Трансляции
  • 22 декабря, воскресенье
    • 09:00
      Биатлон
      Кубок Содружества, 15 км, масс-старт, муж.
    • 10:20
      Лыжные гонки
      Кубок России, 5 км, индивидуальная гонка, класс., жен.
    • 11:40
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, масс-старт, жен.
    • 12:50
      Лыжные гонки
      Кубок России, 10 км, индивидуальная гонка, класс., муж.
    • 14:30
      Биатлон
      Кубок мира, 15 км, масс-старт, муж.
    • 16:45
      Биатлон
      Кубок мира, 12.5 км, масс-старт, жен.
  • Андрей Краснов

16 лыжных трасс города Москвы по версии журнала "Лыжный спорт" (2010 год)

Опубликовано: Журнал №53

В бумажной версии журнала "Лыжный спорт" №53 эта статья была заключительной частью целого блока статей, посвящённого проблеме подготовки лыжных трасс в г.Москве. С предыдущими частями этого блока вы можете познакомиться тут: 

1. 766? 16! На стол мэру Собянину (как нам обустроить лыжные трассы столицы?)

2. А как в Финляндии обустраивают беговые лыжные трассы? Лыжные тоннели и лыжные мосты, полки и эстакады, чумы для отдыха на лыжне и лыжные "кафе";
3. 766 лыжных трасс и троп г. Москвы по версии Москомспорта;

Зона отдыха "Битца"

36-й км МКАД
Елена Исаева

 Безусловно, лучшая трасса Москвы, на которой проводится большое количество соревнований с общим числом участников до 1000 человек. Сама трасса постоянно готовится, если позволяет снежный покров, к ней прирезаются дополнительные петли, и в итоге к середине зимы длина круга достигает 22,5 километров. Лыжня для классики нарезана и по возможности разведена с коньковой. В Битцу можно смело ехать даже после снегопада — трасса будет жесткой. Рельеф тоже хорошо подходит для тренировок: каждый может выбрать себе круг по уровню подготовки. Так как петли проходят рядом друг с другом, крутой или слишком длинный подъем всегда можно срезать.
Инфраструктура Битцы, наверное, всё-таки не отвечает современным требованиям, но это компенсируется удобством и душевностью. Стоянка для автомобилей постоянно расчищается, за символическую плату можно переодеться в теплом вагончике и оставить там вещи практически в любое время дня и ночи. По трассе постоянно кто-то катается, и вы не будете чувствовать себя одиноко. В общем, место это — самое обжитое в лыжном плане и, если хотите, намоленное. Одним словом, лыжная мекка Москвы.

*   *   *

Ромашково

57-й км МКАД
Сергей Коновалов

По мнению нашей редакции, вторая трасса Москвы. Готовится трасса регулярно: и летом, и зимой. Прочищается, прокашивается, накатывается регулярно по мере необходимости. Круг большой и интересный, состоит из равнинной и рельефной частей. Подъемы длинные и в меру крутые. Во все кроме одного, самого большого, можно «вкатывать». В то же время, если кому-то не хочется ехать на подъемы, то можно проехать по относительно пологому кругу длиной аж в 10 км. Трасса довольно широкая: от 3 до 5 метров по всей длине, и периодически на ней проходят гонки с общим стартом и даже большой марафон — «Гонка на выживание А. Завьялова».
Довольно серьезными минусами ромашковской трассы являются отсутствие раздевалок и неудобство подъезда к ней. Правда, некоторые москвичи могут оставлять машины рядом со стадионом «Медик», и доезжать до Ромашково на лыжах, но для тех, кто без машины — это не вариант. Единственным утешением для любителей вечернего катания являются гонки Night Cup, проводящиеся раз в неделю в январе-феврале. Во время их проведения можно переодеться и оставить вещи в теплой палатке.

