Трансляции
  • Нет ни одной трансляции.
  • Татьяна Секридова

Юрий Каминский. Книга "От школьной скамьи до олимпийской медали". Глава 19. Психология победителя.

Опубликовано: Юрий Каминский. Книга "От школьной скамьи до олимпийской медали"


Ты жаждешь победы. Я дам тебе самую главную – победи самого себя и станешь непобедимым.

Александр Кикнадзе, писатель



В современном спорте при равных возможностях функционально-двигательного потенциала решающую роль в борьбе за победу на лыжне могут сыграть такие факторы как более качественные лыжи, лучше подобранный вариант смазки, более привычные (или комфортные для спортсмена) погодные условия, медико-реабилитационное обеспечение и, конечно же, психология. Я бы даже сказал, что психологический фактор играет здесь главную роль.

 Один из врачей сборной команды в беседе со мной как-то сказал, что вся разрешённая фармакология, которую используют спортсмены, все реабилитационные и восстановительные процедуры, которые делаются для спортсменов, имеют меньший удельный вес в результате спортсмена, чем психология.

Три поколения олимпиоников — олимпийский чемпион Саппоро-¬ 1972 Вячеслав Веденин, Калгари-¬1988 — Михаил Девятьяров и Ванкувера-2010 — Никита Крюков. Каждый их них обладает своим особым секретом, способностью в нужном месте, в нужное время выдать максимум своих возможностей.
Три поколения олимпиоников — олимпийский чемпион Саппоро-¬ 1972 Вячеслав Веденин, Калгари-¬1988 — Михаил Девятьяров и Ванкувера-2010 — Никита Крюков. Каждый их них обладает своим особым секретом, способностью в нужном месте, в нужное время выдать максимум своих возможностей.Из архива Юрия Каминского

Выдающийся спортсмен-тяжелоатлет Юрий Власов, серьезно заболев, писал: «И ещё, я уразумел нечто важное, из чего в будущем выросла целая система взглядов и стала возможна эта эволюция: тело, как и дух, нуждается в руководстве… Беда заключалась в том, что я пока не владел методикой оздоровления психики, больше того, не представлял, что она вообще возможна…»

2016 год, Стокгольм (Швеция). Безусловно лучший финишный спурт Никиты Крюкова. Казалось, что соперники (а это два последних триумфатора Сочи-2014 и Фалуна-2015) замедлили свой ход, а Никита, наоборот, прибавил. Еще перед выходом на финишную прямую он шел только пятым, проигрывал Хаттестаду 15–20 метров. На этом кадре он уже второй, а на финише позволил себе оглянуться и поприветствовать зрителей. Так распределить силы по дистанции и проявить терпение может только уверенный в себе чемпион.
2016 год, Стокгольм (Швеция). Безусловно лучший финишный спурт Никиты Крюкова. Казалось, что соперники (а это два последних триумфатора Сочи-2014 и Фалуна-2015) замедлили свой ход, а Никита, наоборот, прибавил. Еще перед выходом на финишную прямую он шел только пятым, проигрывал Хаттестаду 15–20 метров. На этом кадре он уже второй, а на финише позволил себе оглянуться и поприветствовать зрителей. Так распределить силы по дистанции и проявить терпение может только уверенный в себе чемпион.Анатолий Цымбалов

Юрий Киселёв, один из ведущих специалистов в области спортивной психологии, говорит, что «психика спортсмена на ответственных этапах подготовки и выступлениях на соревнованиях обладает повышенной чувствительностью, так как человек практически постоянно находится в экстремальных условиях и в предстрессовом состоянии. У тренера свои задачи, решение которых часто требует авторитарного давления на спортсмена и строгой дисциплины, а конкурентность спортивной жизни вынуждает спортсмена проявлять злость, агрессивность и другие социально негативные качества. В этой ситуации спортивный психолог является своеобразным буфером, отдушиной, помогая спортсмену удержаться на тонкой грани пика подготовленности. Особенно актуальным присутствие психолога становится в сборных командах как заинтересованного, но не участвующего в борьбе человека… Неверие многих тренеров в возможности спортивной психологии вызвано их опытом неудачных попыток взаимодействия с психологами в прошлом. Действительно, можно перечислить десятки случаев, когда тренер и психолог так и не смогли достичь поставленных целей. Но это же не повод исключать из подготовки такое мощное средство как психология».

Какие задачи должен решать психолог в команде? Став тренером сборной команды, я очень хорошо понимал, что в команде необходим психолог, который помогал бы мне в работе со спортсменами. А атлетам — в работе со мной и взаимодействии друг с другом. Мне в сборной команде пришлось несколько раз сталкиваться с людьми, приглашёнными в команду для работы психологами. Но чаще они старались не столько взаимодействовать и помогать, сколько решать свои личные профессиональные задачи. Только на втором плане у них было желание помочь спортсменам овладевать собственной психикой, чтобы это трансформировалось в спортивные результаты. Наиболее доверительные отношения у нас сложились с супружеской парой психологов Кузнецовых — Светланой Борисовной и Александром Юрьевичем — ведущих научных сотрудников Государственного научно-исследовательского испытательного Ордена Красной Звезды Института военной медицины Минобороны РФ. Основное направление их деятельности — компьютерные и ресурсные психотехнологии, позволяющие диагностировать и корректировать психическое и физическое состояние человека путём прямого доступа в подсознание. Это специалисты очень хорошего уровня. Помимо высшего психологического образования, Светлана Борисовна закончила Internаtional Eri­ckson University (Vancouver, Canada). Александр Юрьевич был командиром крупнейшей в мире подводной лодки класса «Акула». А потом, когда учился в Военно-морской академии, закончил специальные курсы психологов.

Светлана Борисовна Кузнецова вместе с мужем Александром Юрьевичем проработала в сборной команде России с 2009 по 2011 год. За это время мы отработали несколько методик определения текущего психо-эмоционального состояния лыжников-гонщиков и основы его коррекции.
Светлана Борисовна Кузнецова вместе с мужем Александром Юрьевичем проработала в сборной команде России с 2009 по 2011 год. За это время мы отработали несколько методик определения текущего психо-эмоционального состояния лыжников-гонщиков и основы его коррекции.Из архива С.и А.Кузнецовых

Они регулярно работали с нами на этапе подготовки к Олимпийским играм в Ванкувере и после них в следующем сезоне. Когда я стал главным тренером, тоже привлёк их к работе с командой. До меня Юрий Викторович Бородавко также привлекал их к работе со спортсменами сборной команды России.

Кузнецовы проводили тестирование спортсменов по собственной разработанной методике, в нём они определяли различные аспекты психического типа спортсмена, особенности его личности. После этого давали рекомендации как спортсмену, так и тренеру. Это помогало нам более точно определять, в каком психологическом состоянии находятся наши лыжники. Дальше мы уже вместе с ними, подчёркиваю — вместе с психологами — составляли программу воздействия на спортсмена, по которой они дальше работали с каждым индивидуально. До сих пор продолжаем периодически взаимодействовать с этими специалистами.

Спортсмены спринтерской группы с удовольствием занимались с нашими психологами — четой Кузнецовых. Но, к сожалению, этот путь по разным причинам мы не закончили.
Спортсмены спринтерской группы с удовольствием занимались с нашими психологами — четой Кузнецовых. Но, к сожалению, этот путь по разным причинам мы не закончили.Из архива С.и А.Кузнецовых

Мы говорили с Кузнецовыми о необходимости системной работы со спортсменом таким образом, чтобы воздействовать на все параметры его психики в период тренировочной деятельности, управлять предстартовым состоянием атлета… Но в основе всего этого должно лежать прежде всего стремление спортсмена и тренера работать с психологом. Многие психологи говорят о том, что тренеры зачастую не хотят работать с ними. Иногда получается, что интересы психолога не совпадают с интересами тренера или команды.

