Опубликовано: Журнал №1
Помните знаменитую победу Ивана Гapaнина в шведской «Васалоппет» в 1977 году? Сегодня об этой и многих других сверхмарафонских гонках знает весь лыжный мир, но для нас, мальчишек 70-х, эти названия – «Васалоппет», «Марчалонга», «Финляндия Хиихто», «Биркебайнер Рённет» - звучали музыкой далеких стран, где на старт 70-90-километровых гонок выходили многие тысячи лыжников. У нас в стране таких гонок не было. Помню вырезку из «Советского спорта» с рассказом Гаранина о том, как сводило мышцы ног, как превозмогал он эту боль, с кем боролся на трассе… Мы, мальчишки московской детско-юношеской спортивной школы из Серебряного бора, передавали ее друг другу из рук в руки.
Листаю сегодня старые протоколы гонок «Финляндия Хиихто":
1979 год: Иван Гаранин - 3 место.
1980 год: Александр Юрасов - 4. Владимир Лукьянов - 5.
1981 год: Иван Гаранин - 5.,
1985 год: Андрей Сергеев - 3.
Кто не вспомнит имен этих известных лыжников, членов сборной команды СССР 70-х годов, участников и призеров Олимпиад и чемпионатов мира, тот, наверное, сам не лыжник. Сильные были гонщики, классные. И все-таки ни одному из них так и не улыбнулась удача выиграть 75-километровую «Финляндия Хиихто»…
Мог ли подумать когда-нибудь, что спустя много лет сам выйду на старт этой знаменитой гонки?
По правде говоря, мы с моим старинным университетским товарищем Сергеем Петровым принимали участие в «Финляндия Хиихто» (в переводе с финского - «Лыжня Финляндии») еще в прошлом, 1995 году. Однако в тот раз из-за сильной оттепели гонка была сокращена до 50 км (обычно старт дается на льду озера, а там в этот год проступила вода). Это, конечно, несколько снизило впечатления, и было решено на следующий год обязательно повторить попытку.
Понимаю, что многих любителей лыж заинтересует, во что обходится поездка на такую гонку, знаю, что среди них в основном люди небогатые, поэтому постараюсь описать всё по возможности более подробно, рассмотрев как оптимальный вариант пребывания в Лахти, так и наиболее дешевый.
Если загранпаспорт у вас в кармане, вам остается получить финскую визу и купить железнодорожный билет. Виза стоит 25 долларов. В принципе, желательно иметь приглашение из Финляндии. Для этого необходимо послать в оргкомитет «Финляндия Хиихто» факс, где в произвольной форме надо высказать ваше пожелание принять участие в гонке. Через несколько дней на ваш факс придет ответ-приглашение. Правда, я оба раза обходился без этого - в посольстве говорил, что приглашения у меня нет, но я еду участвовать в лыжной гонке «Финляндия Хиихто», и этого оказывалось достаточно. Данная гонка - предмет гордости финнов, и они благосклонно относятся к иностранцам, желающим принять участие в их национальном празднике.
ЕХАТЬ ПОЕЗДОМ ИЛИ АВТОМОБИЛЕМ?
Итак, через 10 дней в вашем паспорте - финская виза. Теперь - в железнодорожные кассы. Мы рассмотрим вариант поездки из Москвы в Лахти и обратно, а уж каждый читатель, если он живет в другом городе, сможет пересчитать стоимость поездки для себя. Билет в купейном вагоне (плацкартных, уж не обессудьте, в этом поезде нет) от Москвы до Лахти и обратно стоит 180$. И никаких проблем с очередями, бронированием - билеты можно взять хоть в день отъезда. Оплата, естественно, производится в рублях, но здесь и далее рубли и финские марки я буду для удобства переводить в американские доллары.
