени, прежде чем ребёнок научится делать это самостоятельноАлексей Розов (Sport-Images.ru)

Очень важно, чтобы вся подготовка была построена многоборно, чтобы тренер по итогам любых детских соревнований смог у каждого ребёнка выделить его сильную сторону. Даже в одном виде состязания наставнику необходимо находить у каждого ребёнка что-то особенное и подчёркивать это: то ли элемент борьбы с самим собой на дистанции, то ли качество её прохождения… Ещё лучше, если тренер вручит ребёнку какой-то особый приз, грамоту «За волю к победе», «За качество…» и тому подобное. А у нас часто по головке гладят только того, кто выиграл. Остальным говорят: «Тренируйся больше, тогда выиграешь!»

Лыжные гонки в Норвегии сродни религии. Независимо от возраста, происхождения, цвета кожи — все должны стоять на лыжах. Детские соревнования в Драммене, которые проводят для ребятишек накануне спринтерского этапа Кубка мира, собирают большое количество детей с родителями. Каждый ребёнок, преодолевший дистанцию 300 метров, получает грамоту и памятную медаль на финише
Лыжные гонки в Норвегии сродни религии. Независимо от возраста, происхождения, цвета кожи — все должны стоять на лыжах. Детские соревнования в Драммене, которые проводят для ребятишек накануне спринтерского этапа Кубка мира, собирают большое количество детей с родителями. Каждый ребёнок, преодолевший дистанцию 300 метров, получает грамоту и памятную медаль на финишеТатьяна Секридова

Чтобы воспитать чемпиона, нужно, прежде всего, научить ребёнка получать удовольствие от занятий физическими упражнениями. Пока этого не будет, пока он будет воспринимать спорт как некую обязанность, тяжёлый труд, он никогда этим видом деятельности не увлечётся. Это взрослые спортсмены мотивированы на то, чтобы терпеть нагрузки, боль, ограничивать себя во многом ради достижения цели. Ребёнок так никогда не будет поступать. Он будет заниматься только тем, что у него хорошо получается, где он может себя проявить, где ему интересно.

Возьмём, к примеру, нашего лучшего на сегодняшний день спринтера — Никиту Крюкова. В детстве он не был самым одарённым в группе. Таких детей много. Но он состоялся за счёт собственной воли и веры в себя, хотя помногу проигрывал своим сверстникам. А сколько детей, для которых первое соревнование — это отпечаток ненужности в этом виде спорта!

Первая медаль Никиты Крюкова.
Первая медаль Никиты Крюкова.из архива Никиты Крюкова

Именно ради того, чтобы не отбить у детей желание тренироваться, я старался привозить своих воспитанников на такие состязания, которые были настоящим праздником спорта, где награждали всех участников, а не только победителей. Когда сам проводил соревнования, стремился как можно большее количество детей охватить призами. Награждать сразу же, не откладывая в долгий ящик, подвести итоги и объявить детям их результаты. Для них это очень важно! Каждый подбегал и спрашивал: «А как я пробежал?..» Всегда старался сделать так, чтобы ощущалась важность момента, чтобы соревнования проходили серьёзно, по-взрослому.

В советские времена в разных регионах страны были великолепные примеры для подражания. Помню, в 80–90-е годы мы регулярно приезжали на вкатывание в Ухту (Республика Коми). Часто я наблюдал за тем, как трёх-, четырехлетних детсадовских детишек выводили на лыжах на прогулку рядом с лыжной базой и трассами, где мы тренировались. Естественно, зимой все уроки физкультуры там проводились на лыжах. Это были времена, когда Республика Коми всегда выигрывала чемпионат России в общекомандном зачёте. В составе сборной команды республики было девять-десять человек, которые на чемпионатах страны попадали в десятку сильнейших на различных дистанциях.

В тот период, когда я занимался с группами начальной подготовки, на занятия, как я уже говорил, приходило до 50 человек — надо было как-то с этой оравой справляться и увлекать. Поэтому разбивал их на три-четыре мини-группы, давал задания и между ними «скакал», чтобы никто не остался без внимания. Кстати, со своими первыми группами я занимался на обычном стадионе. Как правило, проводил с ними час эффективной работы, а потом надо было выходить на занятия с учебно-тренировочной группой, где у меня занимались ребята на несколько лет старше, и качественно с ними работать… Психологически это было очень тяжело. Со временем я даже тренировочные планы стал подстраивать в эти дни таким образом, чтобы после занятий с группами начальной подготовки не проводить тренировки в УТГ, потому что, работая с младшими, выхолащивался эмоционально.

«Падая и вставая, ты растешь!» (Кейс Феркерк). На этом этапе для абсолютно всех детей главное — участие
«Падая и вставая, ты растешь!» (Кейс Феркерк). На этом этапе для абсолютно всех детей главное — участиеАлексей Розов (Sport-Images.ru)

В группах начальной подготовки тренер сам должен гореть, как факел, чтобы разжигать интерес к тренировкам у своих новобранцев. Помимо того, что дети должны быть под постоянным педагогическим контролем, никуда не влезть, не травмироваться, надо их ещё и зажечь. Двадцать человек для такой работы много, а когда их приходит пятьдесят — это просто сумасшедший дом!

С одной стороны, по норме в группе должно быть двадцать детей. Но если к тебе не придёт в начале года пятьдесят, к концу учебного года у тебя двадцать не останется. Произойдёт естественный отсев детей, которые оказались в группе случайно или не заинтересовались. Однако при этом некоторые дети всё быстро схватывают и просятся приходить на тренировки чаще. Одно дополнительное занятие в неделю, я считаю, таким детям не повредит. Можно дать активным ребятишкам небольшую техническую работу, позволить покататься с горок. Такие юные лыжники программу группы начальной подготовки осваивают в течение первого года. Им становится неинтересно. Естественно, ребятам надо давать что-то большее. Я уже приводил в пример своего воспитанника Сашу Мазильникова…

Там, где я начинал свою тренерскую деятельность, сейчас существует лыжное отделение ДЮСШ «Орбита», тренеры есть, ребята занимаются. Только результатов не видно… Может, педагоги недостаточно горят работой сами, чтобы зажигать своих учеников?

На лыжероллеры ребенка можно поставить практически в любом возрасте, если позволяют условия. Главное, чтобы это было сделано в форме игры!
На лыжероллеры ребенка можно поставить практически в любом возрасте, если позволяют условия. Главное, чтобы это было сделано в форме игры!Из архива Юрия Каминского

Мой сын также занимался в дзержинской «Орбите». Не очень регулярно, но тренировался и участвовал в соревнованиях. Для здоровья, считаю, это уже хорошо. По весне, когда со взрослыми спортсменами я не выезжал на сборы, ходил с сыном на тренировки. Его тренер выдавал мне группу, где тренировался сын, чтобы я с ними позанимался. Таким образом, две-три недели я имел возможность немного поработать с подростками.

Считаю, периодически любому тренеру самого высокого уровня полезно хотя бы на короткое время опускаться в работу с группами на несколько уровней ниже. Причём, не только посмотреть, как тренируются юные спортсмены. Ещё лучше самому проводить занятия. Это даёт возможность подбирать какие-то новые упражнения для совершенствования техники элитных гонщиков, обкатывать, проверять их эффективность на юных спортсменах, с которыми проводишь тренировки. Голова начинает работать немного в другой плоскости.

Сентябрь, 2014 год. На открытии собственной базы Лыжного клуба Наседкина.Интересуюсь у Кристины Павлушиной и ее отца Романа: «Как дела?» Кристина — одна из сильнейших юных лыжниц Клуба Наседкина и Московской области, девочка многих талантов: хорошо учится, прекрасно танцует, поет… Удачи тебе, Кристина!
Сентябрь, 2014 год. На открытии собственной базы Лыжного клуба Наседкина.Интересуюсь у Кристины Павлушиной и ее отца Романа: «Как дела?» Кристина — одна из сильнейших юных лыжниц Клуба Наседкина и Московской области, девочка многих талантов: хорошо учится, прекрасно танцует, поет… Удачи тебе, Кристина!Татьяна Секридова

Меня иногда спрашивают: надо ли тренеру, проработавшему несколько лет с детьми разных возрастов, продолжать набирать самому? Или наступает момент, когда ему лучше не тратить время и силы на начальную подготовку, а работать уже с учебно-тренировочными группами, подбирая в них более одарённых ребят от других тренеров?

Думаю, тренеру надо заниматься с тем контингентом детей, с которым он может лучше сработать. На каком-то этапе я почувствовал, что уже перерос группы начальной подготовки и, естественно, куда больше в профессиональном плане мог давать спортсменам, занимающимся в учебно-тренировочных группах. Тем более что там у меня хорошо получалось. Но… Просто так ведь детей никто не отдаёт. Для этого должна быть чётко отлажена система передачи спортсменов от одного специалиста к другому, более высокой квалификации. В некоторых спортивных школах такая система есть. Приходит молодой специалист и на протяжении нескольких лет работает в паре с более опытным наставником. Молодой тренер занимается исключительно с новобранцами, но под контролем более опытного коллеги. У нас такого никогда не было.

