Вообще-то у меня после каждой поездки в Европу таких карточек немало, всё это с годами копится и копится в архивах. Раньше от всех этих лыжных мостов, тоннелей, избушек, чумов с очагами и заготовленными для лыжников дровами, лыжных кафе, фонарей вечернего освещения, которым, кажется, нет конца, я испытывал почти щенячий восторг, и всё фотографировал, фотографировал, фотографировал... Потом как-то подустал всё удивляться, восхищаться, фотографировать, научился воспринимать всё это спокойнее: у них — вот так, а у нас, ну что ж — вот эдак. Так что добра этого у меня — фотографий лыжных трасс из Европы — хватает.
Но в это раз я даже не стал ничего придумывать, не стал «лопатить» архивы, а просто залез в компьютере в ближайшую папку под названием «Леви-2011». В следующем номере журнала должен будет выйти мой репортаж об апрельской поездке в этот финский город и об участии в лыжном марафоне «Leviloppet». Но там, в этой папке, так много красивых карточек, что если я возьму из неё пять-шесть, от этого репортажа, право, не убудет...
Мне хотелось показать вам, что в оборудовании лыжной трассы нет ничего мудрёного, это не бином Ньютона. Но при этом нужно понимать, что оборудовать лыжную трассу — это всё-таки и не воткнуть полтора десятка табличек со словами «лыжная трасса» в придорожные сугробы.
*
Лыжная трасса — это всегда довольно широкая, спрофилированная бульдозером просека. Иногда эта просека, если она пересекает какой-то склон, становится полкой (см. предыдущий разворот, снимок слева), то есть становится вырезанной в теле склона, обычно в ней предусматриваются водоотводы — никакой объём дождевой или талой воды эту полку не смоет, не уничтожит. В случае пересечения с автомобильными дорогами лыжная трасса обычно уходит либо на мост над магистралью, либо ныряет в тоннель под магистраль. И в любом, абсолютно в любом зарубежном городе, будь то Финляндия или Норвегия, Швеция или Германия, Италия или Австрия, Франция или Чехия часть (иногда — весьма значительная часть) лыжных трасс — освещена.
* * *
Послесловие из мая 2024 года
Я выложил эту статью из журнала «Лыжный спорт» №53 за 2011 год спустя тринадцать лет после публикации (в мае 2024-го). И мне захотелось её немного дополнить, чтобы в ней была информация не только о лыжных мостах, тоннелях и полках, но и о фантастическом изобретении финнов – многочисленных чумах, приютах, местах отдыха, располагающихся сбоку от лыжни (летом – сбоку от пешеходной тропы). Нижерасположенные снимки – из Вуокатти 2010-го года и Леви - 2011-го.
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Лыжное "кафе"
Ну, как кафе? Именно что "кафе", то есть в кавычках. Работает это так: местный фермер оборудует на солнечном месте на берегу озера точку отдыха: лавочки, пеньки с прибитой на эти пеньки пенкой (чтобы пятой точке было тепло). Подвозит сюда с утра на снегоходном прицепе несколько термосов с напитками, пакетированными соками, булками, шоколадками, галетами. Вы сами наливаете себе напиток и берёте то, что вам нужно, расплачиваясь по тарифу "Два евро за любую единицу продукции". Тут же лежит коробка с надписью "Касса", куда люди кладут свои деньги и берут в случае необходимости из этой же коробки сдачу.
*
*