Сергей Петров отправляется в Лахти на поезде, а мы еще с тремя ребятами принимаем решение ехать на машине. Перспективы свободно перемещаться по Финляндии, съездить накануне гонки в Хяменлинну на стартовую поляну, прокатиться в Хельсинки, да и мало ли что еще, - отметают всякие сомнения. Кроме того, на этом удается сэкономить и кое-какие деньги. Судите сами. От Москвы до Лахти 1100 км. Туда и обратно, плюс там разъезды - это около 2.500 км. Наш жигулёнок «съел» за это время около 220 л. бензина (85$) + 50$ стоит так называемая зеленая карта (международная страховка), без которой ваш автомобиль в Финляндию просто-напросто не впустят. Таким образом, транспортные расходы составили 135$ (34$ на человека). На четверых мы сэкономили 585$ - согласитесь, существенно.
Таможенные процедуры в Выборге заняли 3,5 часа. Бензин в Финляндии в три раза дороже, чем в России, поэтому заливаем полный бак и с собой берем разрешенные 10 л. в канистре (этого нам хватит с лихвой на всю поездку). И вот мы - в Финляндии.
Первая неожиданность - передвигаясь по автострадам со средней скоростью около 100 км в час, обнаружили, что тормозим поток - здесь принято ездить быстрее. За неделю езды по финским дорогам мы обогнали лишь три грузовика да одну пожилую даму на стареньком «Фольксвагене».
Другой неожиданностью оказалось, что финны ездят в основном по сухим дорогам! Здесь не употребляют для уборки снега соль (за исключением, быть может, Хельсинки). Снег счищают в сторону обочины, а асфальт посыпают гранитной крошкой. Сразу оговорюсь, что на безопасности езды это сказывается далеко не лучшим образом - езда в Финляндии без шипованной резины может превратиться для вас в рискованный эксперимент. Искренне не советую.
Зато что касается настроения... Мы с какой-то угрюмой обречённостью даже в 20-градусные морозы месим московскую непролазную грязь, и не подозревая, что в мире существует множество городов, где зимой под ногами - не чавкающая жижа, а сухой асфальт или скрипящий снежок.
Лахти как раз и есть один из таких городов. Чистый, уютный заснеженный город - столица лыжного спорта, лыжная Мекка, как о нем не раз говорили и писали.
Впрочем, о лыжах поговорим чуть позже, а для начала нужно поселиться в гостинице. Мы еще по прошлому году знаем, что лучше, чем гостиница «Лахти», нам не найти. 70$ в сутки за двухместный номер, + шведский стол на завтрак + целый день в вашем распоряжении сауна + бесплатная подземная стоянка для автомобилей + 10 минут до лыжного стадиона. Что может быть лучше? (Если не будет мест в «Лахти», обратитесь в «Musta Kissa» (в переводе с финского - Чёрная кошка): те же цены и комфорт, разве что чуть дальше от стадиона).
Хотя, можно остановиться и в молодежном приюте (что-то вроде нашего общежития). Обойдется это около 18$ на человека в сутки. Может быть, не так комфортабельно и без завтрака, не будет сауны и до стадиона далековато, но в любом случае чисто и максимально доброжелательно (адрес вам подскажут в оргкомитете).
Признаюсь, потеряв 3,5 часа на таможне, я сильно расстроился - приехав в Лахти в 18 часов, уже не успевал покататься на лыжах. А после двух дней, проведенных в автомобиле, этого хотелось особенно. И все же решил урвать у сумерек полчасика и проехать хотя бы пятерочку. Каково же было мое удивление, когда, придя на лыжный стадион, я обнаружил его полным жизни. Одна за другой подъезжали машины (площадка перед стадионом уже была забита парой сотен автомобилей), и из них поодиночке, а иногда семьями, целыми компаниями вылезали финны, становились на лыжи и уходили на освещенную трассу. Ба-а! Я совсем забыл о том, что нахожусь в Лахти, где, конечно же, не может не быть освещенной трассы!
Отправляюсь вместе со всеми и не устаю удивляться. На просеке шириной 8-10 метров спокойно умещаются с боков две идеальные лыжни, а в центре - раздолье любителям конькового хода. Жизнь кипит: навстречу и попутно движутся лыжники самого разного уровня подготовки - места хватает всем.
