Трансляции
  • 22 ноября, пятница
    • 08:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 7.5 км, спринт, жен.
    • 11:35
      Биатлон
      Кубок Содружества, 10 км, спринт, муж.
  • 23 ноября, суббота
    • 08:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 10 км, гонка преследования, жен.
    • 11:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, гонка преследования, муж.
  • 24 ноября, воскресенье
    • 08:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, масс-старт, жен.
    • 09:50
      Биатлон
      Биатлон с Дмитрием Губерниевым (12+)
    • 11:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 15 км, масс-старт, муж.
  • Михаил Великанов

Михаил Великанов: В Швейцарию НА SWISSLOPPET!

Опубликовано: Журнал №49

Сейчас уже многие россияне имеют возможность участвовать в международных лыжных соревнованиях. Уже многие открыли для себя замечательные гонки Worldloppet и Euroloppet, и на десятки идет счет лыжников из России, ставших мастерами этих серий. Но это лишь «верхушка айсберга». На самом деле мир лыжных гонок той же Европы гораздо более широкий, чем могут охватить эти два именитых проекта. Многие лыжные страны имеют свои национальные серии с окончанием -loppet. Не исключение и Швейцария, которая делает в последние годы огромные успехи и наращивает свой спортивный потенциал именно в равнинных лыжах.

Михаил Великанов
Михаил Великанов

В разговоре с одним пожилым швейцарцем после гонки Gommerlauf, входящей в Swissloppet, я поинтересовался, почему многие годы со словом лыжи в Гельветической Конфедерации, как по-другому называется Швейцария, была стойкая ассоциация — горные? Почему еще десять лет назад швейцарские спортсмены-лыжники в нашем понимании этого слова на ЧМ или ОИ были аутсайдерами? Как жители этой спокойной и необыкновенно красивой страны пришли к пониманию необходимости развивать равнинные лыжи?

Мой собеседник без труда ответил на все эти казавшиеся мне сложными и, может быть, даже не совсем тактичными вопросы. Он подтвердил, что совсем недавно заниматься равнинными лыжами было не престижно. Хотя в Швейцарии не принято показывать свою значимость, положение, богатство и пр., все же равнинные лыжи были спортом для бедных, а лыжным прогулкам швейцарцы как люди не бедные (минимальная зарплата в Швейцарии составляет  4.000, а среднестатистическая — 10.000 швейцарских франков в месяц; чуть меньшую сумму это составляет в долларах США) предпочитали катание в горах. Такую психологию изменили итальянцы. Поскольку эта страна состоит по языковому принципу из четырех частей (французская, германская, итальянская и ретороманская) и граничит с Францией, Германией, Австрией, Италией, то во многом нововведения в кантонах, а на них разбита вся Швейцария, попросту копируют опыт соседних стран. Увидев, как прогрессируют итальянские атлеты в нашем любимом виде спорта, швейцарцы также взялись за данный вид. 

В Швейцарии гостиницу порой трудно отличить от дома
В Швейцарии гостиницу порой трудно отличить от домаМихаил Великанов

Причем это коснулось не только спорта высших достижений, но и массового. Несмотря на то, что тенденция пригнать ретраки в первую очередь на горнолыжные склоны, а затем уж накатать беговую лыжню, осталась, тем не менее, уже в 10 часов утра по выходным вы катаетесь на великолепно подготовленных трассах длиной от 3 до 20–50 километров всех уровней сложности. Вам обязательно встретятся семейные пары с детьми, пенсионеры и молодежь школьного и студенческого возраста. И это — «пешеходы».

Серьезные спортсмены просто растворяются в этой людской массе лыжников-любителей, пришедших подышать свежим воздухом во время лыжной прогулки.  Стоимость одного дня катаний — 8 франков. Сезонный абонемент — 60–100 франков в зависимости от зоны действия. Например, в романской части за эти 100 франков вам открывается возможность кататься в течение сезона не только на местных лыжнях, но и на трассах в близлежащей Франции (неплохо, правда?!). 

«Столица» Kandersteg Volksskilauf город Кандерстег, расположенный в окружении гор, невообразимо красив
«Столица» Kandersteg Volksskilauf город Кандерстег, расположенный в окружении гор, невообразимо красивМихаил Великанов
Разумеется, при наличии таких условий направление массовых гонок постоянно развивается. Серия Swissloppet объединила десять стартов, проходящих во всех четырех частях Швейцарии. 

Например, в сезоне 2008/ 2009 расписание было следующим:

04.01.09 Attraverso (Campra)
11.01.09 Planoiras Volksskilauf
18.01.09 Surselva-Marathon
25.01.09 Rothenthurmer Volksskilauf
01.02.09 Kandersteg Volksskilauf
08.02.09 Einsiedler Skimarathon
15.02.09 Marathon des Neiges Franco-Suisse
22.02.09 Gommerlauf
01.03.09 Mara
08.03.09 Engadin Skimarathon

Как вы уже заметили, в названиях некоторых гонок есть слово марафон. На самом деле это достаточно большое преувеличение. Обычно соревнуются на дистанции до 21–25 километров. Исключение составляют только Mara — ее максимальная протяженность 30 километров (еще есть 10 км) и Engadin Skimarathon — 42 км.

Каждая из гонок этой серии организована не хуже чем те, что входят в Worldloppet.  В такой маленькой стране как Швейцария количество участников идёт на сотни, а в Engadin Skimarathon, который также входит в Worldloppet — на тысячи человек. Стартовый взнос (за исключением Engadin Skimarathon) составляет 40–60 швейцарских франков.

