Трансляции
  • Нет ни одной трансляции.
  • Иван Исаев

А как в Финляндии обустраивают беговые лыжные трассы?

Опубликовано: Журнал №53

Лыжная трасса в этом месте проходит вон там, по мосту, поверх автомобильной дороги.
Лыжная трасса в этом месте проходит вон там, по мосту, поверх автомобильной дороги. Иван Исаев
Вообще-то у меня после каждой поездки в Европу таких карточек немало, всё это с годами копится и копится в архивах. Раньше от всех этих лыжных мостов, тоннелей, избушек, чумов с очагами и заготовленными для лыжников дровами, лыжных кафе, фонарей вечернего освещения, которым, кажется, нет конца, я испытывал почти щенячий восторг, и всё фотографировал, фотографировал, фотографировал... Потом как-то подустал всё удивляться, восхищаться, фотографировать, научился воспринимать всё это спокойнее: у них — вот так, а у нас, ну что ж — вот эдак. Так что добра этого у меня — фотографий лыжных трасс из Европы — хватает. 
Лыжная полка. Конкретно эта полка сделана по принципу эстакады, то есть это настил, который опирается на стальные "ноги-швеллеры". Как видите, эстакада эта довольно прочная (по ней ходит ратрак) и оборудована сбоку сеткой — чтобы никто случайно не упал с трассы вниз по склону. Трасса, как видите, освещена. Ничего особенного, но если просто понатыкать табличек в снег вдоль по склону, такого точно не получится.
Лыжная полка. Конкретно эта полка сделана по принципу эстакады, то есть это настил, который опирается на стальные "ноги-швеллеры". Как видите, эстакада эта довольно прочная (по ней ходит ратрак) и оборудована сбоку сеткой — чтобы никто случайно не упал с трассы вниз по склону. Трасса, как видите, освещена. Ничего особенного, но если просто понатыкать табличек в снег вдоль по склону, такого точно не получится. Иван Исаев
Но в это раз я даже не стал ничего придумывать, не стал «лопатить» архивы, а просто залез в компьютере в ближайшую папку под названием «Леви-2011». В следующем номере журнала должен будет выйти мой репортаж об апрельской поездке в этот финский город и об участии в лыжном марафоне «Leviloppet». Но там, в этой папке, так много красивых карточек, что если я возьму из неё пять-шесть, от этого репортажа, право, не убудет...
Лыжный тоннель. Я был в Леви в середине апреля. Как объяснили мне местные жители, в этот год в Леви пришла на редкость ранняя весна. Как видите, на лыжной трассе уже видны массивные проплешины. Но приглядитесь, и вы увидите по взрыхлённому снегу — здесь только что прошёл ретрак. Я стою на центральной улице Леви и здесь, на виду у магазинов, дорогих бутиков, ресторанов и жилых домов, прямо параллельно этой центральной улице проходит лыжная трасса. Ретрак переваливается-переезжает через такие вот проплешины и, когда выбирается на монолитную снежную подушку, опять опускает фрезу и резак и обновляет снежное покрытие под конёк, нарезает свежую лыжню под классику. И так — каждый день. Я катался там по весеннему раздолью этих трасс, и каждый день — по свеженарезанной лыжне, несмотря на то, что солнце и ранняя по меркам Леви весна делали своё дело. //Но суть даже не в лыжне. Приглядитесь — в этом месте трасса ныряет в специальный лыжный тоннель. Как видите, в оборудовании этого тоннеля под асфальтовым полотном дороги нет ничего сложного. Но лыжникам не нужно снимать лыжи, чтобы перейти через дорогу, а ратраку не нужно выезжать на асфальт — комфортно, безопасно, с заботой о людях.
Лыжный тоннель. Я был в Леви в середине апреля. Как объяснили мне местные жители, в этот год в Леви пришла на редкость ранняя весна. Как видите, на лыжной трассе уже видны массивные проплешины. Но приглядитесь, и вы увидите по взрыхлённому снегу — здесь только что прошёл ретрак. Я стою на центральной улице Леви и здесь, на виду у магазинов, дорогих бутиков, ресторанов и жилых домов, прямо параллельно этой центральной улице проходит лыжная трасса. Ретрак переваливается-переезжает через такие вот проплешины и, когда выбирается на монолитную снежную подушку, опять опускает фрезу и резак и обновляет снежное покрытие под конёк, нарезает свежую лыжню под классику. И так — каждый день. Я катался там по весеннему раздолью этих трасс, и каждый день — по свеженарезанной лыжне, несмотря на то, что солнце и ранняя по меркам Леви весна делали своё дело. //Но суть даже не в лыжне. Приглядитесь — в этом месте трасса ныряет в специальный лыжный тоннель. Как видите, в оборудовании этого тоннеля под асфальтовым полотном дороги нет ничего сложного. Но лыжникам не нужно снимать лыжи, чтобы перейти через дорогу, а ратраку не нужно выезжать на асфальт — комфортно, безопасно, с заботой о людях.Иван Исаев