*   *   *

Алёшкино

улица Вилиса Лациса, д.26, ФОК «Лазурный»

Андрей Краснов

Трасса обслуживается ФОК «Лазурный» — это бассейн. Но сама трасса производит впечатление нелюбимого детища. По крайней мере, гардеробом и туалетом бассейна пользоваться лыжникам нельзя. За зданием бассейна оборудован модуль для переодевания, но там нет персонала. Как мне объяснили в администрации, это связано с «недавним» (на момент моего посещения прошло уже больше года) открытием модуля. То есть можно только переодеться, а вот оставить вещи негде. Парковки для автомобилей также нет.
Теперь несколько слов о самой трассе. Равнинный километр был идеально чист и отутюжен ретраком, несмотря на сильную оттепель. А вот остальную трассу найти было непросто. Тем не менее, когда я вышел на круг, уже и не сбился с него, хотя указатели бы не помешали. Видно было, что трасса когда-то была подготовлена, лыжня резалась, но это было довольно давно. По словам местных лыжников, длинная трасса появилась только этой зимой, летом её не прокашивали, в полях торчала трава. Но уже то, что построили (или отремонтировали) мосты через овраг и не стали ограничиваться 1,5 километрами, заслуживает уважения. Большой круг состоит из двух петель, соединенных перемычками. Сами круги состоят из нескольких пологих подъемов, иногда даже с небольшими крутячками. Один из них в довольно живописном яблоневом саду, другой — в поле. Ширина трассы опять же сильно различается: от 4-5 метров на освещенке до 1,5-2 м на остальной трассе. На освещенной трассе периодически проходят соревнования.

*   *   *

Химкинский лесопарк

улица Левобережная, вл.12 (спорткомплекс "Умка")

Андрей Краснов

На ул. Левобережной поставлен точно такой же модуль, как и в Алешкино, но в нем чувствуется биение жизни. Есть сотрудники, работает камера хранения, прокат, секции по лыжным гонкам и спортивному ориентированию. Буранщика отдельно нет, но директор базы катает трассу сам, для классики есть новенький резак. Единственный минус – это часы работы: с 10 до 17 — то есть после работы там вещи уже не оставить и не переодеться, зато днём – пожалуйста, милости просим.
Сама трасса — равнинная, с несколькими двухметровыми «пупочками», которые вряд ли можно назвать рельефом. Ширина тоже небольшая — 1,5-2,5 метра: вдвоем не разъедешься. Тем не менее, на трассе регулярно проходят соревнования, она регулярно готовится и вполне пригодна для тренировок.

*   *   *

Вешки

Алтуфьевское шоссе (100 метров от МКАД)

Андрей Краснов

Лыжной базы в Вешках нет, это просто лес со стартовой поляной. Соответственно, нет и специальных парковочных мест, машину приходится оставлять где попало. От шоссе до трассы около 150 м по лесу.
Сама трасса готовится снегоходом, лыжня, по словам местных лыжников, режется, но я её сам не застал. Трасса была сделана под конёк для недавних соревнований. Трасса довольно узкая — 1,5-2 метра, и общий старт я бы там проводить не стал, но для тренировок вполне пригодно. В начале трассы либо пологие подъемы, либо равнина, а вот ближе к концу петли несколько раз пересекают овраг, и там подъемы становятся более длинными и крутыми, что и позволило поставить «3» в графе «рельеф». Трасса подходит тем, кто близко живет и может дойти до лыжни пешком или кому недалеко ехать на машине.

*   *   *

Большой газон МГУ

(пересечение Университетского и Мичуринского проспектов)

Андрей Краснов

Лыжная трасса делается для зимней подготовки лыжной сборной команды МГУ и проведения соревнований: этапов Кубка МГУ и чемпионата МГУ. В зависимости от стиля предстоящих соревнований трасса готовится под классику или под конёк. Лыжники МГУ пользуются инфраструктурой университета, но для лыжников «со стороны» она недоступна.
Рельеф трассы – равнинный с очень пологими подъемами. Трасса на Большом газоне – идеальный вариант для тех, кто живет или работает в центре города. До неё можно добраться вечером, избежав пробок на выезде из Москвы. Конечно, чтобы пользоваться трассой, нужна машина, потому что оставить вещи иначе просто негде.