В Engadin Skimarathon постоянно участвуют лыжные знаменитости. В 2000 году женскую гонку выиграла Юлия Чепалова. На фото её целует победитель среди мужчин Герхард Урайн
В Engadin Skimarathon постоянно участвуют лыжные знаменитости. В 2000 году женскую гонку выиграла Юлия Чепалова. На фото её целует победитель среди мужчин Герхард УрайнReuters

На все гонки можно зарегистрироваться в последний момент, правда, правила некоторых из них предусматривают в этом случае дополнительную плату в размере третьей-четвертой части от базовой цены (условия имеются на сайтах, правда, описано это на местном языке, чаще всего немецком). Хотя кормят, как правило, только на трассе (разумеется, после гонки вы можете за 6–10 франков купить при вас пожаренные сосиски из телятины или кусок мяса, за 3–6 франков картофель фри, соки, минеральную воду и даже пиво и вино), ощущения, что организаторы что-то не учли — нет. Царит атмосфера праздника и доброжелательности. Великолепная природа радует глаз. Поскольку все гонки проходят на высоте от 800 до 1850 метров, сразу вспоминаются слова песни В.Высоцкого «...лучше гор могут быть только горы...». А то, что в отличие от российских гонок народ сам расставляется на старте по силам, а не по ничем не подкрепленным амбициям, делает это мероприятие вдвойне приятным. С момента старта идешь в свой ход, но не из-за талантливой организации, а из-за элементарной культуры — европейской культуры, к которой мы так стремимся. 

Предусмотрены раздевалки и во многих случаях — душ после финиша.
Званий «Мастер» в Swissloppet нет. Никаких дипломов и знаков тоже не предусмотрено. Но зато в выдаваемый при регистрации джентльменский комплект входит остающийся на память после гонки номер и какая-нибудь мелочь, начиная с энергетических баров, завязок для лыж и пр., до вполне приличных трофеев, таких как термос, шапочка, миниатюрный электрический фонарик, футболка с логотипом гонки и др. А на финише — дополнительно еще что-то памятное типа медали или значка. Каждый год «ассортимент» меняется, и связано это главным образом с тем, каких спонсоров удалось подключить организаторам к своей гонке. Из своих наблюдений могу сказать, что чем больше серьезных фирм спонсируют мероприятие, тем интереснее сувениры останутся у вас на память в дополнение к многочисленным положительным впечатлениям от самой гонки.

Примерно половина из названных соревнований проходит в курортных районах Швейцарии. Остальные — просто в симпатичных тихих местах, где хочется остаться еще как минимум на неделю после гонки.

Ежегодный праздник воздушных шаров в Швейцарских Альпах в районе города Эгль (Aigle) на стыке кантонов Во (Vaud) и Вале (Valais). В этом районе много трасс для равнинных лыж, и хотя гонок Swissloppet непосредственно в этом месте пока нет, на этой фотографии — типичное по пейзажу и рельефу место, где проходит большинство гонок этой серии
Ежегодный праздник воздушных шаров в Швейцарских Альпах в районе города Эгль (Aigle) на стыке кантонов Во (Vaud) и Вале (Valais). В этом районе много трасс для равнинных лыж, и хотя гонок Swissloppet непосредственно в этом месте пока нет, на этой фотографии — типичное по пейзажу и рельефу место, где проходит большинство гонок этой серииМихаил Великанов

Из России добираться до пунктов проведения соревнований можно самолетом в аэропорты Женевы и Цюриха. Далее на поезде или машине, взятой прямо в здании аэропорта на прокат. На мой взгляд, самым оптимальным вариантом является машина. Во-первых, стоимость железнодорожных билетов в Швейцарии сопоставима с билетами на самолет, т.е. на дорогу внутри страны в один конец придется потратить еще порядка 100 долларов на человека. Во-вторых, прекрасные дороги не утомляют, даже если проехать всю страну вдоль и поперек в течение одного дня. Если вам не зазорно взять машину попроще, например, Opel Corsa или Renault Scenic, то его аренда на неделю составит примерно 500– 700 швейцарских франков. Не бойтесь, в Швейцарии машины не воруют, а вещи на сидениях вы можете оставлять спокойно даже на ночь (портмоне все же лучше с видного места убрать).  В-третьих, с машиной вы мобильны и не зависите от расписания, т.к. в дальних уголках Гельветической Конфедерации уже в семь часов вечера поезда могут не ходить.
Теперь поделюсь своими сугубо субъективными впечатлениями о каждой из гонок. Но начну это делать с конца списка.

ENGADIN SKIMARATHON
Engadin Skimarathon проходит в очень живописном кантоне Граубюнден, где говорят на ретороманском языке (смесь немецкого с латынью). Несмотря на то, что говорящие на этом языке составляют примерно 1% населения Швейцарии, представительность данной гонки сопоставима с Vasaloppet. На старт, расположенный в городке Maloja, на льду озера, выходит до 10–12 тысяч человек. Помимо местных жителей здесь вы встретите едва ли не 100% лыжников страны и представителей других государств, включая японцев и австралийцев.

Михаил Великанов

Гонка формально проводится любым стилем. Любители классики, коих не мало, стартуют из отдельных от конькистов коридоров. Однако достаточно быстро многотысячная толпа обгоняет приверженцев исконного лыжного хода и, разбивая классическую лыжню, оставляет сотоварищам «чистое поле». Несмотря на разницу стилей, финишный протокол общий. Поэтому все свое большое желание пробежать эту гонку еще и классикой я в себе задушил. 
На Gommerlauf принцип тот же, но за счет меньшего количества участников и достаточно большого временного зазора между стартами лыжня все-таки остается практически нетронутой.

Неделей раньше проходит сугубо женская гонка Frauenlauf Engadin Skimarathon. В этой связи у женщин есть возможность дважды поучаствовать в  Engadin.
Для тех, кто не готов к 42 км, есть дистанция 21 км.