Первые соревнования. Сколько переживаний, тревог перед выходом на старт!
Первые соревнования. Сколько переживаний, тревог перед выходом на старт!из архива Юрия Каминского

В системе Бабушкинской школы была сборная команда — группа спортивного совершенствования, с которой работали хорошие специалисты. Туда тренеры своих воспитанников отдавали с удовольствием, потому что их спортсмен, как правило, какое-то время продолжал оставаться в списках у своего тренера. Наставник передавал спортсмена на более высокий уровень подготовки и при этом ещё несколько лет продолжал получать за него зарплату. Такие были договорённости между тренерами. В это время педагог мог уделять больше внимания уже следующим подрастающим поколениям в учебно-тренировочных группах. Эта система очень чётко регулировалась руководством. Наставники сборной команды спортивной школы могли отслеживать ближайший резерв. При этом тренер имел возможность более обстоятельно работать со спортсменами, закладывая необходимые качества для дальнейшего развития юных лыжников.

Были, конечно, тренеры, которые вроде бы и технику неплохо ставили, и дети у них показывали хорошие результаты, но чрезмерным увлечением интенсивными тренировками они «разгоняли» своих воспитанников, которые становились лидерами в своих возрастных группах. Будучи тренером сборной школы, я это довольно быстро понял и старался не брать таких воспитанников в команду.

На начальном этапе подготовки самое главное — разнообразие методов и средств. Занятия должны быть весёлыми и увлекательными. Похоже, это очень хорошо понимают и используют в тренировках в детских спортивных секциях по лыжному спорту в австрийском Рамзау
На начальном этапе подготовки самое главное — разнообразие методов и средств. Занятия должны быть весёлыми и увлекательными. Похоже, это очень хорошо понимают и используют в тренировках в детских спортивных секциях по лыжному спорту в австрийском РамзауТатьяна Секридова

В идеале неплохо было бы использовать немецкую систему, где есть педагоги, которые работают исключительно с группами начальной подготовки и занимаются с детьми ОФП и основами техники. Они имеют соответствующую квалификацию, опыт, знания, возможность расти в этой категории специалистов как педагоги школы, работающие в системе начальной школы. Есть тренеры, работающие со следующей ступенью — группами УТГ, как в средней школе. Есть специалисты в спортивном совершенствовании — как в старшей школе. Соответственно, есть высшее спортивное мастерство — как высшая школа в системе образования. Все тренеры для перехода от одной профессиональной ступени к другой должны не только иметь опыт работы и результаты воспитанников на данной ступени, но и обязаны пройти соответствующее обучение, сдать экзамены. Только после этого они могут приступать к работе со спортсменами более высокой квалификации. Но это всё должно регулироваться на государственном уровне, а не личными амбициями наставников. В то же время количество переданных воспитанников с одной ступени подготовки на другую должно отражаться на зарплате тренеров. Именно это стимулирует педагогов к профессиональному росту и улучшению качества работы, а также росту количества юных спортсменов, которые переходят в большой спорт.

В горящих глазах этих детей читаются неуёмная жажда победы, решимость победить в бескомпромиссной борьбе… Главное, чтобы все эти эмоции сохранились до взрослого спорта
В горящих глазах этих детей читаются неуёмная жажда победы, решимость победить в бескомпромиссной борьбе… Главное, чтобы все эти эмоции сохранились до взрослого спортаАлександр Колесников

Всё же от кого зависит, останется ли подросток в лыжном спорте — от тренера или от самого спортсмена? Уверен, одно от другого неотделимо. В детско-юношеском спорте очень многое зависит от наставника, от его профессиональной заинтересованности, от желания работать творчески. От него требуется колоссальный энтузиазм. Спортсмены должны хотеть работать и стремиться к победе. Ко мне частенько за советами обращаются тренеры самых разных уровней. Обычно со всеми охотно делюсь своими рецептами и наработками. С чем-то они соглашаются, используют в своей практике, с чем-то нет.

Если тренер хочет добиться успеха, то он и учеников найдёт, с которыми можно и нужно продуктивно работать. Сам отыщет перспективных ребят, или выцарапает их из других видов спорта. Кстати, в нашей дзержинской спортивной школе по дзюдо «Союз» уровень начальной подготовки очень хорошо проработан. Я просто в восторге от того, как там педагоги работают с маленькими детьми. ОФП они дают настолько шикарно, что создаётся хорошая двигательная база для любого вида спорта. Например, мой сын сначала занимался дзюдо, а потом перешёл в лыжи…

Силовая подготовка — основа успеха в современных лыжных гонках. Азы закладываются в детстве
Силовая подготовка — основа успеха в современных лыжных гонках. Азы закладываются в детствеТатьяна Секридова

Обычно в секцию лыжных гонок детей набирают как положено по установленным правилам — в начале учебного года, то есть осенью, начиная с сентября. Хотя лучше было бы делать наборы зимой или весной. Причём, при наборе надо постараться сделать упор на массовость. Есть массовость — есть эмоции, есть возможность интересно проводить коллективные занятия, увлекать ребят.

Весь первый год должен быть направлен на привлечение новичков к систематическим занятиям. Лыжные гонки — это не футбол и не фигурное катание. В нашем виде спорта таких эмоций, как там, нет. Поэтому мы должны стремиться разжечь интерес и желание тренироваться. Если получится — в этом будет наша сила. Это означает, что тренеры должны работать увлекательно и разнопланово. Насколько тренер сумеет увлечь спортсмена, настолько он будет эффективно работать с ним в будущем.

В течение этого периода, примерно через месяц занятий, ребята начинают кучковаться: образуются дружеские компании, выделяются мальчики и девочки, которым стало интересно и важно заниматься… Внутри группы, конечно, может быть разный уровень общефизических кондиций, но на данном этапе это совсем не страшно.

Дети в этом возрасте охотно меряются друг с другом силой и ловкостью. На соревнованиях по ОФП по случаю Дня защиты детей в Лыжном клубе Наседкина
Дети в этом возрасте охотно меряются друг с другом силой и ловкостью. На соревнованиях по ОФП по случаю Дня защиты детей в Лыжном клубе НаседкинаТатьяна Секридова

Очень важно постоянно поддерживать интерес к занятиям на всех этапах становления юного спортсмена. Особенно одарённые дети требуют специального внимания педагога. Им обычно легко даётся выполнение тренировочных упражнений, нагрузки их не утомляют, им хочется переключиться на другие виды деятельности, поэтому может пропадать интерес к занятиям лыжами. У меня случалось, что такие дети уходили в другие виды спорта или, в лучшем случае, пропадали на несколько месяцев, занимаясь какими-нибудь играми с друзьями. В таких случаях можно действовать различными путями: изменить тренировочный процесс в сторону большего количества соревнований и игр, ввести для таких детей дополнительное занятие, поговорить с родителями, чтобы поддержали у своего ребёнка интерес к лыжам, лишний раз поинтересовались, как у него проходят занятия (при условии, если они сами хотят, чтобы подросток занимался лыжами). Также тренер должен постоянно контактировать с юными спортсменами, понимать их мечты и устремления. От знаний педагога, его умения интересно и эмоционально организовать занятие, дать возможность каждому ребёнку проявить себя в разных элементах тренировки зависит заинтересованность детей и мотивация к занятиям спортом. Если получилось увлечь юных лыжников — считай, группа сформирована и будет прогрессировать.

Дети любят бегать. Только не нужно этой любовью и желанием злоупотреблять! Пусть в них всегда остается лёгкое чувство голода и желания пробежать ещё и ещё раз… Юная поросль лыжников Лыжного клуба Наседкина на соревнованиях по кроссу
Дети любят бегать. Только не нужно этой любовью и желанием злоупотреблять! Пусть в них всегда остается лёгкое чувство голода и желания пробежать ещё и ещё раз… Юная поросль лыжников Лыжного клуба Наседкина на соревнованиях по кроссуТатьяна Секридова

Соревновательный элемент добавляет тренировке большую долю азарта и эмоциональности. В качестве соревнований могут быть различные короткие эстафеты, контрольные тесты, спортивные игры. Детей нужно постоянно переключать, менять упражнения. Например, мой сын Кирилл, занимавшийся в лыжном отделении ДЮСШ «Орбита» г. Дзержинского у тренера Юрия Пехова, очень любил тренировки с эстафетами. Обычно он с вечера накануне занятия рассказывал, какие будут упражнения, спрашивал у меня как их быстрее и лучше выполнить. Педагог с помощью соревновательного элемента увлекал юных спортсменов, они с удовольствием шли на тренировку. Но здесь можно и переусердствовать, нельзя постоянно тренироваться только в соревновательном режиме. Нужно постараться максимально разнообразить занятие. Летом, конечно, для этого больше возможностей. Зимой можно включать элементы горной подготовки на небольших склонах. Можно сходить в поход на небольшое расстояние…

Конечно, в лыжах монотонность неизбежна — тем не менее и её можно превратить в игру. Всегда важно помнить, что есть сладкое (десерт), но для нормальной работы организм должен получать и обычные блюда. То же самое и в тренировочном процессе с юными лыжниками. Эстафеты и прочие развлекающие упражнения — это приправа или десерт, которые позволяют тренировкам становиться яркими и интересными.