Через пару километров трасса выходит к автостраде и пересекает ее по специальному лыжному мосту. Таких мостов, как и тоннелей, в Лахтинском лесопарке несколько, и построены они специально для спортсменов - зимой для лыжников, летом для бегунов. Причем это не лёгкие сборные конструкции, которые так хорошо знакомы нашим лыжникам. а стационарные железобетонные сооружения с мягким профилем подъёма и спуска.
Попутно замечу, что весь лесопарк вдоль и поперек изрезан просеками. На каждом пересечении -указатели, к какому именно населенному пункту можно выйти той или иной просекой. И на каждом шагу - знаки «Выгул собак запрещен!» Думаю, многим из вас, пытавшимся совершать лыжные или беговые пробежки по тем или иным лесопаркам, знакома ситуация - вдруг наперерез вам бросается рослый пес и вы замираете как вкопанный. - Не бойтесь, не бойтесь! Рекс просто играет, -сообщает вам жизнерадостная хозяйка, но... Дыхание сбито, настроение испорчено. Знакома ль вам эта картина? Так вот, в Лахтинском лесопарке это просто невозможно.
Через 4,2 км просека неожиданно выходит к небольшому кафе в местечке Тапанила. Многие из финнов здесь, накатавшись вдосталь, ставят лыжи и палки к стенке (представляете, «Atomic» и «Fischer» - и без присмотра?) и отправляются в кафе на 2 этаж выпить сока, кофе, пива, заказать горячих сосисок или пирожных. Сквозь огромные витрины вы можете наблюдать, как скользят внизу лыжники.
Именно отсюда освещенные лыжни разбегаются веером в разные стороны - вокруг Тапанилы накручено сразу несколько освещенных кругов, причем разной степени сложности. В определенный момент я сбился с очередного круга и ушел в точку по освещенной лыжне аж на 10 км, пока не уткнулся в очередную автостраду (освещенная лыжня уютно так ныряла в небольшой тоннельчик под дорожным полотном). Выяснилось, что пришел я в местечко Хальвала (14 км от Лахти), и по ту сторону дороги освещёнка описывает еще круг не то 8, не то 10 км. Правда, идти туда я уже просто-напросто не решился - побоялся, что не дойду до гостиницы.
Прокатавшись почти 3 часа по изумительным трассам, совершенно ошарашенный и счастливый, я ввалился в гостиничный номер к Петрову.
- А чего ты удивляешься? - улыбнулся Сергей, глядя на меня. - Сам должен понимать, это Лахти.
Сергей берет в руки путеводитель по городу Лахти и читает: «Вокруг Лахтинского лыжного стадиона имеется более 100 км первоклассно подготовленных лыжных трасс различного уровня сложности, из которых более 50 км имеют освещение».
- Я тебе больше скажу, - Сергей смотрит на меня иронично-задумчиво. - Лахти - это все-таки Лахти, вроде бы все понятно - столица мирового лыжного спорта, у всех на устах и так далее. А я вот сегодня утром встретил своего московского знакомого. Он больше года живет и работает в Хяменлинне - городке, откуда будет стартовать в субботу гонка. Так вот он говорит, что вечерами катается по 20-километровому освещенному кругу. И так у них - чуть не в каждом городке и поселке.
Скажу честно, даже если бы не было гонки «Финляндия Хиихто», только ради того, чтобы увидеть это чудо - ночной лес над лахтинским стадионом, расцвеченный цепочками освещенных просек, разбегающихся на многие километры, только ради одного этого стоило приехать в Лахти. Увидеть, чтобы никогда в жизни не забыть. Для российского лыжника, воспитанного на том, что освещенная трасса длиной 2-3 км - это непозволительная роскошь, доступная далеко не всякому лыжному центру (даже сборная команда в этом году в Кировске вечернюю тренировку проводила с налобными фонарями!), покататься вечером в Лахти - это праздник души, который навсегда останется с тобой.
Здесь никаких неожиданностей. Платишь 350 финских марок (80$) и получаешь номер. Вопрос только - в какой группе? Мы, например, с Сергеем в прошлом году стартовали из группы «С» (1001-1500), а финишировали 298 и 215 соответственно. Это дало нам право в этом году стартовать уже из группы «А». Вместе с номерами, брошюрами, вымпелочками, памятными медалями и прочей приятной мелочевкой нам выдают и по большому полиэтиленовому пакету, куда перед стартом предстоит положить все свои личные вещи. Несколько грузовиков, набитых такими мешками, уедут к финишу и будут поджидать нас на лахтинском стадионе.