Расписные дома и действующий мужской монастырь городка Айнзидельн придадут вашей поездке на Einsiedler Skimarathon дополнительный колорит. Кстати, старт гонки расположен прямо за монастырем. Представьте, если бы какой-нибудь российский марафон стартовал, скажем, прямо в Петергофе!
Расписные дома и действующий мужской монастырь городка Айнзидельн придадут вашей поездке на Einsiedler Skimarathon дополнительный колорит. Кстати, старт гонки расположен прямо за монастырем. Представьте, если бы какой-нибудь российский марафон стартовал, скажем, прямо в Петергофе!Михаил Великанов

Михаил Великанов

Размер стартового взноса зависит от времени регистрации. Если зарегистрироваться в последний момент, то в нынешнем сезоне это составит 160 швейцарских франков (105 евро). Существует возможность заявки через интернет. Лететь лучше до Цюриха. А оттуда — поездом или на машине.
За счет того, что на старте высота составляет 1820 м, в середине дистанции — 1770 м, а на финише — в Zuoz/Schanf — 1670 м, снега в этих краях много. Он выпадает раньше, чем в остальной Швейцарии и позже сходит. Многие десятки километров великолепно подготовленных трасс не могут не притягивать любителей лыж. Через 15 км (отсчет от старта) вы проезжаете прямо по курортному городку Санкт-Мориц, расположенному на высоте 1850 м. В солнечную безветренную погоду (именно такая обычно бывает в это время) полученное от гонки удовольствие, наверное, нельзя сравнить ни с чем. Однако иногда природа преподносит сюрпризы (холодный встречный ветер, достаточно солидный минус, отсутствие солнца). Не забывайте про высоту. Резкие движения могут сыграть дурную шутку. Акклиматизация — штука индивидуальная, поэтому что-то советовать сложно, разве что прислушиваться к своему организму.

Как вы заметили, трасса почти полностью идет под спуск. Но в процессе гонки это не очень заметно. Есть где поработать, особенно если не повезет с погодой. 
Улучшить ваше стартовое положение за счет номера в более близком к элите коридоре можно путем элементарных переговоров с организаторами. Для этого нужно красочно рассказать о ваших непомерно высоких спортивных достижениях.  Желательно привести результаты других гонок из серии Worldloppet.  Мне, например, только благодаря устным заверениям удалось получить элитный номер для Алексея Барышникова, для которого Engadin Skimarathon был первым стартом в Worldloppet в карьере. Выдача номеров проходит в Санкт-Морице.

Гонка Marathon des Neiges Franco-Suisse ознаменовалась сильной метелью
Гонка Marathon des Neiges Franco-Suisse ознаменовалась сильной метельюМихаил Великанов

Наличие арендованной машины позволит чувствовать себя более комфортно, в каком бы месте вы ни остановились. Помимо гостиниц существуют сдаваемые комнаты. Это дешевле. За ночь стоимость с человека составит 35–60 швейцарских франков. За завтрак и, возможно, пользование кухней придется платить отдельно. Цену объявляет сам хозяин, и от этого можно отказаться. В гостиницах по вашему желанию выписывается счет-фактура. Имейте в виду, что именно на этот марафон практически всё жильё забронировано ещё с прошлого года. По возможности сделайте резервирование заблаговременно. Впрочем, как показывает практика, и в последний момент можно что-то найти, но это будет на достаточно большом отдалении от трассы (опять же добираться лучше на машине).

В день соревнования до старта на автомобиле доехать нельзя, поэтому лучше воспользоваться бесплатными поездом или автобусами-челноками. График их движения изложен в журнале, который дают вместе с номером, а само место остановки в вашем населенном пункте желательно подтвердить у местных жителей. Швейцарцы очень гостеприимные люди. Они обязательно помогут вам получить ответы на все вопросы.

Единственным слабым местом в организации Engadin Skimarathon, на мой взгляд, является отсутствие обедов после гонки, как это есть, например, на La Transjurassienne, Marciallonga и других крупных марафонах. В финишном городке вас накормят печеньем, шоколадом и фруктами, напоят чаем, бульоном из кубика и энергетическими напитками, но на этом все. Остальное вы сможете приобрести за деньги. Однако этот минус с лихвой покрывается всеми другими положительными впечатлениями, которые вы, несомненно, получите.

MARA
Mara — одна из самых красивейших, на мой взгляд, гонок Swissloppet. Она единственная равнозначно ориентирована как на коньковый, так и на классический стиль. Причем в народе «классика» более престижна. В субботу проходят забеги на 10 и 30 км свободным стилем, а в воскресенье — классическим. Для тех, кто хочет участвовать двумя стилями: за чуть больший стартовый взнос, чем базовый, вы можете участвовать в 10 км коньком в субботу и 30 км классикой в воскресенье. Но некоторые участвуют в «тридцатках» как в первый, так и во второй день.

Зарегистрироваться можно как на месте, так и по Интернету.
Проходит соревнование в Les Rasses sur Ste.-Croix. Это недалеко от Невшателя и Ивердона (романская часть). Кстати, в Ивердоне есть комплекс с термальными источниками. Если вы поедете на машине, то выезд на автостраду находится прямо напротив этого городка. Есть прямой смысл заехать в источники. Базовый билет до последнего времени стоил 18 франков. Он включает в себя пользование тремя термальными бассейнами с различными пузырьковыми и струйными массажами (два из которых под открытым небом). За пользование еще и банями, в нашем понимании, придется доплатить пять франков. На данную гонку ехать лучше из Женевы. Дорога занимает чуть больше часа. От Цюриха — порядка двух-двух с половиной часов. 

