Почему первый тренер сборной СССР по биатлону Евгений Поликанин специализировался в стрельбе из пистолета, и почему в его тренерском дипломе стоит специализация «спортивная гимнастика»?
Мой рассказ — о чемпионе мира по стрельбе из пистолета, выпускнике ГЦОЛИФК по специальности «тренер по гимнастике», многолетнем тренере сборной СССР по стрельбе и президенте Стрелкового союза России. Сейчас в это трудно поверить, но человек с такими регалиями сумел оставить глубокий след и в истории отечественного биатлона: с его именем связаны наши первые победы на чемпионате мира и первые же олимпийские успехи. Его имя — Евгений Поликанин, и именно он руководил сборной СССР с 1959 по 1965 год и являлся фактически её первым в истории главным тренером.
Мне, конечно, возразят — мол, первый чемпионат мира по биатлону состоялся на год раньше — не ездила же сборная туда без тренеров. И в самом деле — в австрийском Заальфельдене спортсмены вовсе не были предоставлены сами себе. Парадокс в том, что у самих биатлонистов (впрочем, то время в СССР в ходу был термин «зимние двоеборцы») имена двух из трех тренеров, находившихся при команде, в памяти не отложились. И умерший год назад Дмитрий Соколов, и последний из здравствующих ныне участников биатлонной зари Александр Губин вспоминают лишь тренера по стрельбе Ивана Гнездилова, а фамилии еще двух наставников (или хотя бы — откуда они взялись) назвать затруднились.
— Мы ведь две с небольшим недели — между чемпионатом СССР и вылетом в Австрию — тренировались на армейской базе в Подмосковье, — рассказал первый чемпион страны Александр Губин. — Тренировались под началом армейских тренеров-лыжников. А в аэропорте при вылете нам представили совсем других людей. По прилету в Австрию Гнездилов (он, кстати, занимался и оформлением документов на оружие) провел с нами несколько стрелковых тренировок. Двух же других тренеров мы до последнего дня практически не видели.
В этом смысле интересна версия Поликанина.
— Приказом по Спорткомитету СССР на работу со сборной биатлонистов я был назначен в начале 1957 года. Проблем с лыжной подготовкой не было и быть не могло — ведь будущих биатлонистов набирали исключительно из лыжников. Проблемы были со стрельбой. Первый год занимались почти исключительно подбором инструкторов-стрелков для специальных групп, где просматривали возможных биатлонистов.
Почему в Заальфельден не полетел сам Поликанин, мне не удалось выяснить даже в результате нескольких бесед. По его словам, он в 1958 году занимался организационной работой, и дел ему хватало и на Родине. Подозреваю, однако, эту версию биатлонной историографии еще предстоит проверить.
А пока собственно о Евгении Ивановиче. Он родился в деревне Ураково, Желтухинского (ныне — Скопинского) района Рязанской области 8 ноября 1932 года. Его отца еще до войны завербовали на торфоразработки, и семья перебралась поближе к столице. После войны семья переехала в Москву, где Женя начал заниматься в стрелковом кружке. Снайперская наука давалась хорошо, и в армии Поликанин быстро обратил на себя внимание, стал заниматься в составе сборной округа, за каких-то четыре года сделав головокружительную спортивную карьеру — от разрядника до чемпиона мира в стрельбе из армейского пистолета (в 1954 году в Венесуэле). Параллельно учился в ГЦОЛИФКе. Учился, по всем признакам, «факультативно» — не слишком задумываясь о том, кого в перспективе может тренировать. Иначе чем объяснить, что в дипломе образца 1953 года в графе «специализация» написано — гимнастика? В общем, почему именно кандидатура Поликанина — а не кого-то еще — была утверждена в Спорткомитете, тоже остается пока загадкой.