Ловкость и координация лежат в основе технических навыков взрослых спортсменов, поэтому очень важно закладывать фундамент этих качеств в детстве. Давая детям максимально разнообразные игры, вы тренируете именно ловкость и координацию движений.На тренировке в детской лыжной секции в австрийском Рамзау
Ловкость и координация лежат в основе технических навыков взрослых спортсменов, поэтому очень важно закладывать фундамент этих качеств в детстве. Давая детям максимально разнообразные игры, вы тренируете именно ловкость и координацию движений.На тренировке в детской лыжной секции в австрийском РамзауТатьяна Секридова

Но всё равно надо стараться гнуть свою линию, не только развлекать, но и развивать необходимые на данном этапе подготовки качества. Решать задачи в соответствии с сенситивными периодами развития юных спортсменов. На самом деле, здесь нужно использовать давно известные методические наработки. Есть методы и средства для развития выносливости. Подошёл возраст — надо реализовывать конкретную задачу. Также есть методы и средства для развития быстроты, силы, гибкости и координации. Когда я начинал работать с ребятами в школе, я так и поступал: у меня было в сетке расписания три урока физкультуры в неделю. Один я обязательно отводил играм, другие — лёгкой атлетике, плаванию или лыжам… Хотя всё это шло вразрез с методическими планами. Спасало только то, что у меня была поддержка со стороны директора школы Светланы Ивановны Черногузовой.

На самом деле, по школьным программам, которые сейчас существуют, очень сложно гармонично развивать физические качества. Там прописано определённое количество уроков по гимнастике. Всю четверть надо выполнять только гимнастические упражнения. А перед учителями всё-таки должна стоять задача всестороннего развития — как физического, так и духовного. Так же, как и перед тренерами детско-юношеских спортивных школ.

Где-то я прочитал об эксперименте с детьми девяти-десятилетнего возраста. Школьникам давали от пяти до двадцати минут непрерывного равномерного бега. Оказалось, что 12 минут достаточно для развития выносливости. Получается, что простой 15-минутной беговой разминки будет достаточно для начального развития аэробных возможностей, чем я и пользовался на уроках физкультуры, когда работал в школе. Но чтобы разжечь интерес ребят к этому монотонному бегу, немножко их стимулировал словами: «Если вы хотите обыграть параллельный класс на ближайших соревнованиях, надо 14–15 минут побегать… Они пробегали сегодня на разминке 14 минут…» У них глаза загорались: «Ага! Тогда мы пробегаем 15 минут!..»

Август 2013, Вуокатти (Финляндия). Тяжёлая базовая работа иногда требует эмоциональной разрядки. Товарищеский матч по волейболу со сборной Казахстана — отличная возможность разрядиться, хотя мы и проиграли в этом матче 1:2.
Август 2013, Вуокатти (Финляндия). Тяжёлая базовая работа иногда требует эмоциональной разрядки. Товарищеский матч по волейболу со сборной Казахстана — отличная возможность разрядиться, хотя мы и проиграли в этом матче 1:2.Татьяна Секридова

Моя воспитанница Татьяна Клименко (она теперь преподаёт в Московской областной академии физической культуры и спорта в Малаховке), когда работала над диссертацией по физиологии подростков, попросила обследовать группу ребят 10 лет, как раз того возраста, в котором на тот период был Крюков. Ей нужно было определить их уровень физического развития. Когда она сравнила полученные результаты с существующими для этого возраста, оказалось, что мои юные воспитанники улучшили предыдущие рекорды по многим физическим показателям.

Конечно, бег являлся тогда одним из основных средств подготовки. Мы обязательно один раз в неделю ходили в походы на 3–4 часа. Во время походов проводились различные подвижные игры, эстафеты, чтобы не утомлялась психика детей. Ребятам это нравилось. Также старался регулярно вывозить детей на соревнования, или организовывал старты сам. В то время в Москве проводилось много различных пробегов по городу и кроссовых соревнований, в том числе для детей на дистанциях от 500 метров до 10 км. Ребята очень любили участвовать в пробеге на 10 км «Семь холмов» по улицам Москвы. Это было состязание, очень хорошо организованное московским клубом любителей бега «Парсек». Все участники получали памятные значки и медали. Но такими соревнованиями я старался не злоупотреблять.

Задача организаторов соревнований для детей сделать их ярким и запоминающимся праздником, как это делают на традиционном Всероссийском лыжном фестивале «Крещенские морозы» памяти Сергея Веселова в Красногорске
Задача организаторов соревнований для детей сделать их ярким и запоминающимся праздником, как это делают на традиционном Всероссийском лыжном фестивале «Крещенские морозы» памяти Сергея Веселова в КрасногорскеНадежда Рязанская

Какие спортивные игры лучше давать юным лыжникам? В плане игр я с каждым годом эволюционирую. Теоретически чем больше моторно-двигательных программ мы закладываем в ребёнка, чем раньше это сделаем, тем лучше будут его двигательные возможности. В каждом периоде есть свои наиболее подходящие игры для развития определённых качеств. На начальном этапе можно давать любые игры. Чем больше будет разнообразных игр, тем лучше. Причём не обязательно на поле — есть целый набор подвижных игр, которые легко найти в любых учебниках. Главное — организовать их живо и весело. На следующих этапах подготовки надо подбирать игры уже в зависимости от задач, поставленных на каждый конкретный возрастной период. Очень хорошо проходят эстафетные соревнования. Можно делать их и беговыми, и прыжковыми, и гимнастическими, и координационными. Надо использовать любые возможные варианты в соответствии с поставленными на тренировку задачами.

Март 2013 г. Легендарная финская лыжница, чемпионка мира и Олимпийских игр Сиири Рантанен на детских соревнованиях в финском Лахти. Ей тогда было 88 лет, но она продолжала довольно бодро кататься на лыжах, показывая юным финнам, как это здорово — быть лыжником!
Март 2013 г. Легендарная финская лыжница, чемпионка мира и Олимпийских игр Сиири Рантанен на детских соревнованиях в финском Лахти. Ей тогда было 88 лет, но она продолжала довольно бодро кататься на лыжах, показывая юным финнам, как это здорово — быть лыжником!Татьяна Секридова

Несколько лет проработав со сборной командой, я пришёл к выводу, что футбол — очень тяжёлая игра с точки зрения энергетических затрат. Во-первых, спортсмены, которые активно играют, практически всё время находятся в гликолизе. Во-вторых, он очень травмоопасен. В итоге мы из своей программы подготовки футбол убрали вообще. По той же причине убрали и баскетбол. Остался у нас только волейбол и хоккей на траве (софтбол). Но только волейбол по всем нашим тестированиям можно использовать как восстановительную тренировку, поскольку он не сильно загружает функциональную систему, что для нас в первую очередь важно в восстановительной тренировке. Дело в том, что во время игры в футбол очень сильно задействована функциональная система (лыжники в отличие от футболистов играть стоя не умеют). После такой активной игры закисляются мышцы. Негативный след от такой тренировки будет тянуться день-два, из-за этого спортсмены не смогут качественно выполнить следующую нагрузку. Поэтому тратить тренировочное время на футбол в период развивающих тренировок мы позволить себе не можем. Так что сейчас, ставя задачу, тщательно подбираем способы её выполнения.

Накануне Лахтинских игр в самом центре города на ратушной площади финны буквально в считанные минуты насыпали и укатали 200-метровый лыжный круг, на котором провели для маленьких горожан веселые старты. И тут же вокруг собралась большая толпа болельщиков. Вот она, популяризация лыжных гонок, в действии!
Накануне Лахтинских игр в самом центре города на ратушной площади финны буквально в считанные минуты насыпали и укатали 200-метровый лыжный круг, на котором провели для маленьких горожан веселые старты. И тут же вокруг собралась большая толпа болельщиков. Вот она, популяризация лыжных гонок, в действии!Татьяна Секридова

Теперь перейдём непосредственно к специальной лыжной работе. На начальном этапе работы с детьми специализация совершенно не важна. Я согласен с Андреем Крючковым, что в детском возрасте соревнования (в том числе и городские) должны носить многоборный характер. Ребёнок до определённого возраста себя всё ещё ищет. Он не знает, где у него лучше получается. Дети вроде бы приходят в лыжи, но у одних получается дальше прыгать, у других — выше, третьи лучше бегут короткие дистанции, четвёртые — длинные. Соревнования должны проводиться именно в таком формате, чтобы тренеры из разных видов спорта приходили на них и подбирали детей, одарённых в том виде спорта, который они представляют. Если ребёнок проигрывает сейчас в лыжных гонках, это не значит, что он бесперспективен. Нужно дать ему возможность проявить себя в других упражнениях, чтобы у него появилась уверенность и интерес к делу, которым он занимается.