Спортсмен, который хочет в полном объёме овладеть психологической подготовкой, должен постоянно тренировать собственную психику. Он должен неустанно работать над собой. У нас же многие спортсмены считают, что они пришли на сеанс к психологу, расслабились, уснули, и все… На самом деле, самое простое, что может сделать психолог — усыпить или расслабить. Спортсмен должен захотеть, а психолог должен научить спортсмена воздействовать в нужном направлении на своё психофизическое состояние, добиваться усиления тренировочного или соревновательного эффекта, вводить себя в оптимальное предстартовое состояние, влиять через психику на физиологические функции своего организма. Чтобы добиться серьёзного результата в психологической подготовке, спортсмену нужно приложить колоссальный труд. В конечном итоге на дистанции всё равно спортсмен остаётся с собой один на один. Ему необходимо управлять собой и своими нервными импульсами. Самому себя мотивировать, концентрировать, стимулировать …

2015 год. Санкт-Петербург. Спринт на Дворцовой. Последние метры дистанции. Никита Крюков отдает все силы в финишном спурте.
2015 год. Санкт-Петербург. Спринт на Дворцовой. Последние метры дистанции. Никита Крюков отдает все силы в финишном спурте.Из архива Юрия Каминского

Здесь, я думаю, самое время поговорить о психологии взаимоотношений тренера и спортсмена. Вспоминаются слова великого тренера по фигурному катанию Татьяны Анатольевны Тарасовой: «Я понимаю, меня можно ненавидеть. Я всегда недовольна». Это очень хорошо объясняет известный спортивный психолог Рудольф Загайнов: «Тренер и должен быть почти всегда недовольным. В этом и есть главное проклятие его профессии. Но требуется одно: не допускать изменений в своей личности, не стать человеконенавистником на все 24 часа в сутки, на всю оставшуюся жизнь». Вот формула, которую он предлагает: полное подчинение подсознания своей воле — это и есть победа человека над самим собой. То есть победить себя можно лишь тогда, когда ты с помощью своей воли подчинишь своё подсознание.

Ещё одно наказание тренерской профессии состоит в том, что тренер должен постоянно напрягать спортсмена, заставлять его тренироваться, выполнять тяжёлые нагрузки, соблюдать режим и так далее. По сути своей это диктаторское начало и является проклятьем нашей профессии. Поэтому есть опасность перегореть и впасть в человеконенавистничество. Такое иногда случается, когда подопечные слышат от своего тренера только приказы и ругательства. Слова, которые напрягают и никак не дают спортсмену почувствовать в себе человека. Это существенная проблема спорта высших достижений. Но бывает, что на такую позицию встают тренеры, работающие с резервом, ещё хуже — в юношеском возрасте. В спортсмене необходимо прежде всего видеть человека, личность, но при этом не терять руководящее тренерское начало. Это очень тонкая грань, которую необходимо чётко соблюдать. Не перегибая ни в одну, ни в другую сторону. Для этого тренеру необходимо чутко выстраивать взаимоотношения со спортсменом. Необходимо разобраться в его психологии, научиться его понимать, быть в курсе его проблем, житейских трудностей, разговаривать со спортсменом не только на тренировке, но и после неё, в быту, в свободное время. По возможности помогать в решении этих вопросов.

2013 год, Алдан (Якутия). Концентрация и внимание являются важными качествами лыжника-спринтера. На сборе в Алдане идет отработка стартовой реакции спортсменов.
2013 год, Алдан (Якутия). Концентрация и внимание являются важными качествами лыжника-спринтера. На сборе в Алдане идет отработка стартовой реакции спортсменов.Из архива Юрия Каминского

На тренировках и соревнованиях степень воздействия на спортсмена другая. Здесь очень важно, чтобы тренер и спортсмен понимали друг друга. Ведь даже в сборной команде мы сталкивались с тем, что спортсмен не очень понимает, чего ты хочешь от него добиться. Вроде в течение подготовительного периода, когда ты объяснял, разговаривал со спортсменом, он всё время молча кивал тебе и делал вид, что понимает, или искренне думал, что понимает, а потом, в соревновательном сезоне, видишь, что некоторых основополагающих моментов и деталей он не усвоил. Хотя ничего не сказал и не переспросил.

В последние годы я столкнулся с таким фактом, что новички, пришедшие к нам в группу, имеют смутное представление о зонах интенсивности и их влиянии на собственный организм, не умеют работать в заданных пульсовых режимах. Начинаешь объяснять зачем, почему, какой будет результат, если правильно не выдержать интенсивность. Конечно, эта проблема тянется с детско-юношеского спорта, где спортсмена не научили основам методики спортивной тренировки. Именно поэтому я специально акцентирую внимание вновь прибывших в сборную команду спортсменов на том, чтобы они понимали, что и зачем мы делаем в тренировочном процессе, подробно останавливаюсь на сути всей подготовки. Провожу специальные обучающие занятия, где подробно разжёвываю суть тренировок. Стараюсь постоянно быть открытым для диалога, чтобы спортсмен мог в любой момент достучаться до тренера, мог подойти и спросить, что ему не ясно. Я согласен с выдающимся футбольным наставником Борисом Аркадьевым, что тренер обязан быть доступен всегда! У тренера со спортсменом должны сформироваться доверительные отношения. Если спортсмен верит тренеру, он будет работать более качественно. Если такие взаимоотношения со спортсменом будут выстроены, то и результат будет намного лучше.

Вспоминается советский фильм «Миг удачи», где тренера команды горнолыжников талантливо сыграл Юрий Визбор. Его герой говорил такие слова: «Что такое победа? Миг удачи. Трудна не сама победа, труден путь к ней. И тот, кто прошёл этот путь достойно, тот настоящий спортсмен».

Один из моих знакомых после Олимпиады в Ванкувере, поздравляя с победой Крюкова, сказал: «Очень приятно, что правильные люди пришли к успеху правильным путём». Наверное, не каждому спортсмену дано добиться большой победы в спорте, но к победе над собой должен стремиться каждый. В этом, на мой взгляд, главная гуманитарная ценность спорта. Человек преодолевает себя. Через это преодоление он совершенствуется, становится сильнее.

2013 год, Алдан (Якутия). Концентрация и внимание являются важными качествами лыжника-спринтера. На сборе в Алдане идет отработка стартовой реакции спортсменов.
2013 год, Алдан (Якутия). Концентрация и внимание являются важными качествами лыжника-спринтера. На сборе в Алдане идет отработка стартовой реакции спортсменов.Анатолий Цымбалов

Обучение технике, её нюансам в лыжных гонках требует высокой степени концентрации. Потому что человек должен научиться владеть своим телом, понимать, слушать его. Если спортсмен этим владеет, он намного легче осваивает любые технические движения, быстрее приобретает любые навыки. Увы, сейчас дети и подростки очень тяжело концентрируются. Это большая проблема в педагогике. Раньше в школе лучше обучали умению концентрироваться. У молодых людей стала пропадать способность сосредотачиваться и работать над собой. Плюс стало много отвлекающих вещей: телефоны с игрушками, планшеты, компьютеры, социальные сети… Это стало очень большой проблемой в спорте — как в детском, так и во взрослом.

Важно научить спортсмена после завершения тренировок, особенно технического характера, не погружаться сразу в общение с электронными носителями, поскольку ещё на протяжении примерно часа мозг продолжает работать над усвоением полученной информации.