Михаил Великанов

Старт и финиш разнесены километра на три, поэтому можно, оставив вещи на финише, своим ходом проследовать на старт. Ни об одном случае воровства я не слышал. Лыжи и сменную одежду спортсмены укладывают ровными рядами вдоль лыжни на финише. Если вы приехали на машине, то она же вам послужит камерой хранения.

В разговоре с Тауфом Хамитовым, который в своё время выигрывал Mara, на «Лыжном Салоне» в Москве мы случайно коснулись этой гонки. Я удивился, что впечатления Тауфа от этой гонки на 99% совпадают с моими собственным. Так что, видимо, то, что я вам опишу, имеет претензию на объективность. Природа очень похожа на всем нам привычные российские пейзажи, но хороший рельеф придает ей еще большую привлекательность. Высота приблизительно в 1000 м позволяет достаточно комфортно себя чувствовать, однако простой трассу не назовешь. Есть и достаточно крутые подъемы, и многокилометровые тягуны, и спуски на любой вкус, и даже равнина. Про атмосферу на трассе вообще не говорю — она, как на всех гонках Swissloppet, великолепна, как сама Швейцария.

Небольшая высота, правда, имела негативные последствия для организаторов в последние два года. Титанические усилия и желание хоть по насыпной трассе, но провести гонку, так и не увенчались успехом. Снег смывался дождями буквально за 3–4 дня до старта. Кстати, на первую из них, в 2007 году, я зарегистрировался, и организаторы написали, что стартовые взносы пойдут в зачет на следующий год. В 2008 гонку снова отменили, а в 2009 году я уже снова работал в Москве, и ехать на Mara планов не было. Квитанцию об оплате я сохранил, и в 2010, когда уже работал в Париже, поехал на гонку. Надо сказать, я был немало удивлен, что никого не пришлось уговаривать. Мой квиток был без вопросов принят, то есть спустя три года он не потерял свою платежеспособность! Данный случай очень показателен для Швейцарии — человеку всегда идут на встречу. 

GOMMERLAUF
Gommerlauf, пожалуй, стоит на втором месте после Engadin Skimarathon по количеству участников. Хотя это не тысячи человек, но для маленькой страны 700–1000 финишировавших — это очень хороший показатель (вспомните «Лыжню России» в Яхроме для сравнения в масштабе гораздо большей по количеству населения страны). Надо отметить, что швейцарские любители в основном тяготеют к коньковому ходу. Эта гонка так же, как и  Engadin Skimarathon, идет из точки в точку. Вашу одежду со старта на финиш привезут на «Газелях» европейского производства. Классисты стартуют на 45 минут раньше основного забега одной группой, конькисты — в несколько эшелонов. Дистанция 25 км. Трасса в гору. Как и на Engadin Skimarathon, набор высоты резко не бросается в глаза, но по сути 25-километровый тягун дает о себе знать вашим мышцам на последних километрах. Гонка проходит в долине кантона Вале (формально является романским, но практически весь кантон говорит на немецком) и финишем упирается в горы, высота пиков которых превышает 2000 м. Высота перевала Фурка составляет порядка 2400 м. Именно в этих краях переходил Альпы А.В. Суворов со своими чудо-богатырями. 

Старт Engadin Skimarathon: слева стартуют любители классики, справа — конькового хода
Старт Engadin Skimarathon: слева стартуют любители классики, справа — конькового ходаReuters

Лично я получил огромное удовольствие даже в плохую погоду (накануне был хороший плюс, ночью приморозило, а сразу после старта повалил мокрый крупный снег) от этой гонки классикой. Подлип был всю дистанцию. Я не видел ни одного спортсмена, у которого бы этого не было. А представьте, если бы светило солнце?! 

Поскольку я остановился в 3 километрах от старта, то с финиша пришлось добираться на поезде (для участников он бесплатен). Мне повезло. Подали состав, который используется для обзорных железнодорожных экскурсий по Швейцарии (вагоны со стеклянными потолками, большими окнами, очень удобными сидениями и столиками).   Контролеру надо показать только врученный вам на финише в общем пакете, где обычно кладут рекламную литературу и сувениры, большой красивый значок, который контролер почему-то называл медалью. Кстати, в сувенирах в тот раз была флисовая шапочка ODLO с вышитым логотипом гонки. Шапочка была очень к стати, потому что я забыл взять сменную, а мокрый снег валил и валил. Я нисколько не пожалел, что мой путь от финиша был связан с проездом на поезде, так как смог увидеть не только ту природу, которую из-за азарта гонки и сильного снега не так хорошо разглядел, но и посмотрел на еще идущих к финишу участников разного возраста, уровня и экипировки, которые, превозмогая себя, шли вперед, и для которых преодоление 25 км в столь сложную погоду было чем-то очень для них значимым.

Михаил Великанов

Затрудняюсь сказать, из Женевы или Цюриха проще ехать на это соревнование (оно проходит в местечке Obergoms). С одной стороны, если использовать поезд, то из Цюриха несколько сподручнее. Под Фуркой он проходит через тоннель, сокращая расстояние. Не намного дольше — из Женевы. Но если вы на машине, то имейте в виду, что зимой практически все перевалы в Швейцарии закрыты (стоит шлагбаум с амбарным замком). Есть тоннели, по которым вас вместе с машиной провезут на поезде, но такая поездка обойдется недешево. Каждый тоннель имеет свои правила провоза и тарифы. Если «Верейна», через который удобно ехать на Engadin Skimarathon, стоит в один конец с одной машины 35–40 франков (в зависимости от дня недели), то в других районах (об этом я скажу позже) за меньший по протяженности путь предлагалось заплатить 69 франков только за пустую машину, плюс дополнительный тариф за каждого сидящего в ней.
Глядя на такие фото, понимаешь, что Швейцария — потрясающе красивая страна
Глядя на такие фото, понимаешь, что Швейцария — потрясающе красивая странаМихаил Великанов