Елена Тарасова (стоит за детьми) из моего родного города Ефремова показывает отличный пример работы с детьми. Она набрала свою группу в детском саду. Занятия у них — развлекательные, разнообразные. Я сразу отметил, что дети очень неплохо передвигаются, и первые результаты приходят. Вполне возможно, что кто-то из них станет чемпионом
Елена Тарасова (стоит за детьми) из моего родного города Ефремова показывает отличный пример работы с детьми. Она набрала свою группу в детском саду. Занятия у них — развлекательные, разнообразные. Я сразу отметил, что дети очень неплохо передвигаются, и первые результаты приходят. Вполне возможно, что кто-то из них станет чемпиономИз архива Юрия Каминского

Раньше мы росли во дворах, все дворовые игры носили подвижный характер. Сейчас всё это заменил компьютер. Современные дети не подозревают о существовании таких игр, как прятки, салочки, казаки-разбойники, вышибалы…

Почему в Бразилии вырастает так много великих футболистов? Большинство детей играет в футбол. Даже если у них нет мяча, играют каким-нибудь самодельным комком, набитым не пойми чем. Так же было и в моём детстве. Тогда, кстати, и футболисты у нас были посильнее…

У нас заниматься физической культурой немодно, в то время как за границей к ней совсем другое отношение. Там людям говорят: «Хочешь пообщаться — занимайся физкультурой». Кроме оздоровительной, физической активности передана коммуникативная функция — общение и получение удовольствия от занятия.

А какая у нас пропаганда физкультуры? В какое время у нас показывают физкультурно-развлекательные программы по ТВ? «Папа, мама и я — спортивная семья» идёт в шесть утра… Но это же издевательство. Для кого это показывают? Кто это будет смотреть? А в прайм-тайм на спортивных каналах показывают баскетбол, где играют команды уровня НБА… Но дети это не будут смотреть, поскольку понимают, что в ближайшее время такая игра им не под силу. Вы покажите, как играют их сверстники в других странах! Ребёнку будет интересно, как его ровесники бегают, прыгают, играют. Вот тогда он подумает: а почему бы и мне не попробовать?

Это задача государства — организовать пропаганду так, чтобы заниматься физическими упражнениями стало модно. Сегодня у нас многие дети даже не подозревают о своих возможностях, поскольку никогда и ничем физкультурным не занимались. А в школе эта деятельность развивается очень слабо.

Эта фотография — великолепный пример того, как норвежцы используют взрослые соревнования — в данном случае Кубок мира — для популяризации лыжного спорта и привлечения детей к занятиям лыжными гонками. В Драммене за день до городского спринта подготовленную в центре города трассу отдают для соревнований детям. Весь день здесь идут гонки. По большому кругу соревнуются юноши и девушки, юниоры и юниорки. А затем на старт 300-метровой дистанции выходят малыши не старше 7 лет. Их задача — пройти дистанцию, чтобы на финише получить заслуженную награду
Эта фотография — великолепный пример того, как норвежцы используют взрослые соревнования — в данном случае Кубок мира — для популяризации лыжного спорта и привлечения детей к занятиям лыжными гонками. В Драммене за день до городского спринта подготовленную в центре города трассу отдают для соревнований детям. Весь день здесь идут гонки. По большому кругу соревнуются юноши и девушки, юниоры и юниорки. А затем на старт 300-метровой дистанции выходят малыши не старше 7 лет. Их задача — пройти дистанцию, чтобы на финише получить заслуженную наградуТатьяна Секридова

Хотя сегодня строится много дворовых площадок, они по-прежнему стоят пустыми. Потому что мало построить, надо ещё и организовать процесс, закрутить его так, чтобы было престижно выйти на спортивную площадку и начать на ней заниматься физическими упражнениями, спортивными играми и т. п. Тогда будет, как в Китае, когда люди массово выходят на площади и занимаются упражнениями, как в Норвегии и в Швеции… Потому что там это — модно и престижно.

У финнов в школах есть очень важный предмет, без которого не аттестуют учеников за год — здоровый образ жизни, включающий в себя теорию и практику физической культуры, необходимость занятий физическими упражнениями.

На целый квартал выстраивается очередь из родителей с детьми, желающих дать возможность этим будущим лыжным звёздам посоревноваться на лыжне, по которой уже завтра побегут лыжные звёзды настоящего… И у них на старте все по-взрослому: им выдают спортивные очки, прикалывают номер… Только секундомер не включают, потому что для них главное — участие
На целый квартал выстраивается очередь из родителей с детьми, желающих дать возможность этим будущим лыжным звёздам посоревноваться на лыжне, по которой уже завтра побегут лыжные звёзды настоящего… И у них на старте все по-взрослому: им выдают спортивные очки, прикалывают номер… Только секундомер не включают, потому что для них главное — участиеТатьяна Секридова

Сколько может длиться этап начальный подготовки? В зависимости от возраста набранных детей. Если набрали восьмилетних, можно до 11–12 лет не заниматься специализацией. Если десятилетних — то два года. Ещё раз подчеркну — сейчас лучше набирать детей с 1 класса. Прежде всего потому, что у нас в школах практически отсутствуют нормальные уроки физкультуры. В лыжных отделениях спортшкол нет ограничений по возрасту, поэтому можно набирать и первоклашек.

На начальном этапе надо всё-таки заложить основы. Это то, что нельзя ничем измерить — чувство лыж, скольжения. Если у спортсмена это есть, он потом, несмотря на все возрастные изменения, освоит современную технику. Ко мне до сих пор попадают спортсмены, у которых эти качества развиты слабо, чаще всего из-за того, что в работе с ними тренеры с детства применяли форсированные методы подготовки.

Очень хорошо, когда родители проявляют интерес к физкультуре и спорту: и везут на соревнования детей, и болеют за них!
Очень хорошо, когда родители проявляют интерес к физкультуре и спорту: и везут на соревнования детей, и болеют за них!Алексей Розов (Sport-Images.ru)

Всегда нужно помнить, что в физиологии существует такое понятие, как сенситивные периоды развития физических качеств, в соответствии с которыми нужно строить занятия с юными спортсменами. Если их чётко придерживаться, за два-три года можно развить определённые возможности ребёнка, в то время как в более взрослом возрасте на это может быть потрачено в два-три раза больше усилий в более длинные сроки.

Средства в работе тренера в детско-юношеский период хороши любые, если они соответствуют развитию и возрасту юного спортсмена. Только не нужно стремиться опережать сенситивные периоды и тратить время впустую. Есть период, когда хорошо развивается быстрота, ловкость и гибкость — значит, нужно постараться это время не упустить! Вставляйте больше упражнений на развитие этих качеств. Но и аэробные качества, конечно, не должны игнорироваться. Ведь параллельно понемногу идёт развитие всех остальных возможностей ребёнка, пусть не так быстро.

Мои воспитанники на протяжении несколько лет занимались растяжкой под руководством Ольги Остроумовой, выпускницы балетной школы Большого театра. Мы специально брали её на наш первый после зимнего сезона сбор в Крым. Среди моих учеников очень негибкой была Аня Белова, с которой я в своё время упустил развитие гибкости, не особенно уделяя внимание такого рода упражнениям. Она больше любила поиграть, вместо того чтобы потянуться. Мы её всё-таки растянули, однако трудов и мучений это стоило неимоверных.

На семинаре FIS Ойвен Сандбак, руководитель тронхеймского филиала норвежского спортивно-исследовательского института «Олимпиатопен» заявил: «Наше основное преимущество — это дети!» Норвежская федерация лыжных гонок уделяет огромное внимание развитию детского спорта в стране. В России в последнее время в отдельных регионах (например, в Московской области) тоже проводится достаточно много соревнований для детей. Нужно только развивать этот позитивный опыт и распространять по всей стране. На фото — забег детей в Дубне в рамках марафона «Николов Перевоз» 2015 года.
На семинаре FIS Ойвен Сандбак, руководитель тронхеймского филиала норвежского спортивно-исследовательского института «Олимпиатопен» заявил: «Наше основное преимущество — это дети!» Норвежская федерация лыжных гонок уделяет огромное внимание развитию детского спорта в стране. В России в последнее время в отдельных регионах (например, в Московской области) тоже проводится достаточно много соревнований для детей. Нужно только развивать этот позитивный опыт и распространять по всей стране. На фото — забег детей в Дубне в рамках марафона «Николов Перевоз» 2015 года.Алексей Розов (Sport-Images.ru)

Сейчас я замечаю, что среди молодых спортсменов очень много просто «деревянных». Происходит это потому, что проводятся тренировки основными средствами без предварительной разминки. Научить тренироваться — это значит не только выполнять основные упражнения тренировки. Нужно приучить делать разминку и заминку, показать, какие для этого необходимы упражнения. Однажды рядом с нашей спринтерской командой на сборе жила группа фигуристов прославленного тренера Нины Мозер. Их тренер по физической подготовке привёл к нашему специалисту из КНГ Андрею Владимировичу Воронову на тестирование две пары спортсменов, за плечами у которых уже были второе и третье места на чемпионате Европы. Они сделали одинаковые прыжки до разминки и после неё. В результате все увидели, что прибавка в мощности прыжков после разминки была на 10–12 процентов! Они смутно представляли, что даёт разминка, хотя уже были мастерами международного уровня, ведущими подготовку к Олимпийским играм! В нашу команду пришли специалисты, посмотрели, как ребята разминаются, и сказали, что они не всегда тянут те мышцы, которые у них задействованы в работе. Мы пересмотрели вместе с ними все упражнения для растяжки.

