Прошло почти пять лет, как в журнале «ЛС» №35 впервые была опубликована статья о рейтинге лыжных марафонов по трудности трасс. За это время автору удалось побывать ещё на нескольких марафонских трассах и добавить их в рейтинг.
Напомню, что рейтинг был составлен, исходя из показателя трудности, который можно легко рассчитать путём деления суммарного набора высоты (TC, м) на длину трассы (L, км). Полученный показатель трудности трассы можно представить в вертикальном наборе высоты на 1 километр дистанции или выразить в процентах подъёма по всей длине.
Кроме трудности, сложность трассы определяют её гармоничность (сочетание спусков, равнины и подъёмов), полный перепад высоты на круге (HD, м), максимальный подъём (MC, м), высота над уровнем моря и прочие факторы.
Также необходимо обратить внимание на то, что трассы многих марафонов периодически меняются из-за погодных условий и других причин. Поэтому в рейтинг включены одноимённые марафоны, но разных лет. Как показывает практика, самый трудный марафон можно сделать на круге с большим набором высоты, но коротком. Так, известный марафон МВТУ-2008, проведённый на 10-километровом круге, был труднее традиционного 16-километрового. А если посмотреть таблицу, то максимальная трудность зафиксирована на кубковом марафоне в Норвегии (Oslo), где использовался круг 8,3 км с полным перепадом 108 м и набором высоты 1925 м на всей дистанции!
Хочется напомнить, что замеры высоты выполнялись барометрическими альтиметрами с разной степенью чувствительности, а часть данных получена из официальных протоколов и сторонних источников. Полученные данные из года в год могут отличаться, но в разумных пределах.
Если не учитывать продолжительность гонки по времени и качество покрытия, то самым сложным из рассмотренных отечественных марафонов по-прежнему остаётся «Двигатель» (ныне марафон «Прибой», г. Зеленогорск, Ленинградская обл.), а самым сложным классическим марафоном — МВТУ-2008. Очень близки по трудности МВТУ-2008 и Иркутский БАМ. Конечно, любительским марафонам далеко до олимпийских или кубковых, но всё-таки попадаются сложные трассы и на нашем местном уровне.
Хочется напомнить, что по правилам лыжных гонок есть ограничения по характеристикам марафонской 50-километровой трассы:
полный перепад (HD) — расстояние между нижней и высшей точками трассы должно быть не более 200 м;
максимальный подъём (MC) должен иметь перепад не более 80 м;
суммарный набор высоты (TC) должен быть в пределах 1400-2000 м;
верхняя точка трассы не должна превышать 1800 м над уровнем моря;
минимальная длина круга при нормальном количестве снега 7,5 км. Для лучшего ТВ показа рекомендуется 8,3 или 10 км.
Но во многих правилах бывают исключения. Полностью этим требованиям не удовлетворяет большинство массовых марафонов, но от этого интерес к ним не теряется. Кроме того, многие популярные массовые марафоны проходят из точки в точку. Самым популярным марафоном такого типа в нашей стране является Европа-Азия, а в мире – Васалоппет (Vasaloppet). Напомню, что на этом шведском 90-километровом марафоне (по некоторым данным длина дистанции 92 км) стартует около 15500 человек.
Составленный рейтинг можно критиковать, так как в него включены марафоны разной продолжительности и протяжённости. Однако для предварительной оценки сложности преодоления дистанции он вполне годится. Опять же хочется упомянуть Васу, где время лидера на 90-километровой дистанции классикой несколько раз выходило из 4 часов. В лыжном спорте по-прежнему очень многое зависит от погоды. Серьёзный набор высоты в скользкую погоду может быть малозаметен.