Лыжная трасса в этом месте проходит вон там, по мосту, поверх автомобильной дороги. Иван ИсаевВообще-то у меня после каждой поездки в Европу таких карточек немало, всё это с годами копится и копится в архивах. Раньше от всех этих лыжных мостов, тоннелей, избушек, чумов с очагами и заготовленными для лыжников дровами, лыжных кафе, фонарей вечернего освещения, которым, кажется, нет конца, я испытывал почти щенячий восторг, и всё фотографировал, фотографировал, фотографировал... Потом как-то подустал всё удивляться, восхищаться, фотографировать, научился воспринимать всё это спокойнее: у них — вот так, а у нас, ну что ж — вот эдак. Так что добра этого у меня — фотографий лыжных трасс из Европы — хватает. Лыжная полка. Конкретно эта полка сделана по принципу эстакады, то есть это настил, который опирается на стальные "ноги-швеллеры". Как видите, эстакада эта довольно прочная (по ней ходит ратрак) и оборудована сбоку сеткой — чтобы никто случайно не упал с трассы вниз по склону. Трасса, как видите, освещена. Ничего особенного, но если просто понатыкать табличек в снег вдоль по склону, такого точно не получится. Иван ИсаевНо в это раз я даже не стал ничего придумывать, не стал «лопатить» архивы, а просто залез в компьютере в ближайшую папку под названием «Леви-2011». В следующем номере журнала должен будет выйти мой репортаж об апрельской поездке в этот финский город и об участии в лыжном марафоне «Leviloppet». Но там, в этой папке, так много красивых карточек, что если я возьму из неё пять-шесть, от этого репортажа, право, не убудет... Лыжный тоннель. Я был в Леви в середине апреля. Как объяснили мне местные жители, в этот год в Леви пришла на редкость ранняя весна. Как видите, на лыжной трассе уже видны массивные проплешины. Но приглядитесь, и вы увидите по взрыхлённому снегу — здесь только что прошёл ретрак. Я стою на центральной улице Леви и здесь, на виду у магазинов, дорогих бутиков, ресторанов и жилых домов, прямо параллельно этой центральной улице проходит лыжная трасса. Ретрак переваливается-переезжает через такие вот проплешины и, когда выбирается на монолитную снежную подушку, опять опускает фрезу и резак и обновляет снежное покрытие под конёк, нарезает свежую лыжню под классику. И так — каждый день. Я катался там по весеннему раздолью этих трасс, и каждый день — по свеженарезанной лыжне, несмотря на то, что солнце и ранняя по меркам Леви весна делали своё дело. //Но суть даже не в лыжне. Приглядитесь — в этом месте трасса ныряет в специальный лыжный тоннель. Как видите, в оборудовании этого тоннеля под асфальтовым полотном дороги нет ничего сложного. Но лыжникам не нужно снимать лыжи, чтобы перейти через дорогу, а ратраку не нужно выезжать на асфальт — комфортно, безопасно, с заботой о людях.Иван ИсаевМне хотелось показать вам, что в оборудовании лыжной трассы нет ничего мудрёного, это не бином Ньютона. Но при этом нужно понимать, что оборудовать лыжную трассу — это всё-таки и не воткнуть полтора десятка табличек со словами «лыжная трасса» в придорожные сугробы. Эта молодая семья так лихо катилась по лыжне, что мне пришлось даже ускориться, чтобы проехать вперёд, успеть вытащить фотоаппарат и сделать этот снимок. Да, если вы думаете, что в санках — один ребенок, то вы ошибаетесь, их там двое. Впереди сидит более старший, а сзади — совсем ещё младенец, спит себе сном праведника, ни о чём пока не думает. На этом снимке можно рассмотреть и саму трассу: она не очень широка, всего метра четыре. Тем не менее, как видите, на ней слева есть лыжня для классики, справа — тоже лыжня для классики, а в середине — накатанное полотно для конька. Данный участок трассы предназначен для двустороннего катания (потому и лыжней две: слева и справа), в Финляндии это довольно распространенное явление. Таким образом, прогулочных трасс становится словно бы вдвое больше — сегодня вы проехали по этому кругу по часовой стрелке, а завтра — наоборот, и круг изменился до неузнаваемости. Иван Исаев* Другой лыжный мост, через другую автомобильную дорогу. Как видите, снег на нём уже растаял, но трасса жива, обслуживается, нарезается, по этому мосту и по сей день каждое утро проезжает ретрак. Здесь лишь нужно снять лыжи, перейти на другую сторону дороги, и можно снова продолжать прогулку.Да, и ещё одна деталь: мост не чисто лыжный, а комбинированный, лыжники по нему должны двигаться по левой стороне, а снегоходы — по правой (таблички видите?). А после моста лыжная и снегоходная трассы снова разойдутся в разные стороны, чтобы в следующий раз пересечься очень нескоро, или даже вообще уже не пересекаться. Иван ИсаевЛыжная трасса — это всегда довольно широкая, спрофилированная бульдозером просека. Иногда эта просека, если она пересекает какой-то склон, становится полкой (см. предыдущий разворот, снимок слева), то есть становится вырезанной в теле склона, обычно в ней предусматриваются водоотводы — никакой объём дождевой или талой воды эту полку не смоет, не уничтожит. В случае пересечения с автомобильными дорогами лыжная трасса обычно уходит либо на мост над магистралью, либо ныряет в тоннель под магистраль. И в любом, абсолютно в любом зарубежном городе, будь то Финляндия или Норвегия, Швеция или Германия, Италия или Австрия, Франция или Чехия часть (иногда — весьма значительная часть) лыжных трасс — освещена.