Как лыжников перековывали в биатлонистов? В летнее время натаскивали в соревнованиях по стрельбе «5+5» (пять выстрелов с ремня за пять минут, пять выстрелов с упора за пять минут). Затем стали приучать лыжников, за которыми на постоянной основе закрепили винтовки, выполнять тогдашний стрелковый норматив «3х20» (20 выстрелов — лежа, 20 — с колена и 20 — стоя) на расстоянии 300 метров до мишени. Никаких собственно биатлонных приспособлений еще не использовали — в СССР о них и понятия особенного в 1957 не имели. Чем-то отдаленно похожим на биатлон можно считать летние тренировки в кроссе на 8 км с двумя стрельбами — при этом винтовку несли в произвольном положении: на плече, за спиной, на вытянутой руке, под мышкой...
Вся эта анархия закончилась в 1958 году, когда Гнездилов приехал с первого чемпионата мира с докладом — как выглядит биатлон и насколько их зимнее двоеборье обогнало наше. Обогнало в оснащении винтовок (шведы и финны уже активно пользовались специальными ременными подкладками и диоптрическими прицелами) и собственно технике стрельбы. Доклад выслушали, а докладчика в сборной более не задерживали — за работу взялся Поликанин, призвавший себе в помощники авторитетного лыжного тренера Игоря Булочкина.
Семь лет работы Евгения Ивановича в сборной по биатлону не изобилуют документальными свидетельствами, а сам Поликанин в своих воспоминаниях крайне скуп на детали. О первой победе Владимира Меланьина на чемпионате 1959 года в итальянской Аосте рассказывает общими фразами, про Олимпиады 1960 и 1964 года также сообщает в объеме Энциклопедического словаря — будто давал подписку о неразглашении. Возможно, причина в том, что после биатлона работал исключительно в стрелковом спорте (от тренера до президента Стрелкового союза России) и «за пороховым дымом» события 60-х уже не больно-то и разглядишь.
Листая газеты тех лет, прямую речь Евгения Ивановича тоже встречаешь нечасто, хотя трогательных в сегодняшнем прочтении мест в ней предостаточно.
«...по лыжне наши лыжники шли решительнее, а тут еще на стрельбищах (в те годы дистанция гонки представляла собой единый круг с четырьмя автономными стрельбищами — прим. авт.) каждый из финских спортсменов тратил на выцеливание в среднем на полминуты больше, чем наши...».
(1962 год — после того как
в 1961 году чемпионом мира стал финн Калеви Хуусконен)
Или вот, предлагаемые вам фрагменты публикаций в «Советском спорте» за 1965 год — настоящее методическое пособие — в нынешних газетах таких обстоятельных инструкций не встретишь.
«...если сегодня мы рассчитываем удержать, а вернее, после чемпионата мира, вернуть свои позиции в биатлоне, нам необходимо срочно принять энергичные меры. Никто не хочет возиться с трудоемким в организационном отношении видом спорта. Внимание ему минимальное, соревнований мало. В то время как наши молодые спортсмены имеют два-три старта за сезон, многие зарубежные биатлонисты выступали в этом сезоне 12 раз только на международных соревнованиях» — делился он с авторитетным лыжным журналистом Игорем Немухиным в том же 1965 году, после того как на чемпионате мира в норвежском Элверуме Николай Пузанов занял «лишь» второе место. Для справки — на этот момент Владимир Меланьин был уже олимпийским чемпионом и трехкратным чемпионом мира, а Александр Привалов — призёром двух Олимпиад.