*   *   *

Крылатское (гребной канал)

(пересечение улиц Нижние Мневники и Крылатская)

Андрей Краснов

Это новое место на лыжной карте Москвы. Трасса проложена по небольшому полю для гольфа с минимальным рельефом. Весь он, тем не менее, задействован в полной мере. Трассу довольно просто найти, и трудно с неё сбиться. Ширина её около 2,5 метров, однако дополнительная 500-метровая равнинная петля гораздо уже. Большим плюсом является наличие освещения от близлежащих улиц, движение на которых, кстати, не очень оживленное.
До трассы удобно добираться и парковаться, но в вечернее время без машины там делать нечего: ни переодеться в тепле, ни оставить вещи не получится.

*   *   *

Лосиный остров

(платформа Яуза Ярославского направления МЖД)

Андрей Краснов

Очень своеобразная трасса, проложенная на небольшой полянке неподалеку от платформы Яуза Ярославского направления. В своё время там был большой (около 7,5 км) круг, но теперь от него осталась лишь маленькая «двушка». Чтобы собрать максимальное количество подъемов, для трассы придумана интересная конфигурация: спуски идут поперек склона и пересекают подъемы. Тем не менее, вероятность столкновения тут минимальна, потому что лыжники на этой трассе встречаются редко. Трасса довольно узкая — 1,5-2 метра, но, несмотря на все недостатки, производит приятное впечатление этакой «золушки» — поддерживается в должном состоянии она силами энтузиастов. В планах ВАО построить там модуль для переодевания, сделать освещение и прикрепить к ней снегоход, однако этой зимой участие округа ограничилось тремя прокатками за зиму.

*   *   *

Измайлово

шоссе Энтузиастов, стадион «Авангард»

Андрей Краснов

Измайлово – одна из старейших лыжных трасс Москвы, поэтому традиции катания на лыжах там сильны, несмотря на все препоны руководства стадиона, властей и просто гуляющих (мусор, выгул собак). Видно, что трасса готовится регулярно: лыжни для классики и конька по возможности разведены, но, безусловно, видны и следы гуляющих, особенно на тех участках трассы, которые проходят по дорожкам. Сама трасса состоит из двух частей: равнины от стадиона до пруда и обратно и «серпантина» – спусков-подъемов в середине трассы. Приятно был удивлен тем, что переходы через грязные дорожки были засыпаны свежим снегом.
Что касается инфраструктуры, то её нет практически никакой. Я обнаружил домик с прокатом лыж, но он не работал. На двери был телефон, позвонив по которому я узнал, что прокат на самом деле работает, но сейчас уже весна и домик откроют, только если я буду брать лыжи.

*   *   *

Зеленоград

г. Зеленоград, 7 микрорайон, стадион «Ангстрем»

Из архива А.Сорокина

Трасса ежегодно чистится, расширяется по возможности силами тренеров Зеленоградской спортшколы. Проходит в красивом хвойном лесу, но из-за этого быстро покрывается иголками. В соревновательный сезон подготовлена всегда и очень качественно. Ширина трассы меняется от двух (на мостах через речку) до шести метров. Круг длиной 2,5 км – основной, его ширина от 4 до 6 метров, на нем 4 подъема и 4 спуска. Максимальная скорость – около 40 км/ч. На трассу имеют выход народные лыжни, идущие от Малино и Фирсановки.
До последнего сезона старт проводился со стартовой поляны, расположенной около больничного городка в седьмом микрорайоне, но с этого года на соревнованиях, проводимых под эгидой СДЮШОР-111 или администрации Зеленограда, старт осуществляется со стадиона «Ангстрем». В другое время въезда на стадион с трассы нет. Кстати, из-за того, что в период соревнований задействован стадион, конфигурация кругов меняется.