Мне хотелось показать вам, что в оборудовании лыжной трассы нет ничего мудрёного, это не бином Ньютона. Но при этом нужно понимать, что оборудовать лыжную трассу — это всё-таки и не воткнуть полтора десятка табличек со словами «лыжная трасса» в придорожные сугробы. 
Эта молодая семья так лихо катилась по лыжне, что мне пришлось даже ускориться, чтобы проехать вперёд, успеть вытащить фотоаппарат и сделать этот снимок. Да, если вы думаете, что в санках — один ребенок, то вы ошибаетесь, их там двое. Впереди сидит более старший, а сзади — совсем ещё младенец, спит себе сном праведника, ни о чём пока не думает. На этом снимке можно рассмотреть и саму трассу: она не очень широка, всего метра четыре. Тем не менее, как видите, на ней слева есть лыжня для классики, справа — тоже лыжня для классики, а в середине — накатанное полотно для конька. Данный участок трассы предназначен для двустороннего катания (потому и лыжней две: слева и справа), в Финляндии это довольно распространенное явление. Таким образом, прогулочных трасс становится словно бы вдвое больше — сегодня вы проехали по этому кругу по часовой стрелке, а завтра — наоборот, и круг изменился до неузнаваемости.
Эта молодая семья так лихо катилась по лыжне, что мне пришлось даже ускориться, чтобы проехать вперёд, успеть вытащить фотоаппарат и сделать этот снимок. Да, если вы думаете, что в санках — один ребенок, то вы ошибаетесь, их там двое. Впереди сидит более старший, а сзади — совсем ещё младенец, спит себе сном праведника, ни о чём пока не думает. На этом снимке можно рассмотреть и саму трассу: она не очень широка, всего метра четыре. Тем не менее, как видите, на ней слева есть лыжня для классики, справа — тоже лыжня для классики, а в середине — накатанное полотно для конька. Данный участок трассы предназначен для двустороннего катания (потому и лыжней две: слева и справа), в Финляндии это довольно распространенное явление. Таким образом, прогулочных трасс становится словно бы вдвое больше — сегодня вы проехали по этому кругу по часовой стрелке, а завтра — наоборот, и круг изменился до неузнаваемости. Иван Исаев
*
Другой лыжный мост, через другую автомобильную дорогу. Как видите, снег на нём уже растаял, но трасса жива, обслуживается, нарезается, по этому мосту и по сей день каждое утро проезжает ретрак. Здесь лишь нужно снять лыжи, перейти на другую сторону дороги, и можно снова продолжать прогулку.Да, и ещё одна деталь: мост не чисто лыжный, а комбинированный, лыжники по нему должны двигаться по левой стороне, а снегоходы — по правой (таблички видите?). А после моста лыжная и снегоходная трассы снова разойдутся в разные стороны, чтобы в следующий раз пересечься очень нескоро, или даже вообще уже не пересекаться.
Другой лыжный мост, через другую автомобильную дорогу. Как видите, снег на нём уже растаял, но трасса жива, обслуживается, нарезается, по этому мосту и по сей день каждое утро проезжает ретрак. Здесь лишь нужно снять лыжи, перейти на другую сторону дороги, и можно снова продолжать прогулку.Да, и ещё одна деталь: мост не чисто лыжный, а комбинированный, лыжники по нему должны двигаться по левой стороне, а снегоходы — по правой (таблички видите?). А после моста лыжная и снегоходная трассы снова разойдутся в разные стороны, чтобы в следующий раз пересечься очень нескоро, или даже вообще уже не пересекаться. Иван Исаев
Лыжная трасса — это всегда довольно широкая, спрофилированная бульдозером просека. Иногда эта просека, если она пересекает какой-то склон, становится полкой (см. предыдущий разворот, снимок слева), то есть становится вырезанной в теле склона, обычно в ней предусматриваются водоотводы — никакой объём дождевой или талой воды эту полку не смоет, не уничтожит. В случае пересечения с автомобильными дорогами лыжная трасса обычно уходит либо на мост над магистралью, либо ныряет в тоннель под магистраль. И в любом, абсолютно в любом зарубежном городе, будь то Финляндия или Норвегия, Швеция или Германия, Италия или Австрия, Франция или Чехия часть (иногда — весьма значительная часть) лыжных трасс — освещена.