MARATHON DES NEIGES FRANCO-SUISSE
Marathon des Neiges Franco-Suisse, на мой взгляд, самая скромная из гонок серии по количеству участников и спонсоров. Но на нее так же, как на и Mara, приезжают спортсмены из Франции (место проведения — Les Verrieres — лежит на самой границе). Для тех, кто любит «свободу» вокруг себя по ходу гонки, она идеальна для получения самых положительных эмоций от того, что никто не заслоняет вам вид и не мешает в пылу борьбы любоваться пейзажами. Великолепная природа горного массива Юра (горы — ровесники нашему Уралу)  на высоте порядка 1200–1400 м  не может не оставить положительных впечатлений от такой камерной гонки. В отличие от многих других стартов здесь после финиша вас бесплатно накормят незатейливой, но вкусной и полезной для лыжников едой типа макарон с мясом и обязательно угостят местным сыром.

Добираться проще из Женевы. На машине совершенно реально доехать в течение часа.

EINSIEDLER SKIMARATHON
Einsiedler Skimarathon проходит в городке Айнзидельн, который расположен между Цюрихом и Люцерном. Расписные дома этого населенного пункта (как в Обераммергау в Германии) и действующий мужской монастырь придадут поездке на эту гонку еще больший колорит. Обязательно посетите Люцерн. Уверяю вас, такого вы нигде никогда не видели — город-сказка. 

Это мемориал проходившей в Санкт-Морице Олимпиады 1928 года. Он совсем рядом с местом регистрации Engadin Skimarathon. В кадре (справа налево) Алексей Барышников, Михаил Великанов и Михаил Ярошенко. Кстати, Миша не только лыжник, но и известный в велокругах байкер, а также хороший и юморной человек. В этом году Engadin выиграл Ботвинов, а Леха Барышников был 29-м в 17 секундах от него. Фото делали немцы (мы их попросили, чтобы всем в кадр попасть), поэтому экспозиция не самая лучшая получилась, но дареному коню в зубы не смотрят
Это мемориал проходившей в Санкт-Морице Олимпиады 1928 года. Он совсем рядом с местом регистрации Engadin Skimarathon. В кадре (справа налево) Алексей Барышников, Михаил Великанов и Михаил Ярошенко. Кстати, Миша не только лыжник, но и известный в велокругах байкер, а также хороший и юморной человек. В этом году Engadin выиграл Ботвинов, а Леха Барышников был 29-м в 17 секундах от него. Фото делали немцы (мы их попросили, чтобы всем в кадр попасть), поэтому экспозиция не самая лучшая получилась, но дареному коню в зубы не смотрятМихаил Великанов

Трасса протяженностью в 25 километров состоит из двух кругов. Хотя по швейцарским меркам высота в 1200 м не является большой, затяжные подъемы-серпантины, часто под неудобную ногу, на втором круге заставляют попотеть. Но, в целом, рельеф совершенно стандартный для Европы, и гонка в определенной степени сравнима по сложности с французской Mini-Trans.
В  2007 году из-за отсутствия снега ее проводили в соседнем населенном пункте. Рельеф был совершенно другой, но, несмотря на пасмурную погоду и плюс, положительных эмоций было предостаточно. Даже у Алексея Барышникова, который в упорной борьбе с двоеборцами-олимпийцами из швейцарской сборной в финишном спурте, из-за полученной за несколько недель до старта травмы руки, не смог завоевать место в тройке и довольствовался четвертой позицией (награждалось пять первых финишировавших в общем зачете).

Схема трассы Engadin Skimarathon
Схема трассы Engadin SkimarathonМихаил Великанов

KANDERSTEG VOLKSSKILAUF
Kandersteg Volksskilauf для меня является одной из самых любимых гонок Swissloppet. Одноименный населенный пункт невообразимо красив. Вокруг его обступают горы. Трасса проходит по предгорьям, в результате чего рельеф сильно меняется, а у организаторов существует несколько вариантов планировки дистанции. Они имеют возможность усложнять или облегчать трассу, а также, в зависимости от  капризов природы (отсутствие достаточного снежного покрова с солнечной или подветренной стороны), вводить или исключать склоны, не нарушив длины дистанции и непременно расположив старт и финиш в удобных для спортсменов и зрителей местах. Высота небольшая — порядка 1100 м, но даже зимам двух последних лет было неподвластно заставить организаторов отменить гонку.

Все петли трассы находятся в пределах видимости для зрителей, которые, в свою очередь, обеспечивают теплую поддержку участников по ходу гонки.
Мне посчастливилось бежать Kandersteg Volksskilauf в солнечную погоду. Непередаваемые ощущения остались от момента выхода солнца из-за гор над Kandersteg. Эта обычная швейцарская деревушка со своей визитной карточкой заставляет на некоторое время совершенно забыть о предстоящей гонке и любоваться блеском в лучах восходящего солнца горной речки, неповторимыми шале и церквушкой, стоящими в инее деревьями. Ну а когда дан старт, и приблизительно 300–500 участников пытаются выполнить собственные планы на гонку, получаешь удовольствие уже от самой борьбы на великолепно подготовленной лыжне  с непростым рельефом. Несмотря на достаточно ограниченное горами место проведения соревнования, практически вся трасса имеет ширину не менее четырех метров. Исключение составляют только подъемы на слегка лесистых склонах и отдельные узкие участки (например, мостик через речку, участки трассы между домами и др.).