Вечером накануне старта оргкомитет устроил теплую вечеринку для иностранных участников, где было рассказано об истории гонки, ее первых победителях. Чуть позже были поданы плов, салаты, вино, пиво, безалкогольные напитки. Здесь, в Финляндии, мы столкнулись со спокойным, неханжеским отношением финнов к алкоголю: и накануне, и после, и даже во время гонки (об этом мы еще расскажем) вам предложат прекрасного французского вина или знаменитого финского пива. Мы увидели в этом одно из проявлений свободы, которой люди, отделенные от нас границами бывшего СССР, обладают пока все еще в большей степени, чем мы. По-видимому, финны считают, что каждый волен сделать свой выбор сам: не притрагиваться к алкоголю вообще, выпить один-два стаканчика для настроения, или, предположим, «надраться в стельку» (чего, кстати, не видели). Нам, воспитанным в духе общепринятого советского запретительного подхода, это было, безусловно, в диковинку.
Подъем в 5.30. Признаюсь, мы опасались остаться в этот день без завтрака, который в обычные дни в отеле начинается в 7 часов. Но в этот день весь Лахти живет по часам гонки, так что никаких проблем не возникло.
В 7 часов садимся в один из последних автобусов, отправляющихся в Хяменлинну. Стоит эта поездка 50 FIM (11$). Для тех иностранных участников, кто приехал на гонку и решил остановиться в Хяменлинне, предусмотрена обратная схема - после финиша автобусы отвезут их к месту старта. Как видите, все предусмотрено до мелочей.
Приятным сюрпризом стало то, что на стартовой поляне все объявления давались на трех языках - финском, английском и русском. В прошлом году этого не было. Кстати, в этом году не только объявления в стартовом городке, но и путеводители по Лахти были отпечатаны на русском языке, в оргкомитете появились люди, говорящие по-русски. Все это как нельзя лучше характеризует тот факт, что в гонке в последние годы принимает участие всё больше и больше российских спортсменов. Во всяком случае, в последние два года их количество измерялось уже сотнями.
И вот мы на старте. Я с самого начала скромно оценивал уровень своей подготовки, поэтому в первую шеренгу встать не стремился. Войдя в сектор «А» в 8.55, я оказался примерно в 10 шеренге, что меня, в общем, вполне устроило. А вот Сергей вышел на старт приблизительно в 8.40 и без труда занял место в первой шеренге. Я хорошо запомнил его слова, сказанные после финиша:
- Ну как тебе описать это ощущение? Целый год думать об этой гонке, ждать ее, лелеять мечту и вот - она пришла. Погода идеальная: 8 градусов мороза. Со смазкой никаких проблем. Стою в первой шеренге, а передо мною расстилается это необъятное озеро, по которому нарезано по меньшей мере тридцать лыжней, впереди 75 км, никто не толкает ни сбоку, ни сзади, и передо мною ни-ко-го. Может быть, это и есть счастье?..
Старт дал именно он - живая легенда финского спорта. Вот этот знаменитый гигант поднимает охотничью винтовку, улыбается нам, громко говорит что-то по-фински, лыжники смеются, палец медленно тянется к курку...
Мието здесь - всеобщий любимец. Наиболее популярный жанр фотографии с Мието, это когда бородач сажает двух девчонок на руки - одну на левую, другую на правую. Море визга, смеха, прекрасного настроения и, конечно, замечательное фото - память на всю жизнь.
В городке, где живет сейчас Юха, есть кафе его имени, где он периодически встречается с посетителями. По-видимому, имеет какой-то процент от доходов этого заведения. Широко занимается рекламой. Недавно с присущим ему юмором рекламировал женские бюстгальтеры. Говорят, именно эта модель идет теперь на «ура». Имеет 150 тысяч долларов ежегодного дохода, пашет на тракторе, ловит рыбу, обожает попариться с друзьями в финской бане. И остается любимцем, символом нации.