*   *   *

Послесловие из мая 2024 года

Я выложил эту статью из журнала «Лыжный спорт» №53 за 2011 год спустя тринадцать лет после публикации (в мае 2024-го). И мне захотелось её немного дополнить, чтобы в ней была информация не только о лыжных мостах, тоннелях и полках, но и о фантастическом изобретении финнов – многочисленных чумах, приютах, местах отдыха, располагающихся сбоку от лыжни (летом – сбоку от пешеходной тропы). Нижерасположенные снимки – из Вуокатти 2010-го года и Леви - 2011-го.
Этот чум расположен на большом 24-километровом круге, огибающем сопки Moykynvaara, Lehtovaara и Porttivaara. Сколько я ни езжу в Вуокатти, всегда стараюсь в него зайти хотя бы раз, разжечь огонь в очаге, поджарить сосиски, посидеть, почитать книгу отзывов…
Этот чум расположен на большом 24-километровом круге, огибающем сопки Moykynvaara, Lehtovaara и Porttivaara. Сколько я ни езжу в Вуокатти, всегда стараюсь в него зайти хотя бы раз, разжечь огонь в очаге, поджарить сосиски, посидеть, почитать книгу отзывов… Иван Исаев
*
Этот чум – не совсем чум, а целый небольшой такой комплекс сооружений: кроме собственно самого чума, в котором можно отдохнуть и обогреться, здесь есть ещё туалет, дровник, мусорник, стол с лавками неподалёку от чума на открытом воздухе.
Этот чум – не совсем чум, а целый небольшой такой комплекс сооружений: кроме собственно самого чума, в котором можно отдохнуть и обогреться, здесь есть ещё туалет, дровник, мусорник, стол с лавками неподалёку от чума на открытом воздухе. Иван Исаев
*
Справа - дровник с общественным топором, который никто не крадёт - он живёт здесь много лет. Позади дровника слева - мусорник (деревянный ящик с крышкой), а в кадр не попал туалет, скрывающийся за дровником чуть правее мусорника.
Справа - дровник с общественным топором, который никто не крадёт - он живёт здесь много лет. Позади дровника слева - мусорник (деревянный ящик с крышкой), а в кадр не попал туалет, скрывающийся за дровником чуть правее мусорника. Иван Исаев