На этом кадре хорошо видно, что снег в Швейцарии лежит только в горах
На этом кадре хорошо видно, что снег в Швейцарии лежит только в горахМихаил Великанов

Добраться можно или из Женевы или из Цюриха через Тун, как на поезде, так и на машине. Если вы выбрали автомобиль, то из Женевы проще проехать через кантон Вале. Под горой вас вместе с автотранспортом перевезут на поезде прямо в Kandersteg. Но даже с объездом через Тун ваш путь из Женевы займет не более двух с половиной часов. Для машины перед пунктом регистрации предусмотрена бесплатная парковка. Волонтеры помогут вам компактно запарковаться так, чтобы и вы, и ваши соседи с любой стороны могли беспрепятственно выехать в любой момент.  

ROTHENTHURMER VOLKSSKILAUF
Rothenthurmer Volksskilauf — самая «низко расположенная» гонка серии Swissloppet. Высота составляет всего 800–900 метров. Гонка проходит, по существу, по равнине, тягуны выражены не резко, и лишь в финальной части круга имеется хороший, но не очень затяжной подъем. Два таких круга составляют 21 км, преодолеть которые для лыжника среднего уровня несложно. Перед стартом процессия из музыкантов в национальных костюмах с коровьими колокольчиками самого большого размера (это целые колокола) поднимет вам «боевой дух». Порядка 400–600 стартующих швейцарцев составят вам конкуренцию в борьбе на трассе. Гонка проходит свободным стилем. Коньком в Швейцарии бегают не только совсем уж любители, но и достаточно продвинутые лыжники. Есть полупрофессиональная команда Rossignol. А учитывая, что в Айнзидельне, который расположен километрах в двадцати, есть тренировочная база лыжников-двоеборцев, то кто-то из «профи», не попавших на этапы Кубка мира, может подъехать с вами посоревноваться. Обычно такая команда состоит из 3–5 человек.
Однако современные непредсказуемые зимы делают данную гонку самой уязвимой. Для Швейцарии указанная высота является, по существу, нижней снеговой границей. В этой связи теплая зима практически на сто процентов гарантирует отсутствие снега. В последние два года гонку отменяли.
Добираться гораздо ближе из Цюриха, но и из Женевы ваш путь на машине займет не более четырех часов. В принципе, можно выехать и рано утром, но все же рекомендую остановиться где-нибудь в районе населенного пункта Rothenthurm. Гостиниц здесь немного, но большинство участников приезжает из дома. Поэтому не составит труда найти номер на удалении не более десяти километров от места старта.

На Engadin Skimarathon можно приобрести целый ворох сувенирной продукции
На Engadin Skimarathon можно приобрести целый ворох сувенирной продукцииМихаил Великанов

После финиша, приняв душ (имеются раздевалки и душевые в спортзале, где проводится регистрация), можно посетить великолепные Айнзидельн и Люцерн. Города настолько компактные, что до конца дня, если вы заранее проработали туристическую литературу и составили собственный план посещений, вы сможете увидеть все достопримечательности.

SURSELVA-MARATHON
Surselva-Marathon проводится в городке Cedrun. От Андермата — всего порядка двадцати километров на машине. Но здесь я встретился с тем, чего не мог предположить, хорошо зная, что в Швейцарии в воскресенья не работает ни один магазин, в десять вечера улицы пусты, поезда прекращают ходить очень рано и т.д. Уж очень не хотелось ехать из Женевы через Цюрих в Кур, а далее — в Седрун. Решил попытать счастье — ведь прямо в Cedrun идет поезд, который вместе с машиной провезет под горами, перевалы которых на зиму закрыты. До Андермата я доехал в соответствии с выстроенным графиком в субботу накануне гонки. А дальше все и началось... 

В курортном городке Андермат, несмотря на то, что прошлая зима была мягкой, дорога на перевал, конечно же, была заблокирована снежной кучей высотой в три метра. Оставалось ехать на поезде. Я не сразу нашел заезд на нужную мне платформу, и ещё меня насторожило, что ожидающих поезда машин нет.

Разворачиваюсь и еду на городской вокзал. Там мне объясняют, что, несмотря на то, что всего восемь часов вчера, последний поезд на Седрун уже давно ушел. Следующий будет только в 9.20 утра. Это в мои планы никак не входило. Хоть я уже зарегистрировался по Интернету,  все равно боялся, что к моменту старта (в 11.00) могу не успеть. К тому же надо было бронировать место на поезде прямо сейчас, пока еще оставалось несколько мест. Только с машины тариф составлял 69 франков (чуть больше 60 долларов на тот момент). За каждого сидящего в ней — еще плюс порядка 10 долларов. Да и найти место в гостинице на зимнем курорте и сложно, и дорого. 

В данной ситуации самым разумным мне показалось спуститься от Андермата назад и через итальянскую часть — кантон Тичино — сделав крюк в 200 км, доехать до Chur (по-русски — Кур), от которого всего 70 км до Cedrun. 

Надо сказать, что в Швейцарии великолепные дороги, осмелюсь даже утверждать, что самые лучшие в Европе. Поэтому уже в одиннадцатом часу вечера я нашел в 12 км от места назначения номер в гостинице. При этом в Тичино меня застал снегопад и гололед, а сама Autoroute (автострада по-русски) там идет в основном в гору и в некоторых местах представляет собой дорогу по одной полосе в каждую сторону без разделительного барьера. Опять же 70 км от Кура — это просто кантональная дорога с ограничением скорости 90 километров в час, а в населенных пунктах — 50 км/ч. Имейте в виду, что на автостраде и в населенных пунктах могут стоять устройства, фиксирующие вашу скорость. Они сделают великолепное фото номера транспортного средства и даже вас за рулем, если вы нарушили скоростной режим. Превышение скорости в городской черте более чем на 20 км/ч грозит лишением прав. За превышение на 10 км/ч — штраф от 240 франков (вы готовы распрощаться с 200 долларами США?), который с каждым превышенным километром растет весьма значительно. Самое страшное в Швейцарии — не заплатить. Вы автоматически вноситесь в соответствующую базу данных и на ближайшие лет пять можете и не помышлять о получении визы в эту страну.
Сама гонка проходит по достаточно разнообразному рельефу, а её дистанция в 25 км разбита на два круга. Сумасшедших спусков нет, но подъемы весьма внушительные имеются. Трасса достаточно широка, чтобы практически везде можно было обгонять. 