Пока гонка катилась по озеру (приблизительно 2.5 км), было действительно 25-30 лыжней, и хотя я, например, со старта ехал где-то в 5-6 сотне, никаких проблем с поиском свободной лыжни у меня, как и у окружающих, не возникло. Правда, я немного опасался за горловину -при выходе с озера на берег было нарезано «всего» 6 лыжней, однако проехал я здесь без малейших затруднений. Тем не менее, успел заметить, что представитель фирмы «START», осуществляющей техническую поддержку на протяжении всей гонки (такие точки расположены на каждом пункте питания), стоял именно в этом месте с шестью охапками лыжных палок, отсортированных по ростовке. Конечно, это был не «EXEL Avanti» - всего лишь легкие дюралевые палки «SWIX», имеющие, тем не менее, удобную пробковую ручку и надежную лапку. И в случае поломки такая вот палка «SWIX» стала бы для вас поистине палочкой-выручалочкой.
В связи с этим сразу вспомнил Марафон Праздника Севера у нас в Мурманске - лучшая, на мой взгляд, по уровню организации российская массовая гонка. Сколько же там ломается каждый год лыжных палок, пока караван лыжников не выберется из Долины Уюта! Сколько настоящих драм переживают лыжники, приехавшие на эту гонку со всей России, стоящие с обломком палки в руках и мольбою в глазах: «Дайте же кто-нибудь хоть какую палку!» А чего, казалось бы, стоило организаторам марафона поставить человека с охапкой дешевых балаковских палок в самом узком месте - под мостом (примерно 2,5 км после старта)? Потратили бы копейки, а у скольких участников гонки отлегло бы от сердца!
Впрочем, вернемся снова в Финляндию.
Расскажу один любопытный эпизод из истории «Финляндия Хиихто». В прошлом году с одним из наших университетских лыжников случилось настоящее приключение. Сломав под колодкой лыжу, он кое-как доковылял до пункта технической помощи. А надо сказать, что пункты эти оборудованы таким образом, что вам окажут практически любую помощь: заменят сломанную палку, лыжу, если вы промахнулись со смазкой - быстро снимут негодную мазь и квалифицированно намажут заново, да и мало ли что еще! Так вот наш знакомый застал-таки запасливых финнов врасплох. Увидев на сломанной лыже крепление «ADIDAS» системы «SDS», финны недоуменно зацокали языками. Оказалось, Финляндия не знает такой системы! «SALOMON», «ROTTEFELLA», «FISCHER», - что угодно, только не «SDS»!
Правда, и в данном конкретном случае выход был найден - быстро переставили крепления «SDS» на новую лыжу «KARHU», и представитель российского спорта вновь продолжил гонку.
Оно было непритязательным, но добротным. Перед вами таблица, и вы сами можете оценить ассортимент продуктов. Я, например, обнаружил, что хорошо идут бананы и соленые огурцы (их, правда, все же не стоит есть одновременно). Очень понравился черничный кисель. Кто-то предпочел изюм и бисквитное печенье. Каждому - свое.
Гонка, стартовав на просторном озере, через два с половиной километра выбирается на живописный берег и затем катится по озерам, полям, лесным просекам, минуя небольшие деревеньки, где как раз и оборудованы питательные пункты. Особенно живописны последние двадцать километров, проложенные по лесным просекам в просторных сосновых борах.
Что еще сказать о самой трассе? Вряд ли тут что объяснишь словами. По ней нужно пробежать самому, пройти от одного питательного пункта к другому, от подъема к подъему, чтобы понять, что это такое. Самому преодолеть долгий, с перепадами 5-километровый подъем, начинающийся с 55-го километра. Я, например, именно перед этим подъемом и «загрустил». Отошел в сторону, стою ошалелый. Достал из подсумка пачку сушеных бананов (благо была!), запихиваю их один за другим в рот, словно в паровозную топку. А мимо шуршит караван - десятки, уже и добрая сотня лыжников проскочила мимо. Вдруг кто-то по-русски говорит:
- Что, парень, загрустил? Ты лучше не стой. Как-нибудь, да двигайся вперед.