*   *   *

Стадион «Медик»

(ул. Маршала Тимошенко, д.1)

Андрей Краснов

Трасса на стадионе «Медик» проложена по лесному массиву, расположенному между жилыми районами и МКАД. Соответственно, в лесу очень много гуляющих, собачников и т.д., поэтому лыжня часто затоптана и замусорена. Рельефа там нет абсолютно никакого, что также нельзя занести этой трассе в актив. Тем не менее, благодаря расположенной в подвале соседнего дома лыжной базе ДЮСШ-93 лыжная жизнь на трассе ещё теплится. Её регулярно катают снегоходом, проводят на ней тренировки с детьми Павел Петрович Федотов и Рауфа Ахматнуровна Загидуллина. Классика режется, иногда даже с двух сторон от конькового полотна. Ширина трассы 3-4 метра.
К сожалению, инфраструктуры для рядового лыжника на этой трассе нет. Кататься можно лишь тем, кто рядом живет и может добраться до трассы в лыжных ботинках или приезжает на собственном автомобиле. К плюсам трассы можно отнести относительную транспортную доступность. Очень жалко, что стадион «Медик», до этого служивший лыжной базой для всех желающих, этой зимой закрыли. Ведь там можно было переодеться, оставить вещи, принять душ и взять напрокат лыжи. Причем, это могли сделать и те, кто хотел покататься по одной из лучших московских трасс — в Ромашково, до которой можно было доехать на лыжах за 5-10 минут, надо было лишь перейти МКАД по переходу.

*   *   *

Аннино

ул. Академика Янгеля

Андрей Краснов

Собственно, легендарная «аннинская пятёрка» — это лишь круг в Битцевском лесопарке внутри МКАД. Никакой инфраструктуры при нем нет. Где хранятся снегоходы, которыми катают эту трассу — неизвестно. Однако впечатление эта трасса производит просто великолепное. Круг отлично подготовлен, промаркирован таким образом, что с него очень трудно сбиться, что очень важно в парке с обилием троп. Упавшие деревья, сучья и прочие помехи оперативно с трассы убираются, и даже через несколько дней после легендарного ледяного дождя по ней можно было кататься. Сам же круг очень интересный и необычный, петли проложены, если хотите, с фантазией, и весь доступный овражный рельеф этого места используется в полной мере. На круге есть и равнинные участки, и пологие подъемы, и даже относительно крутые торчки. Большим плюсом является и то, что лыжня проложена преимущественно в лиственном лесу, и по весне она не так сильно замусорена. Из минусов отмечу небольшую ширину трассы: от 1,5 до 3 метров — что делает невозможным проведение на ней гонок с общим стартом. Но в целом это одна из лучших трасс Москвы после Битцы, Ромашково и, наверное, Зеленограда.

*   *   *

Кузьминки

ул. Краснодонская, неподалеку от м. Волжская

Андрей Краснов

Наверное, одна из худших трасс Москвы. Лыжню в Кузьминках можно назвать трассой лишь в силу традиций катания там лыжников, а также в силу того, что там проводят тренировки с детьми тренеры окрестных школ районов Люблино и Кузьминки. Именно усилиями тренеров «волгоградки» трасса периодически готовится. Однако проблем у трассы предостаточно: это и гуляющие с собаками и без, и чистящие парковые дорожки тракторы, и машины, объезжающие по лесу пробки! По словам местного тренера Екатерины Борисовны Ватамановской нередко дети на спусках чуть не натыкались на едущие автомобили, принадлежащие в том числе и сотрудникам милиции. Приехав проверить состояние дел в Кузьминках лично, я трассы не нашел, точнее нашел какие-то куски от неё, но как проходит полный круг, так и не понял. Вывод напрашивается сам собой: кататься тут можно лишь если у вас есть знакомый, который покажет вам круг, а также если добраться в более подходящее место невозможно. Конечно, очень жаль, что так происходит, потому что территория парка позволяет создать огромную и очень интересную трассу. Действующая «трешка» занимает лишь малую часть его территории.
Лыжная база в парке также отсутствует, поэтому катание на ней возможно только для автовладельцев или жителей окрестных домов. Однако если человек живет на другой стороне леса, то добраться до трассы ему будет совсем не просто.