Поскольку расположение Cedrun удобно для лыжных районов Швейцарии (равнинными лыжами активно занимается в основном немецкая часть страны), на эту гонку приезжают и именитые швейцарские спортсмены, только что покинувшие большой спорт, полупрофессиональные команды и те же сборники, не попавшие на этапы КМ. Общее число стартующих будет порядка пятисот человек.
В 2010 году на Engadin Skimarathon победу одержал хозяин трассы олимпийский чемпион Дарио Колонья
В 2010 году на Engadin Skimarathon победу одержал хозяин трассы олимпийский чемпион Дарио КолоньяМихаил Великанов

Высота составляет около 1600 м. Гонку простой не назовешь. Здесь часты сильные ветра. В то же время солнечных дней больше.  Организация очень хорошая, обстановка на гонке просто домашняя, вокруг живописные горы — всё это не может не понравиться.

PLANOIRAS VOLKSSKILAUF
Planoiras Volksskilauf — проходит в курортном городке Lenzerheide (кантон Граубюнден). Точнее сказать в его окрестностях (Lantsch-Lenz). До старта 5–7 километров везут на автобусах-челноках. Финиш — на самой окраине города. Трасса проходит местами прямо вдоль жилых домов, поэтому гонку по колориту можно запросто сравнивать с Marcialonga. Только Planoiras Volksskilauf содержит всё это в более сконцентрированном виде, что мне даже больше нравится.  Преодолевая 25 километров трассы, можно достаточно хорошо ощутить потенциальные прелести этого курортного места и сделать для себя однозначный вывод, что тебе это нравится даже с учетом того, что ты еще не посетил имеющиеся здесь многокилометровые горнолыжные трассы.

Местность пересеченная, подъемы сменяются спусками, порой затяжными, или равнинами. Ширина трассы обеспечивает возможность для обгона. Не стоит упоминать, что трасса готовится еще с начала зимы ретраком, и качество лыжни поэтому идеальное.

Добираться проще из Цюриха. Но и из Женевы, выехав даже после обеда в субботу накануне, вечером у вас останется время не только подготовить лыжи, но и  поужинать в одном из ресторанчиков и просто прогуляться по великолепному  тихому городку Lenzerheide. Однако не стоит забывать, что на этом курорте в зимнее время достаточно много отдыхающих. В этой связи выбор гостиниц и номеров в период проведения гонки невелик. Но если для вас комфорт заключается главным образом в возможности подготовить лыжи, то вы будете иметь даже некоторый выбор гостиниц и номеров.

ATTRAVERSO (CAMPRA)
Attraverso (Campra) — единственная гонка Swissloppet, проходящая в итальянской части Швейцарии. Она проводится в долине в местечке Olivone. Особенностью является то, что солнце никогда туда не заглядывает, так как высокие горы не дают этого сделать. Таким образом, выпавший снег может лежать аж до мая, хотя обычно в Гельветической Конфедерации на высоте до 1500 м он сходит уже в начале марта. 21 километр трассы составляют три круга по 7 км. Для российских лыжников это привычно. Рельеф тоже не сильно отличается, и напомнил мне Koenig Ludwig Lauf. 

«Ничто так не улучшает спортивную форму, как бокал прекрасного красного вина». Юра (Jura) — горы-ровесники нашему Уралу, проходят по всей западной границе Швейцарии. Там проходят и Мara, и Franco-Suisse, и это базовое место в романской части страны, где хорошо развиты равнинные лыжи. На фото слева направо: Ярошенко Михаил, я, Барышников Алексей. На любой трассе обязательно есть не один ресторанчик, где можно полноценно покушать (даже с вином, как на этом снимке)
«Ничто так не улучшает спортивную форму, как бокал прекрасного красного вина». Юра (Jura) — горы-ровесники нашему Уралу, проходят по всей западной границе Швейцарии. Там проходят и Мara, и Franco-Suisse, и это базовое место в романской части страны, где хорошо развиты равнинные лыжи. На фото слева направо: Ярошенко Михаил, я, Барышников Алексей. На любой трассе обязательно есть не один ресторанчик, где можно полноценно покушать (даже с вином, как на этом снимке)Михаил Великанов

Для Швейцарии это самая первая гонка сезона. Снег обычно ложится к двадцатым числам декабря, поэтому данное соревнование является прикидкой для швейцарских и итальянских любителей равнинных лыж. В то же время высота составляет 1450 м, и это накладывает определенные требования к подготовке лыжников из России. В Швейцарии большинство трасс для равнинных лыж находится на подобной высоте, поэтому для жителей Гельветической Конфедерации и ближайшей Италии (до нее менее ста километров) условия можно назвать стандартными. 

Большой вклад в популяризацию Attraverso (Campra) вносит Тауф Хамитов (для местных жителей он Tauf Khamitov). Он уже много лет живет в этих краях и пользуется большим уважением у швейцарцев. Тауф владеет небольшим магазинчиком лыжного инвентаря на территории лыжного центра в Olivone. Там он продвигает продукцию собственного и уже хорошо известного бренда KV+. 