А я уж и сам отошел маленько, и потихоньку-потихоньку полез-таки в этот пресловутый подъем. А потом настолько оклемался, что кого-то и прибирать начал. Тем и хороши подобные гонки, что любой независимо от того, в какой сотне или тысяче он бежит, может одержать победу над собой, ближайшим соперником. И драматизм этих побед и поражений порой ничуть не меньше, чем в борьбе за призовые места. Уж кто-кто, а мы с вами это знаем - за то и любим наш вид спорта.
Гонка заканчивается на знаменитом Лахтинском стадионе. На трибунах - полно народу. Едва пересекаешь заветную черту, как по стадиону объявляют твою фамилию, результат и вся эта информация высвечивается на огромном стадионном табло. Не успел перевести дух, как симпатичная девчонка оботрет тебя салфеточкой, обнимет, поздравит с успешным преодолением длинной и трудной дистанции, вручит памятную медаль.
Про девчонок этих - разговор особый. Каждый год в Лахти проходит конкурс на право поздравлять участников гонки, и побеждают в этом конкурсе только лучшие. Не знаю уж, по каким критериям их отбирают, но на время подготовки и проведения «Финляндия Хиихто» эти девушки становятся символом гонки -их фотографии и биографии помещают в газетах, они участвуют во всевозможных торжествах и вечеринках, посвященных лыжной гонке и, как венец всего, поздравляют на финише спортсменов. Одним словом, на какое-то время становятся знаменитостями. Правда, таким почетным правом каждая девушка может воспользоваться только один раз - на следующий год выберут новых.
Отправляюсь в спортивный зал, где всех участников поджидают мешки с одеждой. Подхожу к стеклянным дверям спортзала, толкаю их вперед и... меня встречает улыбающийся молодой человек с моим мешком. Признаюсь, я даже опешил. Как он успел узнать мой номер (я же всего секунду назад вошел)? Примостившись неподалеку, переодеваюсь и украдкой наблюдаю за работой этих расторопных парней и девчат. Ага, вот оно, оказывается, в чем дело! Пока лыжник идет вдоль окон спортзала, один из ребят, заметив номер на груди, быстро выкрикивает его вслух, а уж кто-то другой мгновенно выдергивает нужный мешок. Мешки стоят в стройных шеренгах по 100: строго номер за номером. Ребята работают артистично, весело, они словно поставили перед собой задачу вручить мешок абсолютно каждому лыжнику именно в дверях, ни секундой позже.
Наблюдая за этими людьми, я подумал о том, как много значит для финнов эта гонка. Ну что, казалось бы, такого - вручить мешок спустя полминуты после того, как спортсмен подойдет к стойке? Так нет, им интересно удивить, порадовать этой мелочью. И такое отношение замечаешь повсюду - в оргкомитете, на питательных пунктах, в обращении водителя автобуса, улыбке полицейского.
Теперь, после финиша - в баню. Представляете, как это здорово после такой гонки? Тем более, что организаторы обещали всем вдосталь пива - пей, сколько душа твоя просит. Знаешь меру - выпьешь две-три бутылочки и остановишься: после такой нагрузки, пожалуй, будет достаточно. Не знаешь - пей, сколько хочешь, никто тебя не осудит, сегодня - праздник, какие могут быть разговоры?
А вот, и очень кстати, специальное хранилище для лыж. Ваши лыжи с палками накрепко склеивают скотчем, выдают номерок и теперь вы вольная птица - лыжи таскать с собой по всему стадиону не нужно.
Попарившись в бане и слегка «отпраздновав» победу, отправляемся в гостиницу. Теперь самое время - отдохнуть.
Проснулись часов в девять - уже стемнело. Петров вдруг высказывает мысль - а не пойти ли нам на стадион, там ведь, наверное, кто-то еще финиширует? Сказано - сделано. Приходим на финиш, а здесь - феерическая картина. Стадион освещён мощными прожекторами, вверху, на склоне, высвечиваются три ленты знаменитых лахтинских трамплинов, освещенных так, что их видно из любой точки Лахти. Черная ночь и в этой тьме - ярчайший оазис света.