*   *   *

Посёлок Восточный

пос. Восточный, ул. Хвойная

Андрей Краснов

Трасса в поселке Восточный — типичная московская трасса: почти везде равнина, довольно узко (ширина 1,5-3 метра), на деревьях краской промаркированы круги и срезки. Сам круг более-менее ухожен и накатывается довольно регулярно, в местах перехода трассы через канал сделаны деревянные мосты. В конце круга неподалеку от стадиона насыпана искусственная гора, на которую заведена петля трассы. Этот последний подъем напоминает подъем от плотины в Красногорске — то есть длинный и довольной крутой.
У трассы также есть вся необходимая инфраструктура, только для лыжников она недоступна. На территории стадиона расположен шикарный новенький многоэтажный ФОК, однако зайти туда, переодеться, оставить там вещи, принять душ и даже посетить туалет нельзя. Поэтому создается впечатление, что лыжники на территории стадиона — чужие. Единственное, можно зайти в кафе, а также на улице стоят передвижные пластиковые кабинки-туалеты. Одним из серьезных минусов трассы является её расположение. Поселок Восточный находится в нескольких километрах от МКАД по Щелковскому шоссе, знаменитому своими пробками.

*   *   *

Царицыно

ул. Прохладная

Иван Исаев

На впервые попавшего на трассу в Царицыно человека она производит двойственное впечатление. С одной стороны, её никак нельзя сравнить с трассами в Битце, Ромашково или Одинцово, эта трасса однозначно классом ниже. С другой стороны, видно, что она обустраивалась человеком с любовью, причём обустраивалась в условиях зажатости в крупном мегаполисе. Как свидетельствует на форуме skisport.ru наш форумчанин Сергей Аверьянов, обустраивается эта трасса ветеранами «Локомотива».
По сути, это поле с небольшим уклоном, на котором достаточно просторно раскинулись широко накатанные петли — там нашлось место и для конька, и для классики. На петле, ушедшей за пределы поля, обнаружился даже небольшой подъём ёлочкой, расположившийся на крутом берегу пруда, в который можно запрыгать, если вы передвигаетесь классикой, или заехать двухшажным, если двигаетесь коньком. Некоторым минусом этой трассы является пересекающая все петли трассы тропа, натоптанная наискосок через поле. 
Удобная парковка, расположившаяся буквально в 10 метрах от начала круга на улице Прохладной, удобная транспортная доступность — около 400 метров от станции метро «Царицыно» и буквально в 100 метрах от одноименной ж/д платформы.

*   *   *

СК «Кант»

м. Нагорная, Электролитный проезд д.7, корп.2 (СК «Московские Альпы»)

Иван Исаев

Трасса расположена на территории спортивного комплекса «Московские Альпы» в 5 минутах ходьбы от станции метро Нагорная. В разное время гостеприимно принимала такие известные лыжные гонки, как «Тайга-спринт» и «Мадшус-спринт». В  2009-2010 году на трассе проводились соревнования FIS. 
Протяженность трассы невелика и составляет в лучшие времена 2,5–3 км. В этом, может быть, не только её недостаток, но и немалое преимущество в условиях бесснежных московских зим — за очень небольшое время её можно полностью укрыть искусственным снегом (в «Московских Альпах» есть снежные пушки). Рельеф трассы больше подойдет для профессионалов и тренирующихся любителей. Для прогулок подойдет круг 500–800 метров, расположенный у подножия горнолыжных склонов.
 Инфраструктура трассы на Нагорной может посоперничать с Красногорском. Всё, чем пользуются горнолыжники, доступно и поклонникам беговых лыж. Освещение трассы, раздевалки с душем (150 рублей), автомобильная парковка, магазин, мастерская, кафе, ретрак. 
Конечно, нужно понимать, что «Московские Альпы» в первую очередь ориентированы на обслуживание горнолыжников. Но при определенном подходе эта трасса может превратиться со временем в настоящий рай и для поклонников беговых лыж — богатая инфраструктура и очень удачное расположение благоприятствуют этому.

*   *   *  

Материал подготовлен при участии 

А.Ариха, А.Яровикова, А.Сорокина и И.Исаева.

Иван Исаев 508 22.05.2024
Рейтинг: 0 0 0