Очень важно сохранять эмоциональную составляющую тренировочного процесса не только у детей, но и у взрослых спортсменов. Доктор Гардер проводит спарринг с Никитой Крюковым.
Очень важно сохранять эмоциональную составляющую тренировочного процесса не только у детей, но и у взрослых спортсменов. Доктор Гардер проводит спарринг с Никитой Крюковым.Из архива Юрия Каминского

Любой психический процесс имеет в своей основе физиологическое обоснование. Почему важно сконцентрироваться? Потому что направленность работы мозга вне концентрации становится совершенно другой. Такова физиология высшей нервной деятельности — мозг работает и после того, как мы заканчиваем тренировку. Получается, что даже в этот момент нельзя отвлекаться. Учёные считают, что после проведения технической работы в течение ближайшего часа нельзя отвлекаться на какие-то масс-медиа и прочие электронные приборы. Любое отвлечение приводит к тому, что мозг начинает перестраиваться, и эффективность работы, мышечная память притупляются, происходит замедление процесса формирования моторно-двигательных программ, что, естественно, снижает окончательный тренировочный эффект.

Способность сконцентрироваться естественно перетекает в умение сфокусироваться на конкретной деятельности, умение выйти на старт в предельно мобилизованном состоянии, чтобы показать тот уровень возможностей, который спортсмен наработал на данный момент. Это, конечно же, большая проблема для молодых спортсменов. Я со своими юными воспитанниками всегда старался решить эту проблему, говоря перед соревнованием: «Вы должны показать тот результат, на который готовы в данный момент. Не надо пытаться обыграть всех, если ты сегодня не готов это сделать». Естественно, для каждого формировалась конкретная задача исходя из уровня спортсменов, которые участвовали в определённых соревнованиях. Если я правильно сформулировал задачу, и мой спортсмен смог её выполнить, мы оба получали удовлетворение и могли двигаться к следующей более трудной цели. Если я сформулировал неправильно, и задача была не выполнена, то спортсмен, естественно, слегка травмировался с точки зрения психики. Так что здесь тренеру очень важно поставить ту цель, которая спортсмену по силам.

Часто бывает так, что мы не знаем, каков может быть уровень соперников. Даже уровень своего спортсмена не всегда понимаем в деталях. Именно поэтому стоит ставить задачу своему воспитаннику достаточно обтекаемо: «Покажи тот результат, на который ты готов сегодня! Получи удовольствие от гонки. А уже потом, когда посмотрим соперников, мы с тобой будем думать, как двигаться дальше». Это отправная точка для формирования дальнейшей мотивации. Нужно воспитать в спортсменах способность радоваться моменту выступления в соревнованиях, преодолению дистанции, борьбе с самим собой. Потом уже формировать уровень задач, связанных с какими-то маленькими победами над каким-то конкретным соперником, скажем, примерно такого же уровня или чуть сильнее, выйти на какое-то место в итоговом протоколе и так далее…

Особенно в последнее время часто встречаются спортсмены, которые не уверены в себе. Причём, даже в сборной команде. Когда психологи Кузнецовы тестировали наших спортсменов, одна из главных целей этого тестирования была — определить уровень уверенности спортсмена в себе. Они выдавали мне довольно чёткое представление о каждом, которое обычно совпадало с моими наблюдениями. У спортсменов, с которыми давно работаю, я и так знал степень их уверенности в себе. А вот с новыми ребятами эти выводы очень помогали. Например, такого-то спортсмена необходимо постоянно поддерживать: перед соревнованиями, во время соревнований… В дистанционных гонках, мотивируя спортсмена, я использовал фразу «Можешь!» Если мы формировали с лыжником задачу на гонку заранее, я просто говорил ему: «Можешь выиграть!» По ходу гонки не кричал ему, сколько он выигрывал или проигрывал. Хватало опять же одного слова: «Можешь!» Это слово, я считаю, очень помогает спортсмену почувствовать уверенность в себе и поддерживает его на дистанции.

Можно сфокусировать внимание спортсмена на прохождении отдельных участков дистанции, на каких-то технических моментах. Особенно это важно в первых стартах сезона.

Ещё один важный аспект — психологическое состояние спортсмена за день и в ночь перед стартом. Есть спортсмены с такой реактивной психикой, которых ничем не успокоишь. Но они попадаются не так часто. Конечно же, тренер может в день перед соревнованиями побеседовать со спортсменом, чтобы заранее сформировать отношение к предстоящим стартам и тем самым погасить или, наоборот, активизировать какие-то процессы — в зависимости от того, какой тип нервной системы преобладает, и в каком состоянии в настоящий момент находится данный спортсмен. Оценить это мы можем по глазам, по действиям спортсмена, по его поведению, общению с товарищами…

2013 год, Холменколлен. Александр Легков и Илья Черноусов после победного финиша на дистанции 50 км на этапе Кубка мира в Норвегии. Они вдвоем сумели обойти норвежцев. Это был хороший задел на будущий сезон. Одна из главных особенностей спортсменов-победителей — умение отдать все силы для достижения успеха.
2013 год, Холменколлен. Александр Легков и Илья Черноусов после победного финиша на дистанции 50 км на этапе Кубка мира в Норвегии. Они вдвоем сумели обойти норвежцев. Это был хороший задел на будущий сезон. Одна из главных особенностей спортсменов-победителей — умение отдать все силы для достижения успеха.Татьяна Секридова

Допустим, когда я проводил с юношами предсоревновательную тренировку за день до старта, всегда смотрел, как ребята ведут себя в плане агрессивности и резкости в движениях… Если видел, что спортсмен работает слишком энергично и качественно, я его притормаживал. И наоборот — при вялости состояния старался чуть взбодрить, как-то подстегнуть его. Нужно стремиться поддержать психологический баланс в состоянии спортсмена. Практически так же тренер должен регулировать состояние спортсмена и на предстартовой разминке. Нужно всегда помнить о том, что концентрация — самый важный фактор успеха.

С более опытными спортсменами, казалось бы, всё проще. Но с ними и уровень ответственности выше. У них иногда возникают такие состояния, когда приходится прибегать к фармакологическим препаратам или физиопроцедурам, чтобы выровнять психическое состояние, погасить чрезмерное возбуждение. Сейчас в этом плане много всяких возможностей. Тут уже привлекаешь доктора и переключаешь взаимодействие со спортсменом на него. Но самое плохое из предстартовых состояний — это состояние апатии, когда спортсмен заторможен до такой степени, что его не растормошить. Можно сказать — это последняя стадия психологической перетренировки.

Если спортсмен не может уснуть перед гонкой — это состояние перевозбуждения. Нужно искать пути, как нормализовать такое состояние. Здесь может помочь массаж, успокаивающая музыка, можно использовать какие-то мягкие седативные препараты, ту же валерьянку…

Момент настроя на гонку очень важен. Именно поэтому у каждого спортсмена есть свой строго выстроенный ритуал действий, который он совершает накануне состязания и который старается строго исполнять. Вплоть до того, что малейшее его нарушение может вызвать психологический сбой и повлиять на результат в соревновании. Это может быть определённая последовательность в одевании, наличие каких-то предметов в экипировке. Например, победные шапочка и комбинезон у Елены Вяльбе. Она лет восемь бегала в одном и том же чёрном комбинезоне. Это, конечно, определённое суеверие, но оно помогает обрести психологическую устойчивость в момент предстартового стресса. Тот алгоритм действий, который приводил чемпионов к победе, они накануне старта стараются сохранить. Как правило, это работает.