Вернуть позиции уже на следующий год не удалось — в 1966-м, несмотря на появление в программе чемпионата мира эстафетной гонки, советская команда вернулась из немецкого Гармиш-Партенкирхена с еще более скромным трофеем — «бронзой» Владимира Гундарцева. В коротком газетном интервью Поликанин сетовал, что в преддверии чемпионата мира тренеры не имели на руках точного перевода новых правил и не знали о том что стрелять в эстафете предстоит по двум мишеням разного размера. Известно, однако, что немало сетований в адрес тренеров имели и спортсмены-ветераны: Привалов, Пузанов, Меланьин... В спорткомитете их замечания приняли к сведению. Едва-едва выпустившемуся из Института физкультуры Привалову предложено было досрочно закончить карьеру спортсмена (в тот год Александру Васильевичу только исполнилось 33) и принять сборную. Евгений же Иванович взял под козырек, вернулся в стрелковый спорт и больше с биатлонистами дела не имел. В биатлоне наступила эпоха профильных специалистов, и чемпион мира по стрельбе из пистолета с дипломом тренера по гимнастике перестал быть нужен. О том, что человек, с которым сборная завоевала за восемь лет три золотые, три серебряные и две бронзовые награды чемпионатов мира (из семи комплектов, которые были разыграны на шести чемпионатах) и по одной олимпийской награде каждого достоинства, что он до сих пор здоров, бодр и продолжает ходить на работу в кабинет с табличкой «Советник Президента ОКР», нынешние сотрудники СБР вспоминают отчего-то редко. И это, на мой взгляд, очень печально.
* * *
Александр Привалов: ОН СУМЕЛ ПРАВИЛЬНО ПОСТРОИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОМАНДЕ
— Я тренировался и выступал под руководством Евгения Ивановича Поликанина в 1959–1965 годах. С удовольствием вспоминаю это время — и не только потому, что мы были молоды. Спортсмены и тренеры в те годы очень доверяли друг другу. Может, потому, что наш вид спорта был молод, и мы вместе его изучали и открывали. Сами обстоятельства заставляли держаться друг друга — специалистов ведь не было еще. Мне кажется — сам Поликанин прекрасно понимал это, и потому, скажем, функциональную подготовку целиком и полностью доверял тренерам-лыжникам. Собственно, мы с ними и тренировались в течение всего подготовительного цикла и разъезжались лишь с началом соревнований. Сам же Поликанин брал руководство в свои руки тогда, когда речь заходила о стрельбе. Со стрельбой, кстати, у биатлонистов в те годы было немало нюансов, с которыми стрелки даже и не сталкивались. Например, ложа могла намокнуть и перекосить прицел. Со мной именно такая история в 1959 году и произошла. Притом деформация продолжалась, и из-за этого одна пристрелка на другую совершенно не была похожа. В общем, немало нам пришлось вместе пройти с Евгением Ивановичем.
Надо отдать ему должное — несмотря на то, что многие из нас были ему ровесниками, а статус тренера сборной вроде бы подразумевал некоторую дистанцию, он сумел правильно построить взаимоотношения в команде.
Когда я заменил его — он сразу ушел в стрельбу. Задержаться в биатлоне даже не пытался. Наверное, к родному виду спорта душа лежала больше. Да и успехов в стрелковом спорте он достиг больших.
Записал Константин Бойцов
* * *
СПРАВКА «Л.С.»: Александр ПРИВАЛОВ
Первый советский биатлонист — призёр Олимпийских игр (1960, 1964), призёр чемпионата мира (1961) , четырёхкратный чемпион СССР.
Заслуженный мастер спорта СССР (1964).
Заслуженный тренер СССР (1967).
С 1966 тренер и главный тренер сборной команды СССР.
Руководил командой на зимних Олимпийских играх 1968, 1972, 1976, 1980.
На зимних Олимпийских играх 1994 года — старший тренер женской сборной России.
С 1994 по 2002 старший тренер сборной Польши.
С 2002 по настоящее время работает со сборной Москвы.
* * *
НАЧАЛО ЗОЛОТОЙ ЭПОХИ
Николай Пузанов выступал за сборную СССР, возглавляемую в те годы Евгением Поликаниным, на протяжении нескольких лет, и его личной вершиной оказалось «серебро» чемпионата мира 1965 года.
На этом снимке — бегущий по обледенелому 20-километровому коридору олимпийской трассы Зеефельда, Николай Пузанов займёт на нашей первой золотой Олимпиаде 1964 года лишь 10-е место. Выразительный портрет 25-летнего биатлониста способен при внимательном изучении многое рассказать о времени наших первых побед.