* * *
Послесловие из мая 2024 года
Я выложил эту статью из журнала «Лыжный спорт» №53 за 2011 год спустя тринадцать лет после публикации (в мае 2024-го). И мне захотелось её немного дополнить, чтобы в ней была информация не только о лыжных мостах, тоннелях и полках, но и о фантастическом изобретении финнов – многочисленных чумах, приютах, местах отдыха, располагающихся сбоку от лыжни (летом – сбоку от пешеходной тропы). Нижерасположенные снимки – из Вуокатти 2010-го года и Леви - 2011-го. Этот чум расположен на большом 24-километровом круге, огибающем сопки Moykynvaara, Lehtovaara и Porttivaara. Сколько я ни езжу в Вуокатти, всегда стараюсь в него зайти хотя бы раз, разжечь огонь в очаге, поджарить сосиски, посидеть, почитать книгу отзывов… Иван Исаев* Этот чум – не совсем чум, а целый небольшой такой комплекс сооружений: кроме собственно самого чума, в котором можно отдохнуть и обогреться, здесь есть ещё туалет, дровник, мусорник, стол с лавками неподалёку от чума на открытом воздухе. Иван Исаев* Справа - дровник с общественным топором, который никто не крадёт - он живёт здесь много лет. Позади дровника слева - мусорник (деревянный ящик с крышкой), а в кадр не попал туалет, скрывающийся за дровником чуть правее мусорника. Иван Исаев
* Вот так выглядит очаг. В чуме всегда есть несколько шпаг-шампуров, на которых удобно жарить сосиски, а также несколько поворотных решёток, которые расположены на разной высоте над углями. Иван Исаев* Немудрёный «чумовой» перекус: болгарский перец (он не мнётся и не давится в рюкзаке), жареная сарделька, чёрный финский хлеб-лепёшка, яблоко. Иван Исаев* Жена и сын читают, что написано в книге отзывов. В 2010 году, когда сделаны эти снимки, отзывов на русском языке там было немало. Иван Исаев* Снимок сделан 12 апреля, днём стоят плюсовые температуры, уже всё течёт, но финны каждый день выезжают на трассу на ратраке и готовят её, пробивая тут и там в ледяном фирне канавки для спуска талых вод – чтобы трасса прожила ещё один день, а потом – ещё один, и ещё один… // После того, как этот большой 24-километровый круг полностью придёт в негодность (растает) ещё минимум 7-10 дней будет жить и готовиться ратраком малый "спортивный" круг, проложенный по подушке из искусственного (пушечного) снега. Иван Исаев* Благодаря таким канавкам, отводящим с лыжной трассы талую воду, она (трасса) точно проживёт ещё как минимум несколько дней. Иван Исаев* Лыжные приюты бывают разной конструкции. На данном фото – полуоткрытая кота (хижина) с очагом посередине. Благодаря такой конструкции вы сидите у костра вроде как на улице, но при этом и словно бы в помещении – тепло отражается от полукровли коты и приятно греет спину. Иван Исаев* Это тоже полуоткрытая кота, но уже немного иной конструкции. Этот снимок я сделал по пути туда, рано утром (в этот день я отправился в лыжный поход в точку). Когда возвращался через несколько часов назад, картина в коте была совсем иной (см. фото ниже). Иван Исаев* Та же кота через несколько часов. Как видите, в околообеденное время кота гораздо более востребована.Иван Исаев* Это не кота, и не «полукота», а просто лавочки на лыжном маршруте, обращённые к солнцу. Здесь приятно передохнуть, понежившись на весеннем солнышке. Иван Исаев
Лыжное "кафе"
Ну, как кафе? Именно что "кафе", то есть в кавычках. Работает это так: местный фермер оборудует на солнечном месте на берегу озера точку отдыха: лавочки, пеньки с прибитой на эти пеньки пенкой (чтобы пятой точке было тепло). Подвозит сюда с утра на снегоходном прицепе несколько термосов с напитками, пакетированными соками, булками, шоколадками, галетами. Вы сами наливаете себе напиток и берёте то, что вам нужно, расплачиваясь по тарифу "Два евро за любую единицу продукции". Тут же лежит коробка с надписью "Касса", куда люди кладут свои деньги и берут в случае необходимости из этой же коробки сдачу. Лыжное "кафе" на берегу озера. Иван Исаев* То же "кафе", но вид уже от лавочек на озеро.Иван Исаев* А это, собственно, как раз и есть "кафе". В маленьких термосах - кофе, чай, какао, в большом термосе - кипяток, тут же - пакетированные соки, булки, галеты, шоколадки - всё по 2 евро. Тут же коробка-касса, куда люди кладут деньги.Иван Исаев
* * *