В расположенном тут же у трассы ресторанчике-шале на стенах вы можете увидеть фотографии великих лыжников «всех времен и народов». Для того чтобы получить полное удовольствие и рассмотреть многочисленные фото, рекомендую выпить там чашечку кофе. В Швейцарии в любом, даже самом дорогом ресторане вы можете смело заказывать кофе или пиво, и это будет стоить недорого. Но стоит только взять салатик, и вы сразу почувствуете ценовую категорию заведения.

Охарактеризовать эту гонку можно одним словом — домашняя. Это чувствуется как в количестве участников (до пятисот), так и в обстановке доброжелательности и умиротворения. Ширина трассы позволяет с самого старта не ограничивать себя в скорости и найти свое место в потоке.
Если вы поедете на машине, то прихватите с собой цепи (зимняя резина в Швейцарии не оснащается шипами, так как, по законодательству, с шипами запрещено ездить по автострадам). Мне «посчастливилось» добираться туда в сильный снегопад. Также возможен гололед. На серпантине с поворотами почти на 180 градусов без цепей сложно маневрировать между встречными машинами, нависающей горой и обрывом и при этом двигаться вверх вперед.
Очень яркие впечатления у меня остались от гостиницы San Martino, что в восьми километрах от старта (в зимнее время перевал закрыт и проехать можно только со стороны тоннеля S.Gottard). Похоже, я был единственным постояльцем этого семейного отеля. Номер ничем особенным не отличался, но внимание владельцев было исключительным. На завтрак, время которого я назначал сам, помимо стандартного набора конфитюров, плавленых сырков и др., мне был предложен домашний бекон и хлеб в размере буханки на доске и в комплекте с ножом. То есть из-за пары кусков необыкновенно вкусного хлеба я должен был «испортить» всю буханку с красивой румяной хрустящей корочкой. Цена за одноместный номер, включающая описанный завтрак, составляла всего 60 долларов.

НАПОСЛЕДОК
В завершении рассказа о Swissloppet хочу акцентировать ваше внимание на том, что серия постоянно эволюционирует. В строительстве стройной системы еще не поставлена точка. Возможно, с развитием и увеличением массовости, а также «благодаря» финансовому кризису будут повышаться стартовые взносы (настоящий их уровень в большинстве гонок является достаточно символическим по швейцарским меркам). Возможно, по итогам года будут проводиться награждения лучших спортсменов, чего сейчас нет. Однако не это главное. Главное, что каждая гонка — это шедевр с образцовой организацией. Есть, правда, нюанс. Не только я на это попадался. После финиша проходите сразу, не снимая лыж, в коридор, где с вашего номера отрывают финишный талон. Иначе будет непросто доказать организаторам, что ваше время лучше, чем у тех, кто финишировал после вас, но раньше из-за вашей нерасторопности, желания посмотреть, обыграли ли вы своего соперника, и т.д. подошел к контролерам. Барышникову на Einsiedler Volkskilauf только после пересмотра телевизионного репортажа прямо в машине с телеаппаратурой Data-sport удалось отстоять право на свое четвертое место. Система учета времени идет по очереди сдачи финишных талонов, а не  по очереди пересечения линии финиша. Считается, что очередность участников в финишном коридоре такая же, как и на финишной ленточке. Но это особенности-издержки существующей в Swissloppet системы учета результатов. Во всём же остальном всё организовано великолепно. Всё продумано для удобства участников: на высшем мировом уровне укатаны трассы, предусмотрены места для парковки автомашин, часто есть возможность после гонки принять душ, профессиональные фотографы выкладывают на сайты гонок фотографии, которые вы можете потом заказать и оплатить через Интернет или по почте, работающей Швейцарии так же точно и четко, как местные часы. 

Альпы в местечке Кран-Монтана (Кантон Вале). Место, известное горными курортами, а также тем, что там иногда проходят гонки уровня чемпионата Швейцарии
Альпы в местечке Кран-Монтана (Кантон Вале). Место, известное горными курортами, а также тем, что там иногда проходят гонки уровня чемпионата ШвейцарииМихаил Великанов

Поездка в Швейцарию — удовольствие недешевое. Но если вы хотите глубже познать мир лыжных гонок, то, возможно, мои наблюдения от описанных соревнований помогут вам разнообразить и приумножить яркие впечатления от собственного участия в них. Если отменили La Transjurasienne, Koenig Ludwig Lauf, Dolomitenlauf или Marcialonga (об отмене этого соревнования, правда, я никогда не слышал), а вы уже приехали в Западную Европу, то знайте, что именно в те же сроки в расположенной совсем рядом стране проходят гонки Swissloppet. Загляните на сайты: www.swissloppet.com, www.datasport.com, где имеется информация о соревнованиях этой серии или откройте собственные сайты гонок, найдя их по ключевым словам. Так что даже если Worldloppet сказал НЕТ, то Swissloppet может сказать ДА! 

Ещё почитать о зарубежных лыжных марафонах: 

1996 год. Едем на Финляндия Хиихто (Finlandia Hiihto)! "Л.С." №1

2001 год. Белое безмолвие Гренландии (Arctic Circle Raсe, "Л.С." №19)

2011 год. Чужая планета (о лыжном Свальбард-марафоне, остров Шпицберген, «Л.С.» №53).

2011 год. В Швейцарию на Swissloppet («Л.С.» №49).

2012 год. Тарту марафон 11 лет спустя (Эстония, «Л.С.» №56)

2015 год. Birkebeinerrennet (Биркебейнеррённер): ломая традиции. Норвегия, "Л.С" №66

2018 год. Kangaroo Hoppet & Merino Muster. Часть 1: Австралия

2018 год. Лыжный марафон Фоссаватнсганган / Fossavatnsgangan в Исландии

2018 год. Лыжи. Август. Аргентина: Ушуайялоппет / Ushuaialoppet




Рейтинг: 0 0 0