Весна 2011 года. Впервые мужская национальная команда завоевала Кубок Наций. В окружении лыжников сборной с кубком в руках — президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе. Здесь не хватает только спринтеров, которые не участвовали в последней гонке Кубка мира.
Весна 2011 года. Впервые мужская национальная команда завоевала Кубок Наций. В окружении лыжников сборной с кубком в руках — президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе. Здесь не хватает только спринтеров, которые не участвовали в последней гонке Кубка мира.Анатолий Цымбалов

Например, Владислав Третьяк рассказывал, что во время спортивной карьеры много занимался аутогенной тренировкой. Причём, некоторые приёмы он разработал сам. На самом деле, спортсмен должен сам для себя создать собственную систему, которая помогает ему настроиться или успокоиться, сконцентрироваться или расслабиться. Это становится его собственным секретом. И этот «секрет» часто работает только в отношении самого чемпиона, его трудно передать другому человеку. Тот же Третьяк с сожалением говорит о том, что не смог никому передать свои наработки…

В своём предстартовом состоянии, когда надо было настроиться на серьёзную игру, Третьяк расставлял в воображении картинки. Они должны были быть о чем-то хорошем: например, как ты поймал на рыбалке огромную рыбину или как поцеловал любимую женщину — какие-то мгновения счастья, которые вызывали внутреннюю улыбку. Тогда он приходил в хорошее настроение, которое можно было обозначить просто: «У тебя всё в порядке». Психологическое состояние спортсменов экстра-класса можно сравнить с музыкальным инструментом, например, со скрипкой. Если она не настроена, то ни один, даже самый талантливый музыкант на ней не сыграет.

2016 год, Мончегорск. Два великих упрямца — Вячеслав Петрович Веденин и Никита Крюков. Своим примером они демонстрируют нам, что невозможное возможно! Несколько минут назад Никита Крюков преодолел 70-километровый марафон в рамках чемпионата России в Мончегорске!
2016 год, Мончегорск. Два великих упрямца — Вячеслав Петрович Веденин и Никита Крюков. Своим примером они демонстрируют нам, что невозможное возможно! Несколько минут назад Никита Крюков преодолел 70-километровый марафон в рамках чемпионата России в Мончегорске!Вячеслав Веденин-младший

Важно накануне гонки взаимодействие атлета с тренером. Как правило, хороший тренер может несколькими словами повлиять на состояние спортсмена: или успокоить его, или, наоборот, взбодрить. Бывали случаи, когда одной фразой или поступком тренер мог буквально вдохновить спортсменов на подвиг. Можно вспомнить знаменитый пример нашего великого хоккейного тренера Анатолия Владимировича Тарасова, когда он в перерыве труднейшей игры с канадцами в раздевалке перед выходом на площадку встал на колени и запел «Интернационал».

Или другой случай, который рассказал мне Вячеслав Петрович Веденин. После победы нашей эстафетной мужской команды на Олимпиаде в Саппоро, когда на последнем этапе он сумел отыграть отрыв более минуты и обойти норвежскую команду, Вячеслав Петрович поехал смотреть хоккейный матч, в котором наши играли с чехами. Наши проигрывали 2:1. А должны были хотя бы сыграть вничью, чтобы стать чемпионами Олимпиады. Тогда Тарасов, узнав, что на трибунах находится Веденин, пригласил его во время последнего перерыва в раздевалку к хоккеистам. Анатолий Владимирович сказал своим игрокам: «Вы посмотрите: какой Веденин маленький, а какой большой подвиг совершил, сократив огромный отрыв и обогнав норвежскую команду, а вы здоровые мужики…» Спортсмены после этих слов не только сравняли счёт, но и выиграли у извечных соперников 3:2.

Этап непосредственной подготовки к титульным соревнованиям (чемпионату мира и Олимпийским играм) очень важно провести так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно проведенное время. Один из последних сборов перед Ванкувером-2010 в швейцарской Понтрезине. На переднем плане — Алексей Петухов и Николай Морилов.
Этап непосредственной подготовки к титульным соревнованиям (чемпионату мира и Олимпийским играм) очень важно провести так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно проведенное время. Один из последних сборов перед Ванкувером-2010 в швейцарской Понтрезине. На переднем плане — Алексей Петухов и Николай Морилов.Из архива Юрия Каминского

Мне вспоминается Геннадий Михайлович Раменский, который во время моего прихода в спринтерскую команду был одним из вице-президентов ФЛГР, ответственным за спринтерское направление, а до этого долгие годы работал тренером в разных сборных страны. Он тоже умел увлечь спортсмена, простимулировать его зажигательным словом накануне стартов. Он был для нашей команды как комиссар в лучшем понимании этого слова. Всегда относился к спортсменам по-доброму, видел в них личность. Ребята это чувствовали, доверяли ему. Перед соревнованиями Раменский говорил лыжникам: «Нужно помнить, что вы представляете великую нацию, за вами десятки олимпийских чемпионов, которые прославили нашу страну в лыжных гонках». Он всегда знал и чувствовал, что нужно сказать в такой момент, умел это сказать так красочно и пламенно, что его слова надолго оставались в сознании ребят. Помню, в первый год моей работы со сборной он был с нами на первом снежном сборе в Финляндии. Когда мы успешно стартовали в Каяни (Петухов тогда выиграл), он купил призы для ребят, всех поздравил с началом сезона и вдохновил на следующие соревнования.

Как пример нужного слова можно вспомнить мою фразу, которую я передал по рации через Чарковского (я уже говорил об этом ранее) Саше Панжинскому, дебютанту Олимпиады, перед финалом в Ванкувере: «Сейчас или никогда!» — после которой он на равных боролся с Петтером Нортугом и Никитой Крюковым за «золото» в спринте. И уступил Никите всего-то полботинка, две сотых секунды…

Но был пример и обратного воздействия брошенной перед стартом фразы. В 2012 году на спринтерской гонке, которая проходила в рамках «Тур де Ски», Алексей Петухов стоял на старте финального спринтерского забега. Как раз был день рождения его старшего сына. Буквально за 5 секунд до старта, чтобы мотивировать его на борьбу, я ему крикнул: «Лёша, давай за Ваню!» И Алексей первый раз в жизни, а может быть, и последний, занял в финале последнее место… Потом он мне объяснил, что с ним произошло: сразу подумал о Ване и… размяк. После этого я сделал вывод, что Алексея надо стимулировать жёсткими фразами, а не напоминать о семье и детях, к которым он относится очень трепетно. Это его расслабляет. Конечно, чтобы стимулировать спортсмена словами, надо знать тонкости его психики.

Свежее состояние спортсмена — обязательное условие успеха. Нельзя забывать, что физическое утомление тесно связано с психическим. Релаксация и восстановление — это, прежде всего, физический процесс. Но в то же время и психологический, поскольку во время физической нагрузки в первую очередь устаёт центральная нервная система. Это очень сложный биохимический процесс в организме, толчком к которому служат импульсы ЦНС, что в свою очередь активирует гормональную систему, влияющую на дальнейшую работу организма спортсмена. Таким образом, мы можем получить перенапряжение, а в дальнейшем и перетренированность. Поэтому начинать восстановление и релаксацию нужно, прежде всего, с воздействия на ЦНС. Самым простым при этом является переключение работы. Иногда в этом плане очень хорошо работают игровые методы, если переключить на них спортсменов с монотонной работы. Благотворно влияет смена интенсивности, например, с высокой на низкую, на длительную аэробную работу. Это эффективно разгружает центральную нервную систему, психику спортсмена, и он намного быстрее восстанавливается. Переключение нагрузки срабатывает более эффективно, чем простое снижение нагрузки. Более того, объём нагрузки даже можно не снижать, а просто предложить спортсмену что-то кардинально противоположное. Прописная истина: лучший отдых — это смена деятельности.