А что же лыжники? Они, действительно, по-прежнему финишируют.
Дело в том, что последние километров двадцать «Финляндия Хиихто» проходит как раз по освещенной трассе, и оргкомитет может позволить себе роскошь принимать финиш и через два, и через три часа после наступления темноты. Правда, это уже не та публика, что лихорадочно хватает стакан напитка на питательном пункте и спешит дальше, к финишу, экономя секунды. Это люди степенные, многие очень и очень почтенного возраста. Выглядят они, тем не менее, весьма привлекательно - хоть идут и неспеша, но в каждом их движении ощущается ярко выраженное чувство собственного достоинства. Почти все с увесистыми подсумками, некоторые с рюкзаками. Идут поодиночке, парами, целыми компаниями. Вот один, с рюкзаком, за пять метров до окончания дистанции поворачивается вдруг спиной и так, наподобие Бьорна Дэли, пересекает линию финиша. Публика аплодирует, его хлопают по плечу, смеются, жмут руки.
Бог ты мой, сколько же в этих людях куража и азарта, чтобы после двенадцатичасового пути так финишировать и так на это реагировать?
Думаю, правда, что тут не обошлось без пивка на последнем питательном пункте.
Признаюсь, узнав впервые о том, что на последнем питательном пункте будет предложено пиво, я был обескуражен. Ну, в бане, на финише, - это понятно. Но на трассе? Кто его там пить станет?
На следующий день, когда проходила коньковая гонка, я специально поинтересовался этим вопросом. Естественно, с несколькими первыми сотнями участников все понятно - в них слишком велико спортивное начало и каждый из них изо всех сил спешит к финишу - им не до пива. Но вот на исходе шестого часа гонки к питательному пункту подъехал человек с плеером в подсумке и таблетками-наушниками в ушах. Неторопливо выпив бутылочку пива, он попросил открыть вторую и с полной бутылкой укатил на спуск. Ага! Значит, есть хоть один такой безумец?
И тут я увидал то, ради чего, собственно, и торчал возле Тапанилы - любопытство мое было удовлетворено сполна. К питательному пункту подкатила целая группа лыжников и сразу же направилась к ящикам с пивом. Сели в кружок, достали из подсумков мясо, жареные сардельки, еще что-то и, никуда не торопясь, начали все это уничтожать. Один из них сбегал наверх в кафе и через две минуты вернулся с полным блюдом дымящихся сосисок, обильно сдобренных томатным соусом.
Компания просидела не то чтобы долго - минут десять-пятнадцать, но оставила после себя пару пустых ящиков и на спуск пошла заметно отяжелев.
Один наш российский лыжник решил поставить этот эксперимент на себе. Так вот: пить, рассказывает он, не то чтобы здорово, пиво все-таки на морозе очень холодное. Но если очень захотеть, выпить, тем не менее, можно. А дальше, говорит, дело было так. Как пил - помню. Как спустился от Тапанилы - помню. Как подошел к подъему (последний участок - это ведь далеко не только спуски!) - тоже помню. А вот потом - в глазах темно и как поднимался, убей меня гром, не знаю. До финиша добрел как во сне.
По-видимому, все-таки очень специфическая это вещь - пиво на трассе. Быть может, финнам оно и ничего, дело привычное, а нам, россиянам, похоже, память отшибает напрочь. Для этих дел привычка нужна. Впрочем, любой из вас может приехать на «Финляндия Хиихто» и поставить этот эксперимент на себе. Вольному воля, я - пас.
Как я уже сказал, на следующий день после «классики» гонка проводилась свободным стилем. Здесь наши лыжники проявили себя в полном блеске. У мужчин победителем стал санкт-петербуржец Михаил Дуркин, вторым призером - его земляк Вячеслав Бобров. У женщин второй год подряд коньковую гонку выиграла москвичка Татьяна Есипова.