Велосипед — отличное средство для развития мышц ног. Юные спортсмены должны осваивать его с начальных этапов спортивной подготовки.
Велосипед — отличное средство для развития мышц ног. Юные спортсмены должны осваивать его с начальных этапов спортивной подготовки.Алексей Розов (Sport-Images.ru)

Я считаю, что задача номер один для детского тренера научить всему этому своих юных воспитанников, а не бросаться сразу же развивать выносливость или силу. Если опираться на те же сенситивные периоды, то мы видим, что начинать заниматься развитием силы у подростков нужно не раньше 14 лет. До этого серьёзные силовые тренировки неэффективны, более того — опасны для позвоночника. Развитие выносливости надо начинать не раньше 15 лет. У нас некоторые тренеры торопятся, пытаются заставить детей работать на силу и выносливость чуть ли не с девяти лет. Вместо того чтобы активно развивать всё то, что поддаётся развитию в этом возрасте: гибкость, ловкость, быстроту, координацию. Насколько я знаю, сейчас официально группы набираются с девяти лет. Но если тренер напишет собственную программу, то сможет набирать детей и с семи- восьмилетнего возраста. Я считаю, что сегодня детским тренерам надо набирать детей уже с первого класса, чтобы заменить тренировками ту убогую физкультуру, которая существует в нынешних школах. Если тренер в этом возрасте будет работать с детьми над гибкостью и ловкостью, он заложит очень хорошую основу для дальнейшего спортивного роста воспитанников. А также производную от гибкости и ловкости — быстроту. Ещё раз подчеркну — до 14–15 лет силой и выносливостью мы должны заниматься вскользь, не акцентируя на них большого внимания. Очень важно, чтобы методика была построена в основном на игровых элементах. Но не нужно забывать при этом давать хотя бы в минимальном объёме аэробные упражнения.

Как-то приезжаем мы в Осло на этап Кубка мира. Холменколленские трассы закрыты — снега было мало и трассы дорабатывались… Привезли нас на тренировку в лес в пригороде Осло. В это же время там занимались норвежские школьники-первоклашки. Явно было несколько классов — так много было детей. Одни преодолевали небольшую дистанцию. Другие занимались в овраге на лыжном полигоне — я видел такие площадки во многих странах мира. Там сделаны всевозможные змейки, горки, небольшие отрезки разноуровневой лыжни, трамплинчики, виражи для тренировки горнолыжной техники, ловкости на лыжах, быстроты владения лыжами, для координации движений… Также устраивались различные весёлые эстафеты, конкурсы. Все дети, поголовно (даже чернокожие), не просто стояли на лыжах, но активно во всех видах состязаний участвовали. Было заметно, что все они чувствовали себя на этом полигоне достаточно уверенно, неплохо владели и коньком, и классикой. То есть умели делать всё то, что мы обычно даём в группах начальной подготовки. У них это — задача общеобразовательных школ. В российских школах, к сожалению, сейчас такого уровня лыжной подготовки добиться нереально. Значит, тренеры должны брать на себя решение этих задач. В летне-осеннем периоде многие наши детские тренеры работают очень хорошо. А вот в техническом плане, увы… Как в лыжной технике, так и в горнолыжной мы серьёзно отстаём — это наше самое слабое место. В сборных командах прежде всего в этом приходится догонять соперников.

«Майская лыжня» на Сходне — отличный старт для популяризации лыжных гонок. К сожалению, эти соревнования канули в лету, как и многие детские соревнования в Москве…
«Майская лыжня» на Сходне — отличный старт для популяризации лыжных гонок. К сожалению, эти соревнования канули в лету, как и многие детские соревнования в Москве…Григорий Артамонов

Раньше к концу первого года тренировок в процессе формирования группы и увлечения детей спортом колоссальную роль играли спортивно-оздоровительные лагеря. Сейчас, к сожалению, с ними стало значительно хуже. Но, насколько я знаю, те тренеры, которые хотят увлечь своих воспитанников, изыскивают возможность вывозить их в такие лагеря, чтобы не нарушать целостность учебно-воспитательного процесса. Тесно работают с родителями… Некоторые родители в настоящее время практикуют такую форму выезда с детьми: собираются несколько семей с детьми и просят руководство спортивной школы (в письменном виде) командировать с этой группой их тренера куда-то на выезд. Вообще, спортивному наставнику с папами или мамами надо поддерживать постоянный контакт и стараться, чтобы родители хотя бы не мешали, а лучше — помогали. Особенно сейчас, в такой ситуации, когда государство сильно ослабило помощь детско-юношескому спорту. Семьям бóльшую долю материально-технического обеспечения приходится брать на себя. Для стран Запада, где уровень жизни выше, это нормально. Но для нас, конечно, такая ситуация неприемлема. Родителям нужно объяснять, что все вложения в детей в конечном итоге не окажутся пустыми, потому что они вырастят здорового и трудолюбивого человека. А возможно, их ребёнок сможет стать ещё и классным спортсменом с хорошим будущим.

С психологической точки зрения, чем доверительнее отношения между тренером и учеником — тем лучше. Однако бывают ситуации, когда, может быть, и не стоит подпускать воспитанников к себе слишком близко, чтобы не расхолаживать, не расслаблять их… В каждом конкретном случае это может происходить по-разному. Конечно, когда ты выезжаешь куда-то с группой детей в лагеря или на сборы, невольно приходится заменять им родителей, что называется, подтирать им носы и постоянно контролировать. Ситуации ведь разные возникали. Во время учебного года, когда детей вывозишь, вообще всем приходилось с ними заниматься, в том числе и уроки вместе учить… Я как-то даже институтскую задачу по высшей математике с Костей Пановым (он учился в МАИ) решал. Сам он решить не смог, попросил помочь. Мне пришлось с помощью учебника разобрать и решить сложную задачу. Такие моменты очень сильно поднимают авторитет тренера.

Никиту Крюкова с раннего возраста отличало стремление качественно выполнить все тренировки. Во многом благодаря этому стремлению состоялся спринтер мирового класса.Красная поляна, спорткомлекс «Лаура», после тяжелой тренировки
Никиту Крюкова с раннего возраста отличало стремление качественно выполнить все тренировки. Во многом благодаря этому стремлению состоялся спринтер мирового класса.Красная поляна, спорткомлекс «Лаура», после тяжелой тренировкииз архива Юрия Каминского

После ванкуверской Олимпиады Михаил Прохоров, тогдашний президент Союза биатлонистов России, озвучил тезисы, что в биатлон и лыжные гонки надо отбирать спортсменов по генетическим показателям. В идеале — я с этим согласен, но для нашей страны это утопия. О таком отборе можно было бы говорить, если бы в наши спортивные школы стояла длиннющая очередь из желающих заниматься лыжными гонками. Пока же перед российскими тренерами стоит задача увлечь детей лыжами, удержать их в секции, чтобы они продолжали заниматься хотя бы лет до 15, пока не начались серьёзные тренировки и соревнования, в которых можно показать более-менее приличный результат… Есть, конечно, юные спортсмены-акселераты, способные довольно быстро осваивать нагрузки и показывать неплохие результаты. Но в лыжных гонках, увы, с акселератами работают чаще всего неправильно. До взрослого спорта из этой категории юных спортсменов доживают единицы.

Результаты в детских соревнованиях не должны быть главной целью спортивных организаций и наставников. Они — хорошее средство для поддержания интереса к занятиям спортом
Результаты в детских соревнованиях не должны быть главной целью спортивных организаций и наставников. Они — хорошее средство для поддержания интереса к занятиям спортомиз архива Юрия Каминского

Бывает, что в одной группе у тренера могут оказаться как акселераты, так и ретарданты… Как с ними работать? Для начала надо выяснить биологический возраст ребёнка с помощью одного из многочисленных методов определения биологического развития. Например, Андрей Крючков говорит, что сейчас есть такая возможность с помощью стоматологии: по состоянию зубов определяется биологический возраст ребёнка. Ещё в то время, когда Крючков работал в ДЮСШ, они это делали. Приглашался стоматолог, осматривал по 60 человек, и спустя два-три дня тренер получал заключение: кто у него акселерат, кто нормостеник, а кто ретардант. В работе с детьми он очень чётко понимал, чем обусловлена на сегодняшний день именно такая моторика ребёнка.