В филиале Олимпиатоппена в Тронхейме Петтер Нортуг внимательно слушает руководителя научной бригады Ойвена Сандбака. Ведь в спорте нет мелочей, а функциональное обследование является ключевым моментом в тренировочном процессе.
В филиале Олимпиатоппена в Тронхейме Петтер Нортуг внимательно слушает руководителя научной бригады Ойвена Сандбака. Ведь в спорте нет мелочей, а функциональное обследование является ключевым моментом в тренировочном процессе.Из архива Юрия Каминского

Не нужно забывать тренерам о таких простых физических процедурах, способствующих восстановлению, как душ, ванна, сауна… Мы в спринтерской группе используем такой простой восстановительный приём, как тёплые водяные ванны для ног, которые помогают запустить капиллярную систему. Иногда, наоборот, используется холод для восстановления между забегами… Одним словом, есть много способов ускорить восстановление.

Ко всему выше сказанному неплохо было бы добавить умение релаксировать, которое очень хорошо помогает в восстановлении. Для этого необходимо освоить широко известные методики аутотренинга. В моей тренерской практике был случай, когда спортсмен перебрал в нагрузке из-за превышения интенсивности. У парня подскочило и долго держалось повышенное давление. Первым делом я снизил ему нагрузки, перевёл с интенсивной работы на равномерную аэробную. Врачи предлагали использовать сильнодействующие препараты, но мы ограничились седативными средствами. Также предложил ему освоить аутотренинг. Поделился своим опытом, чем я владел на тот момент: как научить себя расслабиться, вызвать состояние прилива тепла в конечностях… У этого парня была довольно подвижная реактивная нервная система, которая вызывала скачки давления. Тем не менее он научился управлять собой и своим давлением с помощью системы самовнушения. А сейчас многие элитные спортсмены идут дальше и осваивают куда более эффективные системы психологической подготовки.

Известный российский психолог Владимир Фёдорович Сопов считает, что достижение максимального результата обусловлено непременным наличием трёх условий, каждое из которых имеет психологическое содержание:

  1. биопсихические свойства личности;
  2. готовность к максимальной мобилизации волевых усилий;
  3. способность к психической саморегуляции.

Эти условия представляют собой блоки психологических свойств личности, знание функциональной природы которых позволяет находить слабые звенья в системе самоконтроля и саморегуляции спортсмена.

Анализ соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации в различных видах спорта показал, что наличие у них высокой специальной подготовленности наряду с недостаточной готовностью к максимальным волевым усилиям в условиях жёсткого противоборства приводит к поражениям. Но только высокая готовность к волевым усилиям не гарантирует успешного выступления в соревнованиях высокого ранга.

Десятки тысяч спортсменов ежегодно пополняют лыжные ряды. Сравнительно немногим из них удастся почувствовать вкус победы, но ощутить жажду борьбы, испытать себя может каждый. В этом состоит великая ценность спорта.
Десятки тысяч спортсменов ежегодно пополняют лыжные ряды. Сравнительно немногим из них удастся почувствовать вкус победы, но ощутить жажду борьбы, испытать себя может каждый. В этом состоит великая ценность спорта.Из архива Юрия Каминского

Практика показывает, что многие спортсмены могут заставить себя работать с определёнными усилиями, могут предельно выложиться, настроиться на борьбу в максимальных режимах. И всё же этого оказывается недостаточно, если спортсмен не владеет психической саморегуляцией и не может удержать своё состояние и двигательные действия в определённых параметрах.

Известно, что высокий спортивный результат показывается при оптимальном уровне психического возбуждения. Как высокий уровень, так и низкий приводят к снижению спортивного результата.

Полномасштабная психологическая подготовка обязательно включает в себя все стороны и этапы подготовки спортсмена. Это планирование, отбор кандидатов, психодиагностика личности, формирование долговременной мотивации, постановка долгосрочных и краткосрочных целей, моделирование условий соревнований, коррекция эмоционально-волевой сферы, обучение психической саморегуляции и идеомоторной тренировке, актуализация психологической составляющей физической, технической и тактической подготовки, формирование подсознательных установок деятельности, психотерапия инстинктивных страхов и блоков, психогигиена и восстановление, формирование экзистенционального пространства самореализации, психологический контроль состояния на всех этапах подготовки спортсмена, осознание результатов деятельности и ряд других специфических проблемных сторон. И все это должно основываться на серьёзном теоретическом и методическом базисе.

Искусство тренера заключается в умении установить содержание отрезка (то есть выделить актуальную задачу — что делаем на данном этапе: обучаем, тренируем, восстанавливаем или готовим?) и в умении ввести спортсмена психолого-педагогическими средствами и методами в наиболее эффективное для этого отрезка психическое состояние.

Снова возвращаемся в Стокгольм-2016. Никита Крюков приветствует зрителей после своего самого яркого финиша.
Снова возвращаемся в Стокгольм-2016. Никита Крюков приветствует зрителей после своего самого яркого финиша.Анатолий Цымбалов

Психология вообще должна быть в основе тренировочного процесса в любом возрасте. Да, с одной стороны, мы тренируемся, чтобы соревноваться. Но с другой стороны, просто кататься на лыжах — это же так здорово!

Современным детям, которые не привыкли к тяжёлому физическому труду, довольно тяжело заставлять себя постоянно ходить на тренировки. Тем более что сейчас в российском лыжном спорте происходит серьёзное отставание от новейших средств и методов, в том числе и игровых, которые используют наши коллеги за рубежом. У нас нет таких спортивно-тренажёрных и игровых комплексов, на которых можно было бы использовать современные многообразные средства подготовки в виде игры. Тем не менее детский тренер обязан создавать такие условия, чтобы у детей возникла и не угасала постоянная потребность заниматься физическими упражнениями, чтобы эта потребность постоянно поддерживалась. Для этого надо увлечь ребёнка игровыми упражнениями.

Детский тренер должен построить занятия таким образом, чтобы они были очень интересны для юных спортсменов. По-другому, наверное, никак не получится. В моё время было достаточно увидеть по телевизору, как бежал на Олимпийский играх Вячеслав Веденин. Это было ух как здорово! На определённом этапе его победа на Олимпиаде в Саппоро стала для меня очень сильным стимулом. Я очень захотел кататься на лыжах. В дальнейшем, конечно, появляется потребность быть первым.

Понятно, что не всем дано быть первыми. Но можно находить другие мотивационные факторы. Например, желание преодолеть себя, желание научиться чему-то новому… Тренеру нужно объективно оценить текущие возможности своих воспитанников и найти моменты, которые будут стимулировать каждого из них. Именно на таком основании я строил работу со своими подопечными. Как тренер я иногда получал бóльшее удовольствие от того, что один спортсмен выполнял первый разряд, чем от того, что другой выполнял норматив мастера спорта. В моей тренерской практике были случаи, когда приходили заниматься лыжами ребята, имеющие какие-то отклонения в физическом развитии. Было заведомо понятно, что они не будут претендовать на чемпионство. Поэтому я ставил им посильные задачи для мотивации. Сначала давай научимся кататься на лыжах, освоим азы техники, затем — выполним первый юношеский разряд, потом — второй взрослый, затем — первый… Эта ступенька — первый разряд — порой становилась равной олимпийской медали! Потому что по их ощущениям они совершили главное — преодолели себя! И добились того, на что они вообще не рассчитывали, когда пришли заниматься, чтобы просто научиться стоять на лыжах. А в итоге стали спортсменами, что тоже немаловажно. В жизни это даёт очень хороший посыл: человек начинает понимать, что, приложив определённые усилия и очень стараясь, можно добиться цели, которую перед собой поставил.