Правда, справедливости ради следует сказать, что коньковая гонка «Финляндия Хиихто» носит все же ярко выраженный второстепенный характер. Основной номер - это, конечно, «классика». Здесь и участников раза в четыре побольше, и в зачет Кубка Мира идет именно этот старт. Тем весомее то обстоятельство, что второй год подряд в классической гонке среди женщин побеждают российские лыжницы. В этом году победительницей стала Надежда Слесарева (если помните, именно она выиграла в этом сезоне и «Лыжню России»), в прошлом году - Татьяна Утробина (дочь Ивана Степановича Утробина - «хозяина» знаменитых красногорских трасс). Жаль только, никак мужчинам не покорится эта вершина. Так, и в этом году лучший российский лыжник занял в «классике» лишь 23 место.
А победителем в этой гонке стал прославленный шведский лыжник Хакан Вестин, брат не менее известной в лыжных кругах шведской лыжницы Мари-Хелен Вестин. Хакан уже несколько лет выигрывает Кубки мира по сверхмарафонским гонкам. В частности, последние два Кубка - его. Знаю, что существует устойчивое мнение, будто в розыгрышах этих Кубков принимают участие, как правило, лыжники, не нашедшие себя в основных лыжных дисциплинах, разыгрываемых на чемпионатах мира и Олимпиадах. Думаю, в этом есть доля правды, но, уверен, - не более, чем доля. Во всяком случае, многие именитые гонщики неоднократно пытались выиграть подобные соревнования и очень часто им это не удавалось. Так, Гунде Сван несколько раз предпринимал подобные попытки, завершавшиеся, тем не менее, неудачами. Уже в этом году Бьорн Дэли попытался выиграть французскую 76-километровую «Трансжурасьён», и - опять неудача.
*
Дело в том, что лыжник, претендующий на победу в такой гонке, должен обладать довольно своеобразными качествами: мало того, что нужно иметь недюжинную выносливость, так требуются еще и качества отменного спринтера, которые могут понадобиться в конце 4-х или 5-часового пути. На расположенной на этой странице фотографии вы видите, как финишировали спортсмены в «Финляндия Хиихто» в 1994 году. Лишь ценой невероятного усилия финну Тими Весале (N25) удается вырвать победу в домашних стенах у шведа Хакана Вестина (N5). В этой гонке первых четырех гонщиков на финише разделили четыре секунды. А бывает, что в одной секунде оказывается и пять - шесть человек.
Впрочем, уверен, рано или поздно будут и наши спортсмены среди победителей этих невероятно престижных во всем лыжном мире гонок. Вот и Алексей Прокуроров заявил, что собирается на следующий год участвовать в гонке «Васалоппет». Зная характер Алексея, уровень его подготовки, можно предположить, что наверняка будет бороться за победу. Как вы знаете, «Васалоппет» уже выигрывал один российский лыжник - Иван Гаранин в 1977 году. Так что, если Алексей сможет победить в этой очень престижной гонке, он как бы спустя ровно двадцать лет примет эстафету от Ивана Гаранина.
А вот «классическую» «Финляндия Хиихто» никто из россиян пока не выигрывал. Быть может, кто-то из наших сильнейших лыжников захочет покорить и эту вершину? Что ж, поживем - увидим. Честно говоря, так хочется этого.
Оргкомитет «Финляндия Хиихто»:
тел: 8-10+358-18-734-98-11
факс: 8-10+358-18-751-00-79
* * *
2001 год. Белое безмолвие Гренландии (Arctic Circle Raсe, "Л.С." №19)
2011 год. Чужая планета (о лыжном Свальбард-марафоне, остров Шпицберген, «Л.С.» №53).
2011 год. В Швейцарию на Swissloppet («Л.С.» №49).
2012 год. Тарту марафон 11 лет спустя (Эстония, «Л.С.» №56)
2015 год. Birkebeinerrennet (Биркебейнеррённер): ломая традиции. Норвегия, "Л.С" №66
2018 год. Kangaroo Hoppet & Merino Muster. Часть 1: Австралия
2018 год. Лыжный марафон Фоссаватнсганган / Fossavatnsgangan в Исландии
2018 год. Лыжи. Август. Аргентина: Ушуайялоппет / Ushuaialoppet