За спиной у Пузанова винтовка «Би-7,62» — первая специально разработанная для биатлона модель ижмашевского завода. К Играм 1964 года совместно с ЦНИИ точного машиностроения Климовская группа Ивана Семеновых довела соотношение ствол/патрон почти до идеального для технических возможностей того времени. Это позволило заметно уменьшить отдачу — один из важнейших факторов тогдашней стрельбы. Как результат — и победитель Игр Владимир Меланьин, и серебряный призер Александр Привалов не допустили ни единого промаха. Что касается Пузанова — два из 20 патронов, которые он несет в подсумках, пролетели мимо...
Кстати, в ожидании собственной гонки Пузанов вместе с товарищами по команде активно помогали коллегам-лыжникам, чей олимпийский турнир был в то время гораздо продолжительнее — «ходили на трассу, информировали о ходе гонки, подстраховывали товарищей в тех местах, где легко было сломать лыжу или палку».
Константин Бойцов
* * *
ПРИ ПОЛИКАНИНЕ...
1959 ЧЕМПИОНАТ МИРА Аоста (Италия) ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГОНКА
1. Владимир Меланьин (СССР) – 1:41.05,0 (4,4,0,2)
2. Дмитрий Соколов (СССР) +10.0 (2,2,0,4)
3. Свен Агге (Швеция) +2.18,0 (4,2,0,0)…
7. Валентин Пшеницын (СССР) +7.02,0 (2,2,0,4)…
11. Александр Привалов (СССР) +11:02.0 (0,2,2,6)
1960 ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ Скво-Вэлли (США)
1. Клас Листандер (Швеция) – 1:33.21,6 (0,0,0,0)*
2. Антти Турваинен (Финляндия) – 1:33.57,7 (2,2,0,0)
3. Александр Привалов (СССР) – 1:34.54,2 (0,0,0,6)
4. Владимир Меланьин (СССР) – 1:35.42,2 (2,2,4,0)
5. Валентин Пшеницын (СССР) – 1:36.45,8 (0,2,2,2)
6. Дмитрий Соколов (СССР) – 1:38.16,7 (4,0,0,6)
* первый в истории биатлона случай чистой стрельбы
на официальных соревнованиях
1961 ЧЕМПИОНАТ МИРА Умео (Швеция)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГОНКА
1. Калеви Хуусконен (Финляндия) – 1:32.11,0 (0,0,2,0)
2. Александр Привалов (СССР) +2.56,0 (4,0,0,2)
3. Пааво Репо (Финляндия) +3.09,0 (2,4,0,2)
4. Валентин Пшеницын (СССР) +5.26,0 (6,0,0,0)…
6. Дмитрий Соколов (СССР) +6.40,0 (2,4,2,2)…
12. Николай Павловский (СССР) +10.01,0 (2,0,2,6)
1962 ЧЕМПИОНАТ МИРА* Хямеенлинна (Финляндия)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГОНКА
1. Владимир Меланьин (СССР) – 1:23.30,0 (2,0,0,0)
2. Антти Турваинен (Финляндия) +38,0 (0,0,1,0)
3. Валентин Пшеницын (СССР) +47,0 (1,0,0,0)
4. Николай Пузанов (СССР) +1.21,0 (1,2,0,1)…
12. Александр Привалов (СССР) +11.40,0 (2,2,0,2)
* Мишени с двумя кругами: лежа – внутренний круг 12,5 см, внешний – 25 см; стоя – внутренний 35 см, внешний – 50 см
Изменен порядок начисления штрафа. Мишень имела два диаметра. Непопадание в малый каралось одной минутой, в большой – двумя.