Снова возвращаемся в Стокгольм-2016. Никита Крюков приветствует зрителей после своего самого яркого финиша.
Снова возвращаемся в Стокгольм-2016. Никита Крюков приветствует зрителей после своего самого яркого финиша.Из архива Юрия Каминского

Любая победа, даже на незначительном уровне, очень важна в создании мотивации для совершенствования. Каждое подтверждение твоего успеха подталкивает к движению вперёд. Когда побед нет, очень мало кто может справиться с неудачами. Если человек при этом не сломался и продолжает двигаться вперёд, из него может получиться действительно великий спортсмен.

В детском спорте тренерская позиция должна быть нацелена на перспективу. Как объяснить ребёнку, что его результаты придут в будущем, чтобы он не зацикливался на том, что сегодня он проигрывает акселератам? Как мотивировать его на это будущее?

Проблемы с мотивацией возникают, как правило, тогда, когда тренер и спортсмен пытаются достичь какого-то конечного результата. Вот перед ним ставят цель, например, обыграть всех в стране. Но это не получается… Значит, не надо ставить такой цели. Надо ставить какие-то этапные доступные цели, тогда спортсмену будет интересно к ним стремиться, их достигать. А так не очень понятно: я выиграл условно первенство области и занял 20 место на первенстве России… Да зачем мне это надо?!

Работать надо по другой схеме: вот сегодня твоя цель — первенство области, а на первенстве страны уже будем учиться… Главное — показать свой результат — тот, на который ты сегодня готов… Я до сих пор своим спортсменам, даже на ответственных соревнованиях, говорю: «Вы должны показать свой результат. Надо к Олимпиаде готовиться так, чтобы потом вы не могли себе сказать, что где-то вы что-то недоделали». Если спортсмен сможет сказать сам себе «Я сделал всё что мог!» — это уже очень хорошо!

Сможете войти в состояние своей высокой готовности — значит, покажете высокий результат. Не сможете — значит, нет и смысла говорить о том, как с соперниками бороться… И обыгрывать всех… Сначала надо научиться побеждать себя!

Я все время проповедовал такую мысль (или теорию, если можно так сказать): главное в работе делать все правильно и честно по отношению к самому себе. Чтобы ты не мог сказать: вот там схалявил, тут недоработал, у меня есть лазейка… и из-за этого я проиграл. Не важно, выиграл ты или проиграл. Ты перед собой честен.

Этап Кубка мира в Дёмино. Очень важно, чтобы соревнования всех уровней проводились ярко и празднично. В Рыбинске всегда могут создать запоминающийся праздник для участников и зрителей.
Этап Кубка мира в Дёмино. Очень важно, чтобы соревнования всех уровней проводились ярко и празднично. В Рыбинске всегда могут создать запоминающийся праздник для участников и зрителей.Сергей Метелица

Мне кажется, самая мощная психология как раз в честности по отношению к заданной и выполненной работе. Если спортсмен сделал всё, что должен был и мог, он будет до последнего цепляться за победу. Потому что он понимает, что в этом его потолок, и, может быть, другого шанса у него не будет. В этом плане великолепен пример Панжинского, как он сработал на Олимпиаде. Он сезон готовился так, что можно было сказать: «Я всё отработал, как требовалось. У меня сейчас всё получается. Я буду добиваться своего наивысшего результата…» У Саши есть в характере стремление добиваться реальной для себя цели. Я на это много раз обращал внимание, когда он был ещё в юношеском возрасте. Когда ему ставишь абсолютно реальную задачу и чуть-чуть, как в прыжках в высоту, завышаешь на 1–2 сантиметра, он её берёт! Мы поставили с ним поэтапные цели: тренироваться в команде, которая готовится к участию в Олимпийских играх, чтобы получить необходимый опыт такой подготовки. Затем попытаться в отборе на Олимпиаду максимально себя проявить. Потом на первом этапе Кубка мира в Куусамо поняли, что он может отобраться в команду, когда он упал на дистанции и был 10-м. На следующем старте Кубка мира он уже не десятый, а восьмой, потом пятый… На последней контрольной тренировке показал одно время с Крюковым. А Крюков весь сезон занимал на этапах Кубка мира третьи-четвертые места в классике. Дальше встал вопрос: а почему бы и Панжинскому не замахнуться на большее? Нормально ведь отработал весь подготовительный сезон. Выполнил все задачи, хорошо готов, может побороться за цель повыше!

Массажисты — одни из немногих специалистов, которые могут руками пощупать психо-эмоциональное состояние лыжника. Валерий Иванович Попов всегда дает мне дополнительную информацию о предстартовом состоянии спортсменов.
Массажисты — одни из немногих специалистов, которые могут руками пощупать психо-эмоциональное состояние лыжника. Валерий Иванович Попов всегда дает мне дополнительную информацию о предстартовом состоянии спортсменов.Из архива Юрия Каминского

Если спортсмен попадает в сборную команду по лыжным гонам, как правило, это очень трудолюбивый человек. Потому что дойти до уровня сборной команды в лыжных гонках совсем не просто. В моей жизни, конечно, встречались суперодарённые спортсмены, которые не очень хотели тренироваться. Но они ничего не добились ни в спорте, ни в жизни. Одна из главных особенностей победителя — это умение очень много и качественно работать. И самое важное — понимание, для чего он этим делом занимается. Как считает Виктор Авдиенко, выдающийся российский тренер по плаванию, психология победителя — это стремление постоянно быть первым. Как правило, такие люди бывают успешными не только в спорте, но и в жизни.

Конечно, все люди разные. В одном от рождения заложено стремление быть первым, в другом такого стремления нет. Но я считаю, что в человеке можно развивать мотивацию, побуждающую его к тому или иному действию. Можно ведь развивать стремление не только к тому, чтобы побеждать, но и к тому, чтобы получать удовольствие от процесса, которым занимаешься.

2010 год, Дёмино (Рыбинск). Последний предолимпийский старт наших спринтеров. Ликует Коля Морилов, выигравший этот этап Кубка мира. Вторым финишировал Алексей Петухов, третьим — Никита Крюков. Но впереди предстоят испытания Олимпиадой…
2010 год, Дёмино (Рыбинск). Последний предолимпийский старт наших спринтеров. Ликует Коля Морилов, выигравший этот этап Кубка мира. Вторым финишировал Алексей Петухов, третьим — Никита Крюков. Но впереди предстоят испытания Олимпиадой…Сергей Метелица

Однако с мотивацией спортсмена, идущего к своим первым вершинам, несколько проще. Куда сложнее, когда ты уже побывал на этой высоте, когда уже вроде и некуда больше стремиться… Обычно проблема чемпионов, после того как они выигрывают чемпионат мира или Олимпийские игры, это вопрос «А что же дальше? Для чего я этим делом занимаюсь?» Куда двигаться дальше? В этой ситуации нужно пересматривать ориентиры. И тут появляются такие мотивационные девизы: «я получаю удовольствие от процесса», «это нужно людям», «я отдаю долг своему виду спорта», как говорит великий биатлонист Уле Эйнар Бьорн­дален. Благодаря таким посылам спортсмен находит в себе силы, чтобы продолжить тренироваться, выходить на состязания и побеждать. Причём, здесь скорее важна тренировочная, а не соревновательная мотивация. Если спортсмен мотивирован к работе, он будет пахать столько, сколько нужно. А часто больше, чем нужно. Но, кроме того, нужно чётко понимать, что ты делаешь на тренировках и для чего. Именно поэтому Бьорндален и в 40 лет чувствует себя в спорте, как 19-летний юниор, который получает удовольствие от тренировочного процесса. Это действительно так. Чтобы добиться успеха в спорте, нужно чтобы не иссякало желание постоянно тренироваться. А если удовольствия от тренировочного процесса не получаешь, тогда очень сложно рассчитывать на результат.

