— Слышал, что в 2012 году вы планировали провести чемпионат мира по лыжным гонкам в многодневке?
— Да, это так. И конгресс ФИС — наш высший орган — эту идею одобрил, однако времени до 2012 года осталось очень мало. К тому же у нас есть некоторые действующие контракты, которыми мы должны руководствоваться при планировании тех или иных соревнований. Сейчас мы работаем уже с прицелом на 2016 год, так как это кроме 2012-го самый ближайший год без чемпионата мира и Олимпийских игр. Однако до 2017 года коммерческие права и права на показ принадлежат EBU (European Broadcast Union — Европейский трансляционный союз — прим. ред.), и чтобы включить в календарь новый чемпионат мира, сначала надо решить все вопросы с ними. Надеюсь, что во время предстоящего чемпионата мира в Осло нам удастся договориться, и к весне решение будет принято. Встреча лыжегоночного комитета запланирована на июнь, и к тому моменту мы уже должны быть готовы объявлять конкурс и ждать, какая страна подаст заявку. Годом позже совет ФИС должен будет уже вынести решение о том, где пройдет предстоящий чемпионат. — Когда раньше вы планировали провести чемпионат ещё в 2012 году, вы предполагали, что он пройдет в Дёмино?
— Конечно, сейчас мне уже ясно, что было довольно самонадеянно рассчитывать, что все решения будут приняты так быстро. Всё-таки, в конце концов, мы решили не пороть горячку и отложить проведение чемпионата на 2016 год. Но всё правильно: Рыбинск — это один из основных наших кандидатов. Оргкомитет Дёмино выразил готовность принять чемпионат мира уже в 2012 году в том случае, если его проведение было бы одобрено. В 2016 соответственно тоже. — И что, все гонки чемпионата планировались в одном-единственном месте, в Дёмино?
— Нет, в наших планах было подготовить две-три трассы, и, конечно, все запланированные семь гонок не должны были проходить в одном-единственном месте. Естественно, что Дёмино было бы основным центром, но спринтерские соревнования можно было бы провести в Ярославле и в центре Рыбинска. Но могут быть и другие варианты, как например, один-два этапа в Москве, затем переезд в Ярославль, а потом три-четыре гонки в Дёмино. Это также возможно. Главное, чтобы было семь гонок в течение девяти дней. — Если всем вашим планам будет суждено сбыться, будет ли в год такого чемпионата проводиться ещё одна лыжная многодневка — Тур де Ски?
— Да, Тур де Ски — это совершенно отдельное мероприятие, и оно из календаря не уйдет. Тур, как вы знаете, проводится в конце декабря — начале января, а чемпионат мира в многодневке будет проводиться в конце февраля — начале марта, то есть в то время, в которое проходят и остальные чемпионаты мира или Олимпийские игры. — То есть в 2016-м мы можем увидеть два больших тура: Тур де Ски и чемпионат мира в многодневной гонке?
— Совершенно верно, если всё пойдет так, как мы хотим, то в 2016 будет проведено две многодневки. — Каковы шансы Рыбинска на проведение чемпионата мира в 2016 году?
— В Рыбинске, да и вообще в России, нет возможности для проведения чемпионата мира по лыжным видам спорта, потому что негде проводить прыжки на лыжах с трамплина. Конечно, трамплины всегда можно построить, но думаю, вы не будете спорить, что чемпионат мира только по лыжным гонкам намного проще организовать, так как вид спорта только один. Это касается не только России, но и других стран, в которых проходят соревнования уровня Кубка мира, но которые из-за отсутствия трамплинов не могут претендовать на проведение чемпионата мира. Например, эстонский Отепя, где, конечно, есть трамплин, но не такой, какой требуется для проведения мирового форума. И чемпионат мира по одному виду спорта открывает широкие перспективы именно перед такими странами. Ведь сам статус чемпионата мира даёт гораздо больше, чем рядовой этап мирового Кубка. Когда чемпионат мира проходит в какой-либо стране, то ей даётся огромный импульс для развития вида спорта, множество детей хотят заниматься лыжами.
Что касается России, то если чемпионат действительно пройдет в Москве, Ярославле и Рыбинске, то это будет лучший дебют для нового чемпионата, какой только можно представить. У вас к тому моменту будет сплоченный коллектив организаторов, имеющих десятилетний опыт проведения соревнований Кубка мира. Ведь это гораздо лучше, чем отдать чемпионат стране, которая никогда ничего не проводила и никакого организаторского опыта не имеет. Отдать чемпионат мира России будет, если хотите, безопасно. У вас хорошие организаторы, у вас хорошие лыжные традиции, у вас есть болельщики, которые по-настоящему любят лыжные гонки. Таким образом, уверен, мы получим положительный первый опыт проведения чемпионата. Но повторюсь, хоть мы и упрощаем формулу по сравнению с Тур де Ски, и не нужно будет каждый раз менять место проведения гонки и переезжать из страны в страну, всё равно гонки-этапы нового чемпионата должны проводиться не в одном, а хотя бы в двух-трех местах. — Были ли вы в Москве, когда в парке Горького проходил этап Кубка Восточной Европы по лыжным гонкам?
— Да, я был там. Для нас эта гонка была важна как тест. Теперь мы можем хотя бы представить, на каком уровне Москва способна провести этап Кубка мира. У оргкомитета был четкий план, они выполнили необходимые указания и теперь могут приступать к работе по организации этапа Кубка мира. Мы подтвердили, что готовы предоставить Москве это право, и мы очень рады, что у российских организаторов всё получилось.
Не знаю, правда, лучшее ли место — Парк Горького, или есть какое-то другое более предпочтительное. Дело в том, что когда проводишь городской спринт, важно провести его в хорошо известном, узнаваемом месте города. Всё-таки в первую очередь городской спринт — это шоу и пропаганда лыжного спорта. И в этом плане Парк Горького нам подходит — безусловно, это известное и хорошо узнаваемое место. Но, может быть, Красная площадь была бы даже лучше, если удастся решить технические моменты. Перекрыть Красную площадь на время проведения соревнований всё же несколько сложнее, чем Парк Горького. Ведь закрывать её надо не на один час: приготовлений очень много, надо привезти и уложить снег, подготовить трассу, места для зрителей и многое другое. Но самое главное, я остался доволен увиденным и на совещании лыжегоночного комитета в начале июня буду рекомендовать Москву для проведения этапа Кубка мира. Причем выбирать, где конкретно будет проходить гонка, мы доверим организаторам. Если они предложат Парк Горького, то пусть это будет Парк Горького. Если они решат, что Красная площадь — это лучший вариант, и они в состоянии решить все организационные проблемы, то мы будем рады провести соревнования на Красной площади.