1963 ЧЕМПИОНАТ МИРА Зеефельд (Австрия)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГОНКА
1. Владимир Меланьин (СССР) – 1:32.06,8 (0,0,0,4)
2. Антти Турваинен (Финляндия) +1.39,9 (2,0,0,2)
3. Ханну Пости (Финляндия) +2.55,3 (4,0,0,0)
4. Николай Мещеряков (СССР) +4.17,8 (2,0,0,4)…
7. Валентин Пшеницын (СССР) +5.18,5 (0,0,0,4)
8. Николай Пузанов (СССР) +5.24,6 (0,2,2,4)
1964 ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ Инсбрук/Зеефельд (Австрия)
1. Владимир Меланьин (СССР) – 1:20.26,8 (0,0,0,0)
2. Александр Привалов (СССР) – 1:23.42,5 (0,0,0,0)
3. Олав Йордет (Норвегия) – 1:24.38,8 (0,0,0,2)…
7. Валентин Пшеницын (СССР) – 1:26.59,0 (2,0,0,4)…
10. Николай Пузанов (СССР) – 1:29.46,0 (2,2,0,0)…
1965 ЧЕМПИОНАТ МИРА Элверум (Норвегия)*
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГОНКА
1. Олав Йордет (Норвегия) – 1:23.34,9 (2,0,0,0)
2. Николай Пузанов (СССР) +22,1 (0,0,0,2)
3. Антти Турваинен (Финляндия) +22.7 (0,0,0,0)**…
7. Владимир Меланьин (СССР) +3.48,3 (2,0,0,4)…
15. Василий Макаров (СССР) +5.54,5 (6,0,2,0)
16. Александр Привалов (СССР) +6.00,0 (2,0,0,4)
* впервые в истории чемпионатов мира была проведена показательная эстафетная гонка. Победители и призеры были награждены медалями Федерации биатлона Норвегии;
** первый в истории чемпионат мира, на котором спортсменам удалось не допустить промахов.
1966 ЧЕМПИОНАТ МИРА Гармиш-Партенкирхен (Германия)*
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГОНКА
1. Йон Истад (Норвегия) – 1:38.21,8 (1,2,1,0).
2. Йожеф Гасейница-Собчак (Польша) +58,1 (0,2,1,1)
3. Владимир Гундарцев (СССР) +1.31,8 (0,1,0,0)…
11. Александр Привалов (СССР) +7.15,5 (1,1,2.1)…
13. Николай Пузанов (СССР) +7.43,9 (1,3.1,0)…
21. Владимир Меланьин (СССР) +12.32,3 (1,7,1,2)
* первый чемпионат мира, на котором все стрельбы проводились на одном огневом рубеже с расстояния 150 метров (порядок стрельбы остался прежним)
ЭСТАФЕТА
1. Норвегия – 2:19.53,9 (0,6)
Ивар Нордкилд – 35.21,8 (0,0); Олаф Йордет – 34.21,7 (0,1)
Йон Истад – 35.48,5 (0,3); Рагнар Твейтен – 34.21,9 (0,2)
2. Польша - 2:24.03,8 (0,4)
Йожеф Рубис – 36.25,7 (0,2); Станислав Лукашик – 35.04,9 (0,0)
Станислав Щчепаняк – 36.04,0 (0,0); Йожеф Гасейница-Собчак –
36.29,2 (0,2)
3. Швеция – 2:25.38,8 (0,11)
Стуре Олин – 34.57,3 (0,2); Олле Петруссон – 37.28,6 (0,4);
Стен Эрикссон – 38.41,2 (0,5); Хольмфрейд Ольссон – 34.31,7 (0,0)
4. СССР - 2:27.35,9 (0,5)
Николай Мещеряков – 36.28,4 (0,0); Николай Пузанов – 36.11,5 (0,1);
Владимир Гундарцев – 37.02,0 (0,1); Владимир Меланьин – 37.54,0 (0,3)
В эстафетных гонках впервые были введены разбивающиеся мишени (шары). Располагались на щите в виде конверта. Введены дополнительные патроны. Штрафной круг составил 200 метров.