Если вам попадается ребёнок-ретардант, не нужно пытаться ускорить процесс его развития повышенными нагрузками. Ему нужно дать вырасти и окрепнуть. У нас же в спорте многие работают без учёта уровня физиологического развития детей.

В соревнованиях бывает и трудно, бывают падения, усталость… Главное — найти в себе силы продолжить движение, побороть себя. А на финише радоваться тому, что сделал это.
В соревнованиях бывает и трудно, бывают падения, усталость… Главное — найти в себе силы продолжить движение, побороть себя. А на финише радоваться тому, что сделал это.Алексей Розов (Sport-Images.ru)

Работа с акселератом тоже требует особого подхода. Такой ребёнок опережает в развитии своих сверстников, поэтому тренеры его и нагружают больше. Получается, что юного лыжника стимулируют нагрузкой, потому что его биологический возраст старше паспортного. Но это обычно приводит к тому, что у такого ребёнка истощается адаптационный ресурс, а это порождает ещё и психологические проблемы, потому что юный спортсмен-акселерат испытывает постоянный повышенный стресс, что вызывает проблемы с естественным развитием органов, иногда даже — притормаживание в развитии каких-то систем организма…

Акселератам не нужно давать увеличенную нагрузку по сравнению с нормостениками. Любая нагрузка, если она развивающая, должна быть соответствующей текущему развитию ребёнка. У нас часто бывает так: если ребёнок стал показывать результат, ему ещё больше увеличивают нагрузку, потом ещё и ещё. В итоге получаем перенапряжение, а затем — перетренированность. Такие юные спортсмены рано уходят из спорта.

Акселераты, как правило, раньше времени бывают истощены тем, что их постоянно стимулировали нагрузками сверх того, что им положено в рамках естественных биологических процессов. Именно поэтому их спортивная карьера, как правило, не очень долгая. Регрессировать они начинают быстрее, чем те, кто шёл к достижению спортивного результата более планомерно.

Кстати, вопрос биологического возраста воспитанников — это тоже проблема при переводе ребёнка из одной возрастной группы в другую. Например, надо четыре раза подтянуться. А он у нас ретардант, поэтому не может подтянуться столько раз. И что с ним делать? Не переводить? Но это может ударить по психологии. То, что его биологический возраст отстаёт, должно быть предусмотрено в нормативах.

2005 год, Андермат (Швейцария). На этих соревнованиях Никита Крюков впервые обыграл Егора Сорина на 10-километровой дистанции. На второй ступеньке пьедестала — Евгений Прокопьев.
2005 год, Андермат (Швейцария). На этих соревнованиях Никита Крюков впервые обыграл Егора Сорина на 10-километровой дистанции. На второй ступеньке пьедестала — Евгений Прокопьев.Из архива Юрия Каминского

Самое главное — тренеру своевременно понять причину формирования работоспособности воспитанников. Правильно её оценить. Тогда можно очень чётко говорить, кто раскроется в ближайшей перспективе, а кого нужно подождать, не торопить, не форсировать нагрузки. К счастью, у нас в стране ещё есть такие настойчивые юные лыжники, которые, не показывая результата до 15–16-летнего возраста, всё равно продолжают ходить на занятия, стараются, пыжатся… И если это ретардант, нужно набраться терпения и ждать. В случае с Крюковым именно так всё и было — он отставал в развитии от своих сверстников и не показывал выдающихся результатов. К примеру, в 15 лет он занимал 75 место в соревнованиях на призы Сметаниной — это скорее путь к уходу из спорта, чем к дальнейшим тренировкам. В 16 лет мы с ним проходили углублённое медицинское обследование, и было выявлено, что он на год-два отстаёт в развитии от своих сверстников. Тем не менее я считаю, что именно такие спортсмены, продолжая заниматься, при определённом стечении обстоятельств имеют реальный шанс остаться в большом спорте и добиться высоких результатов. Многое будет зависеть от их желания работать, веры в себя и способности тренера поддержать юного спортсмена.

2015 год, Рамзау. Функциональные обследования в полевых условиях — неотъемлемая часть тренировочного процесса в лыжных гонках. Никита Крюков перед ступенчатым тестом — подъёмом в гору, в котором он показал феноменальное МПК для спринтера — 87 мл/кг.
2015 год, Рамзау. Функциональные обследования в полевых условиях — неотъемлемая часть тренировочного процесса в лыжных гонках. Никита Крюков перед ступенчатым тестом — подъёмом в гору, в котором он показал феноменальное МПК для спринтера — 87 мл/кг.Из архива Юрия Каминского

Предвижу вопрос: если долго нет успешных результатов, как сохранить в юном спортсмене желание тренироваться? Как убедить, что нужно не терять веру в себя и просто подождать? Это, конечно, непросто. Тем более что при нынешних обстоятельствах нашей жизни от результатов зависит финансирование подготовки спортсмена и оплата работы тренера. Труднее всего убедить чиновников, что нужно подождать, пока спортсмен созреет для высоких результатов. Нет финансирования — и молодой спортсмен уходит из спорта. Чаще всего это происходит из-за того, что мало кто умеет ждать. Порой бывает даже так, что у юного лыжника вроде всё неплохо получается, он выигрывает все региональные старты, а вот на первенствах страны, всероссийских соревнованиях занимает места во втором-третьем десятке.

На самом деле, в детском возрасте эти результаты ни о чём не говорят. Особенно если этот спортсмен не является акселератом, превосходящим всех остальных сверстников в своём развитии. Вполне можно продолжать дальше заниматься его развитием в соответствии с возрастом и работать весьма успешно. Примеров тому очень много. Тот же Николай Зимятов достаточно долго не мог выбраться из сборной команды своей спортивной школы. Еле-еле проходил туда по своим результатам. Или Девятьяров-старший, который только начиная с юниорского возраста начал проявляться. Да и Девятьяров-младший в Москве только на выходе из среднего возраста стал что-то показывать… Просто тренеру необходимо постоянно объяснять своим воспитанникам, что надо учиться ждать, не опускать руки, продолжать работать над собой. Самое главное — нужно стараться поддерживать в учениках интерес к занятиям.

Как это сделать, если в одной группе вместе могут быть и акселераты, которые всё выигрывают, и те, кто развивается в соответствии со своим возрастом? Как их всех развести и сохранить для будущего спорта? Увы, в сборной команде страны всё чаще встречаются спортсмены с хроническими травмами, с которыми они пришли в команду из детско-юношеского спорта: у одних проблемы с позвоночником, у других с суставами, у третьих с сердцем… Проблемы с позвоночником и суставами лишний раз говорят о том, что их тренеры занимались форсированием силовой подготовки, что спортсмены получали чрезмерную нагрузку, когда их организм был к этому не готов, и они с этой нагрузкой не справлялись. Но юношеским наставникам нужны были результаты, чтобы получать хорошую зарплату, чтобы спортсмены имели хорошие условия для подготовки, опять же для роста их результатов… Получается замкнутый круг.

Помню как-то один из тренеров юниорской сборной команды России рассказывал, что в одном из наборов спортсменок, которых взяли на перспективу, оказалось несколько девушек, сильно развитых функционально, но при этом не умеющих кататься на велосипеде, плавать, грести, играть в спортивные игры… И одна из них говорила: «А зачем? Я же лыжница!..» На самом деле, зачем, если она сильнейшая в стране среди своего возраста?

Однако то, что её «натаскали» на функциональную подготовку, что на тот момент она стала одной из сильнейших в своём возрасте, вовсе не гарантирует ей успехов в будущем. Перейдёт она во взрослые лыжные гонки, где потребуется другая координация движений на другой скорости, возможно, придётся изменить технику, и эта спортсменка будет сталкиваться с колоссальными проблемами. Потому что набор моторных программ, который должен быть сформирован для вариативности движений, у неё просто отсутствует. Поэтому эта лыжница будет показывать результат ровно до тех пор, пока её техника и её функциональная подготовка позволяют ей это делать. Если она сильно завязана на функциональной подготовке, то это её единственный шанс удержаться в сборной, где её будут грузить до тех пор, пока не упрутся в дно. А как только она перестанет прибавлять, её спортивная карьера завершится. Поэтому спортивный век таких форсированных спортсменок очень недолог.

Никита Крюков благополучно прошёл мимо юниорской и молодежной сборных команд России, не завоевывал медалей на юниорских мировых первенствах. Его никогда не форсировали в юношеском и юниорском возрасте. Но он взял свое во взрослом спорте и продолжает бороться за самые высокие места.
Никита Крюков благополучно прошёл мимо юниорской и молодежной сборных команд России, не завоевывал медалей на юниорских мировых первенствах. Его никогда не форсировали в юношеском и юниорском возрасте. Но он взял свое во взрослом спорте и продолжает бороться за самые высокие места.Татьяна Секридова

Спортсмен, у которого большой объём двигательных программ, быстрее перестроится под любые требования времени и нагрузки. С ним легче работать в плане совершенствования техники, такой спортсмен обладает большей вариативностью, способностью быстро перестроиться по ходу гонки, у него совершенно по-иному развиты рецепторы, он очень хорошо чувствует снег, лыжи, движение… Всё это создаётся за счёт многообразия различных упражнений.