*
Вот так выглядит очаг. В чуме всегда есть несколько шпаг-шампуров, на которых удобно жарить сосиски, а также несколько поворотных решёток, которые расположены на разной высоте над углями.
Вот так выглядит очаг. В чуме всегда есть несколько шпаг-шампуров, на которых удобно жарить сосиски, а также несколько поворотных решёток, которые расположены на разной высоте над углями. Иван Исаев
*
Немудрёный «чумовой» перекус: болгарский перец (он не мнётся и не давится в рюкзаке), жареная сарделька, чёрный финский хлеб-лепёшка, яблоко.
Немудрёный «чумовой» перекус: болгарский перец (он не мнётся и не давится в рюкзаке), жареная сарделька, чёрный финский хлеб-лепёшка, яблоко. Иван Исаев
*
Жена и сын читают, что написано в книге отзывов. В 2010 году, когда сделаны эти снимки, отзывов на русском языке там было немало.
Жена и сын читают, что написано в книге отзывов. В 2010 году, когда сделаны эти снимки, отзывов на русском языке там было немало. Иван Исаев
*
Снимок сделан 12 апреля, днём стоят плюсовые температуры, уже всё течёт, но финны каждый день выезжают на трассу на ратраке и готовят её, пробивая тут и там в ледяном фирне канавки для спуска талых вод – чтобы трасса прожила ещё один день, а потом – ещё один, и ещё один… // После того, как этот большой 24-километровый круг полностью придёт в негодность (растает) ещё минимум 7-10 дней будет жить и готовиться ратраком малый "спортивный" круг, проложенный по подушке из искусственного (пушечного) снега.
Снимок сделан 12 апреля, днём стоят плюсовые температуры, уже всё течёт, но финны каждый день выезжают на трассу на ратраке и готовят её, пробивая тут и там в ледяном фирне канавки для спуска талых вод – чтобы трасса прожила ещё один день, а потом – ещё один, и ещё один… // После того, как этот большой 24-километровый круг полностью придёт в негодность (растает) ещё минимум 7-10 дней будет жить и готовиться ратраком малый "спортивный" круг, проложенный по подушке из искусственного (пушечного) снега. Иван Исаев
*
Благодаря таким канавкам, отводящим с лыжной трассы талую воду, она (трасса) точно проживёт ещё как минимум несколько дней.
Благодаря таким канавкам, отводящим с лыжной трассы талую воду, она (трасса) точно проживёт ещё как минимум несколько дней. Иван Исаев
*
Лыжные приюты бывают разной конструкции. На данном фото – полуоткрытая кота (хижина) с очагом посередине. Благодаря такой конструкции вы сидите у костра вроде как на улице, но при этом и словно бы в помещении – тепло отражается от полукровли коты и приятно греет спину.
Лыжные приюты бывают разной конструкции. На данном фото – полуоткрытая кота (хижина) с очагом посередине. Благодаря такой конструкции вы сидите у костра вроде как на улице, но при этом и словно бы в помещении – тепло отражается от полукровли коты и приятно греет спину. Иван Исаев
*
Это тоже полуоткрытая кота, но уже немного иной конструкции. Этот снимок я сделал по пути туда, рано утром (в этот день я отправился в лыжный поход в точку). Когда возвращался через несколько часов назад, картина в коте была совсем иной (см. фото ниже).
Это тоже полуоткрытая кота, но уже немного иной конструкции. Этот снимок я сделал по пути туда, рано утром (в этот день я отправился в лыжный поход в точку). Когда возвращался через несколько часов назад, картина в коте была совсем иной (см. фото ниже). Иван Исаев
*
Та же кота через несколько часов. Как видите, в околообеденное время кота гораздо более востребована.
Та же кота через несколько часов. Как видите, в околообеденное время кота гораздо более востребована.Иван Исаев
*
Это не кота, и не «полукота», а просто лавочки на лыжном маршруте, обращённые к солнцу. Здесь приятно передохнуть, понежившись на весеннем солнышке.
Это не кота, и не «полукота», а просто лавочки на лыжном маршруте, обращённые к солнцу. Здесь приятно передохнуть, понежившись на весеннем солнышке. Иван Исаев

Лыжное "кафе"

Ну, как кафе? Именно что "кафе", то есть в кавычках. Работает это так: местный фермер оборудует на солнечном месте на берегу озера точку отдыха: лавочки, пеньки с прибитой на эти пеньки пенкой (чтобы пятой точке было тепло). Подвозит сюда с утра на снегоходном прицепе несколько термосов с напитками, пакетированными соками, булками, шоколадками, галетами. Вы сами наливаете себе напиток и берёте то, что вам нужно, расплачиваясь по тарифу "Два евро за любую единицу продукции". Тут же лежит коробка с надписью "Касса", куда люди кладут свои деньги и берут в случае необходимости из этой же коробки сдачу. 
Лыжное "кафе" на берегу озера.
Лыжное "кафе" на берегу озера. Иван Исаев
*
То же "кафе", но вид уже от лавочек на озеро.
То же "кафе", но вид уже от лавочек на озеро.Иван Исаев
*
А это, собственно, как раз и есть "кафе". В маленьких термосах - кофе, чай, какао, в большом термосе - кипяток, тут же - пакетированные соки, булки, галеты, шоколадки - всё по 2 евро. Тут же коробка-касса, куда люди кладут деньги.
А это, собственно, как раз и есть "кафе". В маленьких термосах - кофе, чай, какао, в большом термосе - кипяток, тут же - пакетированные соки, булки, галеты, шоколадки - всё по 2 евро. Тут же коробка-касса, куда люди кладут деньги.Иван Исаев

*   *   *

Продолжение темы

В бумажной версии журнала "Лыжный спорт" №53 эта статья была частью целого блока статей, посвящённого проблеме подготовки лыжных трасс в г.Москве. С первой статьёй этого блока вы можете познакомиться тут: 
1. 766? 16! На стол мэру Собянину.
А с продолжением темы - тут: 
3. 766 лыжных трасс и троп г. Москвы по версии Москомспорта;
4. 16 лыжных трасс г.Москвы по версии журнала "Лыжный спорт"

 *   *    *

Что ещё почитать на эту тему?


Готовим лыжные трассы правильно. Рассказывает член лыжного клуба "Ромашково", первый российский чемпион мира по лыжному ориентированию Иван Кузьмин.

Иван Исаев 5120 19.05.2024
Рейтинг: +3 +3 0