Настоящему спортсмену, как правило, не нужна дополнительная мотивация. Например, в 2006 году на первенстве России среди молодёжи у нас возникли проблемы со смазкой. Я честно признался Никите Крюкову, что помочь ему мы не можем. На что он спокойно ответил: «Что поделаешь, всё равно нужно побеждать». Как тут не вспомнить Всеволода Боброва, который говорил, что настоящего спортсмена не нужно мотивировать, он должен быть всегда заряжен на победу.

Психологический настрой очень много значит в работе элитного спортсмена. Никита Крюков «заводит» часы для обратного отсчета времени до Олимпиады-2018 в Пхёнчхане. Осталось немногим меньше двух лет…
Психологический настрой очень много значит в работе элитного спортсмена. Никита Крюков «заводит» часы для обратного отсчета времени до Олимпиады-2018 в Пхёнчхане. Осталось немногим меньше двух лет…Из архива Никиты Крюкова

Настрой на победу должен формироваться в ежедневной тяжёлой, самоотверженной, вдумчивой работе спортсмена. Чтобы он потом смог подумать и сказать себе: «Я проделал огромную, трудную работу, я терпел и превозмогал себя на тяжёлых тренировках. Так почему же я должен проиграть? Я пришёл победить! Я могу!» Человек, который это понимает, добивается совсем другого эффекта, становится в каком-то роде соавтором тренировочного процесса. Как только спортсмен начинает осознанно относиться к тренировкам, работать, не только тупо выполняя планы, анализировать все свои взлёты и падения, результат сразу улучшается. На юношах это чётко прослеживается. На взрослых — уже менее выражено. Если человек стремится к победе, если делает всё возможное для достижения цели, то рано или поздно он своего добьётся. Есть такая японская пословица: «Упорствующий до предела почти всегда оказывается прав». Мои лучшие воспитанники как раз отличаются тем, что всегда вдумчиво подходят к тренировочному процессу, пытаются вникнуть в суть проделываемой ими работы, упорно стремятся выйти на свой максимум сначала в тренировочном процессе, а затем и в соревнованиях.

Очень важной я считаю работу на уровне интеллекта. Это главный резерв в работе с атлетами, потому что современный спорт — это состязания интеллектуалов. Если мы тупо создаём машину для достижения рекордов, как бы мы хорошо ни подготавливали такого спортсмена физически, как правило, в решающий момент эта машина даёт сбой. Мы наблюдали такой срыв у многих спортсменов, которых нельзя было назвать интеллектуалами. Даже человек, который всё знает и понимает, далеко не всегда в решающий момент сможет себя проявить с наилучшей стороны и реализовать весь свой наработанный потенциал. Чтобы научиться самореализовываться, нужно включать в определённый момент какие-то дополнительные психологические качества. Иногда их называют волей к победе…

В своё время Рональд Рейган, экс-президент Соединённых Штатов, говорил о том, что большой спорт — это война современными средствами. Поэтому побеждает в спорте именно тот, кто в решающий момент оказывается сильнее духом. На самом деле, во время главных соревнований (чемпионатов мира и Олимпийских игр), когда спортсменами реализованы все возможности в подготовке, конечно же, побеждает тот, кто оказывается более устойчивым в психологическом плане, кто может в трудных условиях стресса максимально проявить свои сильные качества. Концентрация и психологическая устойчивость — самые важные факторы любого успеха. По поводу важности психологической устойчивости для успеха спортсмена в состязаниях неоднократно в своих интервью говорил наш великий пловец Александр Попов. На самом деле, во время крупнейших соревнований часто бывает так, что все ждут выдающегося результата от одних спортсменов, которые показывали до этого высокий и достаточно стабильный уровень. А выигрывает тот, кто, казалось, выглядел более слабым. И происходит это потому, что в решающий момент этот атлет оказался сильнее психологически и сумел показать свой максимальный уровень в горниле борьбы.

Октябрь 2015, Алдан. Первый старт сезона. Когда на трассе Никита Крюков и Алексей Петухов — упорная борьба гарантирована.
Октябрь 2015, Алдан. Первый старт сезона. Когда на трассе Никита Крюков и Алексей Петухов — упорная борьба гарантирована.Анатолий Цымбалов

Добиться результата, когда ты являешься «тёмной лошадкой», психологически намного легче. В данном случае, как говорит знаменитый тренер наших фигуристов Алексей Мишин, победа приходит неожиданно. Ты просто делаешь своё дело и стараешься сделать его как можно лучше. Примерно так у нас было в Ванкувере. Но уже в Валь ди Фиемме мы шли конкретно за золотыми медалями, а не просто приезжали побороться, как одни из… Крюков выходил на классическую гонку фаворитом номер один. Многие в мире так считали, и мы думали так же. Мы приехали взять своё. Так же было и на Олимпийских играх в Сочи в командном спринте. Мы на эту золотую медаль нацеливались, шли на неё осознанно. Старались предусмотреть все мелочи, но, к сожалению, вмешался досадный случай. В той ситуации было очень важно, чтобы человек психологически не перегорел, не сорвался. Бремя ответственности и возлагаемых надежд — очень тяжёлое бремя. Уже тот факт, что Олимпийские игры происходят один раз в четырехлетие, придаёт дополнительную нервозность, предъявляет к спортсменам более высокие требования в психологическом плане, когда надо показать свой максимум. Мы не один раз наблюдали на разных Олимпиадах, когда 100-процентные фавориты, многократные победители чемпионатов мира, Кубков мира уезжали с Игр без золотых медалей. Например, наш Александр Завьялов, словенка Петра Майдич…

На Олимпиаде в Ванкувере Петра Майдич показала замечательный пример мужества и самоотверженности. Несмотря на сломанное в прологе ребро, она завоевала бронзу в индивидуальном спринте. На фото — Петра в Рамзау в октябре 2009 года.
На Олимпиаде в Ванкувере Петра Майдич показала замечательный пример мужества и самоотверженности. Несмотря на сломанное в прологе ребро, она завоевала бронзу в индивидуальном спринте. На фото — Петра в Рамзау в октябре 2009 года.Из архива Юрия Каминского

Часто бывает, что атлет очень хорошо подготовлен физически, но не готов психологически стать олимпийским чемпионом. Но бывает и так: спортсмен становится олимпийским чемпионом, когда не считался явным фаворитом. Такое может произойти по разным причинам: кто-то из лидеров психологически не выдержал накала борьбы, кто-то получил травму, кто-то заболел, и конкуренция вдруг ослабла. После этой победы в спортивных результатах новоявленного олимпийского чемпиона происходит некий прорыв. Даже если он не был готов физически, но сумел выиграть на Олимпиаде, его последующие результаты «догоняют» его высокое звание чемпиона, и он начинает выигрывать другие состязания. Мы могли это наблюдать в 1980 году во время бойкота московской Олимпиады и Игр 1984 года в Лос-Анджелесе. Там выиграл ряд спортсменов, которые не считались безусловными лидерами в мировом спорте. Но после олимпийских побед многие из них дорастали до уровня признанных звёзд. Тот мощнейший всплеск психологической энергии, который дала им победа на Олимпиаде, тащил за собой так сильно, что они в итоге становились в следующие сезоны безусловными лидерами в своих видах спорта. Можно вспомнить французского биатлониста Венсана Жея, который выиграл на Олимпиаде в Ванкувере спринт. Все говорили, что парню просто повезло, он отбежал гонку до снегопада, в который попали все лидеры, стартовавшие уже после его финиша. Однако всего через несколько дней он сумел остаться на пьедестале (третье место) в гонке преследования, когда за ним бросились вдогонку все сильнейшие биатлонисты мира. Или вспомним победу ещё одной «тёмной лошадки» Юлии Чепаловой в 30-километровой гонке в Нагано… После этого она стала обладательницей Кубка мира, чемпионкой мира, а потом дважды олимпийской чемпионкой на последующих Играх. Получается, что сама магия этого звания — олимпийский чемпион — становится для многих своего рода трамплином к выходу в дальнейшей спортивной карьере на более высокие результаты, своеобразным психологическим допингом. Психологическая уверенность в себе подбрасывает спортсмена так, что он выходит на другой уровень как в физической, так и в технической (специальной) готовности. Она его раскрепощает и ещё больше утверждает в вере в себя. Среди спортсменов, которые могли максимально проявить себя в таких экстремальных условиях, я бы назвал нашего пловца Александра Попова, легкоатлета Виктора Санеева, лыжников Вячеслава Веденина, Николая Зимятова, Раису Сметанину…