В юношеском возрасте спортсмен может быть функционально одарён. Благодаря этому в своём возрасте он может очень существенно компенсировать недостатки в технике, физической подготовке. Но когда придёт время выйти на уровень взрослого спорта, когда все становятся примерно одинаковыми по функциональной подготовке, начинают играть роль нюансы и тонкости — такие, как экономичность движений, умение своевременно расслабить мышцы, вариативность технических ходов, способность переключиться за один-два шага… Всё это будет лимитировать спортсмена, не получившего в детско-юношеском возрасте необходимых умений и навыков. Во взрослом спорте уже ни один тренер не вернётся к тому, чтобы обучать спортсмена работать с мячом или скакалкой — всё, поезд ушёл…

Возвращаясь к вопросу о ретардантах. В то время, когда я работал с Крюковым, сохранять в группе таких детей было немного проще — всегда была возможность взять с собой на сбор дополнительного ребёнка, если у него было желание тренироваться. Благодаря этому большее количество юных спортсменов находилось в системе постоянной подготовки. Не было необходимости раньше времени вытаскивать из детей все резервы для достижений результатов. Крюкову, например, достаточно было одного всплеска в сезоне, чтобы он попадал в сборную Кунцевской спортивной школы и получал возможность выезжать в летние и зимние спортивно-оздоровительные лагеря.

Предвижу вопрос: если не места, занятые, скажем, на первенстве Москвы, Санкт-Петербурга, области или России, то какие контрольные нормативы могут быть определяющими для лыжников? На сегодняшний день нет никаких работающих нормативов, по которым в спортивной школе можно переводить ребёнка с одной ступени подготовки на другую, из одной группы подготовки в более высокую по нагрузке. Все руководствуются только одним принципом — результатом. Даже в сборную страны я могу взять одного-двух спортсменов, не выполнивших норматив, но которых считаю перспективными, если сумею доказать это на тренерском совете.

2013 год, Алдан, Якутия. Николай Петрович Лопухов (справа) — специалист, который всегда может найти и подобрать новые средства и методы, способствующие прогрессу спортсмена.
2013 год, Алдан, Якутия. Николай Петрович Лопухов (справа) — специалист, который всегда может найти и подобрать новые средства и методы, способствующие прогрессу спортсмена.Из архива Юрия Каминского

В детско-юношеских лыжных гонках до 18-летнего возраста результат не должен быть определяющим на уровне спортивных школ. Хотя по нынешней ситуации именно результат является критерием для попадания в юниорскую сборную страны. Изначально юниорская сборная должна быть резервной командой для взрослой сборной. Но тут палка о двух концах, поскольку тренеры юных лыжников ради того, чтобы их воспитанник попал в юниорскую команду, делают всё возможное для достижения высокого результата в этом возрасте, зачастую совершенно необоснованно форсируя подготовку и, соответственно, чрезмерно стимулируя организм юного спортсмена. Когда такой спортсмен оказывается в сборной команде, он начинает получать нагрузки, наносящие ущерб его здоровью. Более того, в последние годы мы всё чаще сталкиваемся с тем, что юные спортсмены приходят в сборную команду уже с хроническими травмами! Извините, ему только-только надо начинать серьёзно тренироваться, а его уже надо лечить! Разве сборная команда страны должна заниматься лечением спортсменов? В сборной команде должны находиться здоровые спортсмены. Их уровень физического развития должен быть таким, чтобы можно было увеличить нагрузки, которые вывели бы их на новый уровень и окончательно закрепили на уровне сборной страны для достижения высоких международных результатов. Но спортсмен, пришедший в сборную команду с хроническими травмами из-за форсированных и неправильных нагрузок в детском возрасте, по состоянию здоровья не может выполнять предлагаемую работу.

Кроме того, если тренер необоснованно стимулировал ту или иную систему в организме воспитанника ради достижения высокого результата, перегружая её, то ресурс, потенциал этой системы может оказаться истощённым, и организм уже не будет адекватно реагировать на возрастание нагрузок. Соответственно, он не будет и прогрессировать. Думаю, что у нас в сборной спортсменов, достигших своего потолка, почти половина состава.

Каким может быть решение этой проблемы? Может, вообще не стоит создавать команду по резерву (юниорскую сборную), а организовывать какие-то установочные мини-сборы, где проводить тестирование перспективных спортсменов, которых выдвигают юношеские тренеры или регионы, называя этих ребят перспективными? Это вопрос, который требует продуманного и взвешенного решения. Во всяком случае, есть хорошие примеры европейских стран, да тех же норвежцев, которые очень грамотно выстраивают работу со своим резервом.

2014 год, Рамзау (Австрия). Бег в аэробном режиме — отличное средство подготовки в горах. Спортсмены юниорской команды на кроссовой тренировке.
2014 год, Рамзау (Австрия). Бег в аэробном режиме — отличное средство подготовки в горах. Спортсмены юниорской команды на кроссовой тренировке.Татьяна Секридова

К сожалению, у нас нет такого количества тренеров, которые могли бы грамотно работать с юниорами. Мы во взрослую-то команду порой не можем найти специалистов необходимого уровня. Приходится ставить молодых тренеров, которые ещё только учатся. Ситуация такая: повезёт — не повезёт… На мой взгляд, можно было бы привлекать к работе с юниорскими и молодёжными командами пожилых, опытных специалистов, обладающих большим опытом практической работы как с юными спортсменами, так и с мастерами высокого уровня. У таких специалистов нет необоснованной амбициозности, поэтому они вряд ли будут перенапрягать спортсмена ради «шоколадных» медалей. А в помощниках у них могли бы находиться молодые перспективные тренеры.

Когда мои спортсмены начали претендовать на места в юниорской команде, я участвовал в двух сборах с Николаем Петровичем Лопуховым. Для меня это была бесценная школа. Я имел возможность наблюдать, как маститый тренер готовится к тренировкам, как проводит занятия. По вечерам мы обсуждали какие-то методические вопросы. Мне это очень сильно помогло в формировании моих педагогических и методических взглядов.

Сейчас есть несколько тренеров, которых можно было бы назначить на юниорские и молодёжные команды. Тот же Николай Петрович Лопухов, Николай Александрович Мишуков… Если поискать, найдутся и ещё подходящие кандидатуры.

Не могу даже вспомнить, сколько раз проводилась эта Новогодняя гонка в Одинцово! Соревнования, выпестованные дядей Колей Манжосовым, десятки лет являются желанным стартом не только для областных любителей лыжных гонок, но и для лыжников всей страны.
Не могу даже вспомнить, сколько раз проводилась эта Новогодняя гонка в Одинцово! Соревнования, выпестованные дядей Колей Манжосовым, десятки лет являются желанным стартом не только для областных любителей лыжных гонок, но и для лыжников всей страны.Александр Колесников

Зарплата тренеров в юниорском и уж тем более в детско-юношеском спорте не должна зависеть от результатов их воспитанников. Лишь начиная с этапов высшего спортивного мастерства главным критерием должен стать спортивный результат.

Чисто теоретически выход может быть такой: молодой спортсмен показывает результат: допустим, он первый по рейтингу среди юношей или юниоров в стране. В аналитическом управлении ЦСП проводят его тестирование в лаборатории и анализируют: какой ценой, какими физическими усилиями он стал первым по рейтингу? Там характеризуют его функциональную систему, двигательные и физические возможности, которые определяют результат в лыжных гонках. Это мышечный аппарат и обслуживающие его вегетативные системы: сердечно-сосудистая, дыхательная и так далее. Мышечный аппарат — это сила, скоростно-силовые качества и аэробная выносливость (её потенциал), сердечно-сосудистая система — это размер сердца и физиологически оправданная гипертрофия левой стенки желудочка. Должно быть, с одной стороны, сердце большое, с другой — способное мощно вытолкнуть кровь.

Если, например, у юноши или у юниора МПК такого же уровня, как у достаточно взрослого 23–24-летнего спортсмена — уже понятно, что его настолько стимулировали, что дальше расти ему будет некуда. Скорее всего — это уже его потолок. А если спортсмен при достаточно умеренном развитии физиологических систем показал хороший результат в рейтинге — значит, это просто талантливый спортсмен с большой перспективой роста и развития.