Лыжные короли и королевы, олимпийские звезды на олимпийской лыжне Николая Зимятова. По традиции в конце зимнего сезона король лыж Николай Зимятов собирает у себя в Первомайском своих друзей и соратников на массовые лыжные соревнования. В 2015 году к нему приехала наша легендарная лыжница, олимпийская чемпионка Любовь Баранова (Козырева), и олимпийский чемпион Михаил Девятьяров.
Лыжные короли и королевы, олимпийские звезды на олимпийской лыжне Николая Зимятова. По традиции в конце зимнего сезона король лыж Николай Зимятов собирает у себя в Первомайском своих друзей и соратников на массовые лыжные соревнования. В 2015 году к нему приехала наша легендарная лыжница, олимпийская чемпионка Любовь Баранова (Козырева), и олимпийский чемпион Михаил Девятьяров.Татьяна Секридова

Успех решается в ежедневной черновой, никому, кроме тебя, не видной работе. Вот её и надо полюбить. В этом один из главных, даже решающий, далеко не всем известный секрет большой победы. Норвежские лыжники говорят: «Секрет наших побед в тяжёлой, кропотливой работе. Только никто не хочет в это поверить».

Только великим спортсменам удаётся призвать на помощь весь мир, когда они бьют мировой рекорд! Одним из таких великих я бы назвал фигуриста Алексея Ягудина, который, превозмогая чудовищную боль из-за травм, стал олимпийским чемпионом. И когда его спрашивали: «Где ты находишь психологическую поддержку?» — Ягудин отвечал: «В себе». Так может сказать только личность, готовая бороться за победу. Настоящая звезда спорта.

Вообще, что такое звезда? Это чемпион? Или кто-то другой? Много лет назад, когда я ещё сам был студентом-спортсменом, мне попалось высказывание одного итальянского тренера прыгунов в воду, который подготовил несколько олимпийских чемпионов. Когда его спросили, есть ли звёзды в советской команде по прыжкам в воду, он ответил, что чемпионов много, а звёзд мало. Именно звездой он назвал Елену Вайцеховскую. Потом, много лет спустя, она стала известным спортивным журналистом.

На самом деле, звезда — это не  только чемпион. Звезда — это человек, который своим отношением к делу, отношением к жизни вдохновляет людей и помогает им лучше понять тот вид деятельности, вид спорта, которым он занимается. Понять спорт высших достижений вообще, как отдельную сферу деятельности. Естественно, звезда — это личность, которая может повлиять на развитие всего человечества, как бы громко это ни звучало. Великие спортсмены очень сильно вдохновляют людей, особенно молодёжь.

Ярчайший пример влияния звёзд лыжного спорта на развитие лыж мы видим в Норвегии. Ведь ещё в Турине норвежцы так не доминировали в лыжных гонках, и не было такого массового увлечения этим видом спорта в этой стране. Именно звёзды смогли так преподнести свой вид спорта и увлечь им всю страну, возведя его в ранг национальной традиции. Звезда — это человек, который своим обаянием, отношением, примером освещает и зажигает других.

Октябрь 2015 года, Алдан. Звездный спринт. Спринтерская схватка на дистанции 100 метров между олимпийскими чемпионами — Антоном Шипулиным и Никитой Крюковым. Никаких компромиссов! Спортсменов на финише разделили сантиметры!
Октябрь 2015 года, Алдан. Звездный спринт. Спринтерская схватка на дистанции 100 метров между олимпийскими чемпионами — Антоном Шипулиным и Никитой Крюковым. Никаких компромиссов! Спортсменов на финише разделили сантиметры!Из архива Никиты Крюкова

Есть ли у нас сейчас такие звёзды? Из современных спортсменов в какой-то мере можно назвать звёздами Александра Легкова, Никиту Крюкова, Алексея Петухова, Максима Вылегжанина, Антона Шипулина… Они все разные и светят по-разному. Все эти спортсмены своим отношением к делу, к людям, к жизни демонстрируют гуманитарный смысл, человеческое начало, которое многие хотели бы видеть в своих детях, в своих друзьях, в своих близких. В этом состоит воспитательный эффект, а их привлекательность в том, что они стали личностями и очень хорошо влияют на молодёжь, на развитие вида спорта. Мы очень хорошо наблюдаем это в Якутии, куда уже несколько лет приезжаем на первый снег. Идут на Крюкова, на Шипулина… У себя в Дзержинском мы проводили «Звёздный спринт». Сначала сделали детско-юношеские соревнования, а потом показательный заезд звёзд — лыжников из спринтерской сборной России. Детей участвовать пришло столько, сколько я не видел с советских времён, когда сам проводил соревнования в нашем городе, потому что все знали, что приедет выступать Крюков. Ещё в качестве почётных гостей я пригласил Николая Зимятова и Михаила Девятьярова. Несмотря на сильный снегопад, зрителей было очень много. Причём, дети шли с родителями, с учителями из школ… Такой добровольной массовости я давно не видел. Это было самым важным влиянием звёзд. Действо затянулось до позднего вечера. Никто не хотел расходиться… А через 17 дней Крюков стал двукратным чемпионом мира. Наверное, зрители подпитали Никиту своей энергией!

Человек, настроенный на победу, никогда не скажет, что он выиграл серебро или бронзу. Он всегда будет считать, что проиграл золото. Я тоже считаю, что третье место — удел тех, кто не готов бороться за первое. Впрочем, и хотеть выиграть — не главное. Надо быть готовым к победе! Поскольку перед Ванкувером перед нами стояла задача проломить «красную стену», то есть победить норвежцев, которые оккупировали в те сезоны все подступы к пьедесталу, мы в качестве психологического приёма использовали визуальный ряд постоянного присутствия норвежских лидеров перед глазами наших спортсменов. Крюкову, например, я давал фотографию Хаттестада, чтобы он вешал её в своей комнате, и она постоянно была у него перед глазами. Это было необходимо для того, чтобы он постоянно ощущал чувство соперничества с ним. Если ты хочешь опередить своего соперника, ты его должен психологически победить!

Очень важный момент — есть ряд стран, в которых у людей с детства формируют психологию победителя. К ним относятся, на мой взгляд, Норвегия, Швеция, Чехия, США. Ну и, естественно, Россия — Великая лыжная держава. Считаю, что эта мысль должна быть национальной идеей, по крайней мере, в лыжных регионах нашей страны. Именно на ней и должны воспитываться наши юные спортсмены, будущие победители и лыжные звёзды. ■


Читать далее:

Глава 20. Аббревиатуры и термины, использованные в книге.

К оглавлению книги

Иван Исаев 290 14.08.2024
Рейтинг: +1 +1 0