Велопоходы — отличное средство развития аэробных способностей юных спортсменов. Вот только у нас очень мало велодорожек, по которым можно путешествовать. Юные спортсмены из Лыжного клуба Наседкина делают это в летнем лагере в Черногории.
Велопоходы — отличное средство развития аэробных способностей юных спортсменов. Вот только у нас очень мало велодорожек, по которым можно путешествовать. Юные спортсмены из Лыжного клуба Наседкина делают это в летнем лагере в Черногории.Татьяна Секридова

Если юного спортсмена стимулируют гликолитическими, высокоинтенсивными работами, он на текущий момент может показывать достаточно высокий результат. Таких тренеров, у которых спортсмены по юношам и юниорам выигрывают всё подряд, немало. Но потом, в большом спорте, этих спортсменов нет даже близко. Потому что основная задача у таких тренеров и спортсменов была — попасть в юниорскую команду. Но тренеры не понимали того, что, решив задачу попадания в сборную, они заранее исчерпали весь потенциал своих подопечных, и никаких перспектив для дальнейшего роста и развития у таких спортсменов уже не остаётся.

Не по этой ли причине к моменту окончания детско-юношеских спортивных школ, а если точнее — уже к старшему юношескому возрасту очень сильно редеют ряды занимающихся спортом юношей и девушек? На самом деле до окончания средней школы в нашей стране — самая большая в мире массовость занимающихся лыжными гонками. А затем численность уменьшается больше чем в половину. Падение численности не было бы таким высоким, если бы у нас был достаточно развит студенческий спорт, а это как раз юниорский и молодёжный период в лыжных гонках, если бы бережнее растили старших юношей и юниоров, не натаскивая на результат. Американские учёные провели исследование, почему многие юноши и девушки после 16 лет отказываются от занятий спортом. Выяснилось, что начиная с 10–12 лет они подвергались высокоинтенсивным нагрузкам, и у них на уровне нервных центров началось торможение синтеза белка, который позволяет переносить стресс. Подростки к 16 годам на любую стрессовую ситуацию, в том числе соревнование, реагируют болезненно (они просто перегорают). Американцы назвали это недоразвитостью нервной системы, которая произошла из-за того, что в детском возрасте их перегружали высокоинтенсивной работой. У нас в стране это происходит сплошь и рядом. Поэтому к 16 годам такой подросток приходит, ставит лыжи в угол и говорит: «Всё, тренер, с меня хватит! Я своё отбегал! Теперь я буду поступать в институт, тусоваться с друзьями, девчонками, и мне ваш спорт не нужен!» Вот он, результат перегрузок — к 17 годам ему уже ничего не нужно! Его нервную систему истощили настолько, что его организм перестаёт выдерживать этот стресс.

2014 год. На декабрьских соревнованиях в Сыктывкаре юноши и девушки старшего возраста соревнуются уже по-взрослому, ведь здесь начинаются первые отборы в сборную команду России на международные соревнования… Вот с этого и начинается та самая ранняя специализация. В случае, если юный спортсмен готовится к таким стартам целенаправленно, вряд ли он сможет достичь своего потолка в большом спорте.
2014 год. На декабрьских соревнованиях в Сыктывкаре юноши и девушки старшего возраста соревнуются уже по-взрослому, ведь здесь начинаются первые отборы в сборную команду России на международные соревнования… Вот с этого и начинается та самая ранняя специализация. В случае, если юный спортсмен готовится к таким стартам целенаправленно, вряд ли он сможет достичь своего потолка в большом спорте.Татьяна Секридова

Ещё один нюанс, на который мало кто из спортивных наставников обращает внимание, это соотношение школьных нагрузок и физических, которые ребёнок, занимающийся в спортивной секции, получает на тренировках.

В чём заключается проблема? Как правило, дети по утрам учатся в школе, а во второй половине дня ходят на тренировки. Потом наступают каникулы. Для чего были сделаны каникулы? Было доказано, что у ребёнка во время обучения в школе наблюдается волнообразная динамика работоспособности. Первые 12 дней в четверти — это втягивание в процесс обучения. Но это и стресс для ребёнка, который сильно влияет на иммунную систему. Соответственно, есть повышенный риск заболеваемости. Но тренеры, к сожалению, этого никогда не учитывают. Как только юные спортсмены в сентябре появляются на тренировках, тренер давай их сразу же грузить. Умственная нагрузка суммируется с физической — дети могут заболеть…

Потом 3–4 недели у них повышенная работоспособность. А затем начинается спад из-за наступления общего утомления: как умственного (в большей степени), так и физического. Как правило, эта фаза приходится на пик заболеваемости детей в школах. Но даже если дети в школе не заболели, тренеры быстренько забирают их на каникулы в спортивный лагерь. В то время как ребёнок должен некоторое время отдохнуть, он попадает в полное распоряжение тренера, и тот начинает юного спортсмена нагружать. В школу он приходит утомлённым, недовосстановившимся, у него ухудшается внимание, память, мышление… Он начинает хуже учиться. Родители огорчены и запрещают ребёнку идти в спортивную секцию — пока оценки не исправит…

Каков выход из этой ситуации? Только один — обращать особое внимание на фазы работоспособности ребёнка с учётом школьной периодизации. Не забывать о том, что юным спортсменам надо давать возможность восстанавливаться и отдыхать.

Та же самая волнообразность прослеживается и по четвертям. Первая четверть, как правило, имеет низкую работоспособность, вторая и третья — высокую, а в четвёртой показатели снова идут вниз. Все исследования показывают, что на этом фоне происходит снижение иммунитета. Как в это вписываются физические нагрузки?

У детей младшего и среднего школьного возраста не может и не должно быть периодизации. У них в принципе весь период подготовительный. Тренеры не должны выделять никаких переходных, подготовительных и соревновательных периодов, как у взрослых спортсменов. То, что дети участвуют в соревнованиях, вовсе не означает, что у них есть соревновательный период. Если же спортивные наставники начинают целенаправленно подводить детей к этим стартам, тогда они выделяют в их подготовке соревновательный период. Правильно ли это? Большой вопрос. Скорее всего, в детском возрасте это совершенно не нужно. Именно такая постановка тренировочной деятельности и приводит к ранней специализации. И как следствие — к тому, что юные спортсмены, больше всего заработавшие «шоколадных» медалей в детско-юношеском спорте из-за ранней специализации, лишаются возможности завоевать потом в большом спорте медали настоящие. Перед педагогами в детско-юношеском спорте должна ставиться задача сохранения и укрепления здоровья, а не достижения ранних результатов. Тогда тренеру не нужно будет специально к каким-то стартам подводить своих воспитанников, форсируя подготовку. Участие в соревнованиях должно оставаться средством подготовки. Нужно стремиться к тому, чтобы юноши и девушки воспринимали их как очередную тренировку, только со зрителями и с призами.

Никита Крюков, конечно, занятой человек, но он находит время посетить лыжную секцию ДЮСШ «Орбита». На фото: Никита Крюков с юными лыжниками города Дзержинский.
Никита Крюков, конечно, занятой человек, но он находит время посетить лыжную секцию ДЮСШ «Орбита». На фото: Никита Крюков с юными лыжниками города Дзержинский.из архива Никиты Крюкова

Очень часто причиной ухода из спорта становится получение травм и различных заболеваний, потому что постоянное пребывание в состоянии стресса подтачивает иммунитет ребёнка, это влияет и на его психику…

Что делать в этой ситуации? Как совместить учёбу с регулярными тренировками в школьном возрасте? У нас спортивные наставники обычно говорят: «Если учёба мешает спорту — бросайте учёбу!» И это грубейшая педагогическая ошибка!

Тренеру нужно научиться строить свою работу с юными спортсменами в чётком соответствии со школьной периодизацией, привязать её к четвертям учебного года. Как только у ребёнка повышается работоспособность, тренер может повышать спортивные нагрузки. Как только к концу четверти снижается работоспособность — наставник в этот период должен снижать тренировочные нагрузки. Потому что это естественный физиологический процесс. У нас же получается всё наоборот. Ребёнка к концу учебной четверти тренеры могут нагружать по полной программе… Если посмотреть на взрослый спорт — мы там такого не допускаем. Когда у спортсмена снижается работоспособность, мы и нагрузки снижаем. Никто не будет идти в противофазу и повышать их. В детско-юношеском спорте это наблюдается сплошь и рядом. Нужно всего лишь подстроить педагогический процесс в детско-юношеском спорте под естественные физиологические колебания.

Идеология тренировки в начале учебного года должна быть такой. Две недели — мягкая, щадящая нагрузка. Потом следует постепенно прибавлять как в интенсивности, так и в объёме спортивных занятий. При этом необходимо постоянно контролировать физическое состояние детей и в зависимости от текущего самочувствия строить тренировочный процесс. Ни в коем случае нельзя игнорировать учебный процесс. Ведь в детско-юношеском спорте ещё до конца непонятно, насколько долго и серьёзно юный спортсмен будет заниматься лыжными гонками. Захочет ли он вообще связывать свою жизнь и будущую профессию с физкультурой и спортом? 


Читать далее:

Глава 8. Ура, каникулы!

К оглавлению книги

Рейтинг: 0 0 0