Опубликовано: Журнал №53
Эти люди развезут по всему свету свои впечатления, они расскажут о вашей стране на лыжных сайтах, в блогах и Фейсбуке – вам нужно быть готовыми к этому наплыву, нужно суметь показать и Дёмино, и Рыбинск, и Ярославль с самой лучшей стороны.
С почетным членом комиссии FIS по массовым марафонским гонкам и членом исполкома «Worldloppet» Патриком Филдом (Patrick Field) мы познакомились более 12 лет назад — в 1999 году он приезжал в Россию на Марафон Праздника Севера с целью понять — может ли стать эта гонка членом «Worldloppet». Помню, мы опубликовали в «Л.С.» №14 полный отчёт инспекторов WL о гонке 1999 года, опубликовали список пожеланий инспекторов WL из пяти пунктов, суть которых сводилась к следующему:
С первыми четырьмя пунктами мурманчане расправились играючи, а вот последний, пятый, оказался самым трудным — без привлечения каких-то серьёзных дополнительных ресурсов иметь на финише столь удалённой от центра европейской части России гонки более тысячи человек...1. Гонка должна проходить не по двум, а по одному кругу;
2. Нужен дополнительный пункт питания на 10-м километре;
3. На старте и на трассе необходимо организовать сервис по смазке лыж и замене поломанного инвентаря;
4. На старте необходимо информировать участников о состоянии погоды — как текущем, так и о прогнозе на ближайшие часы;
5. На финише гонки должно быть не менее 1.000 человек на протяжении, как минимум, трёх лет подряд перед включением гонки в календарь «Worldloppet».
*
*
*
— Педи, вы хоть помните нашу прошлую встречу в Мурманске, наш журнал? — улыбаюсь я.
— Конечно, помню. Я тогда по глупости увязался с вами на просмотр трассы, — улыбается Педи. — Ох и укатали вы меня в тот раз. А потом вы прислали мне домой номер журнала со статьёй и моими фотографиями в журнале — он до сих пор хранится у меня в доме.
Мы оба смеёмся. Столько лет прошло, но Педи, получается, не забывает старых знакомых.
— Вы впервые в Дёмино? На Кубок мира сюда ни разу не приезжали?
— Нет, не приезжал, здесь я впервые, хотя много читал о Дёмино и видел телевизионные трансляции с соревнований Кубка мира.
— И каковы ваши впечатления от этого места применительно именно к марафону?
— Мне кажется, что в России сейчас нет другого места, где бы могло проходить столь масштабное событие. Великолепная стартовая площадка, хорошо продуманные и организованные транзитная зона, старт и финиш — всё понятно и логично. Довольно широкие и хорошо подготовленные трассы, насколько я заметил — у участников не было проблем с обгоном. То есть все необходимые базовые условия для того, чтобы гонка росла, развивалась, здесь есть.
— 13 лет назад мы с вами встречались в Мурманске на Марафоне Праздника Севера, который тогда так же, как сегодня Дёминский, рассматривался как наиболее вероятный кандидат в «Worldloppet». Что, по вашему мнению, у Мурманска тогда не получилось?
— Я не могу точно сказать вам, почему Мурманск всё же не стал членом «Worldloppet», но одна из проблем, с которой, по-видимому, столкнулся оргкомитет, лежит на поверхности и заключается она в том, что доехать до Мурманска не так-то просто. Что касается каких-то сугубо лыжных, спортивных составляющих, то там тоже хороший стадион, тоже хорошая трасса, и тот марафон вполне мог развиваться и стать в итоге членом «Worldloppet». Скорее всего, оргкомитет столкнулся с комплексом проблем, связанных с финансами, логистикой, большой удалённостью от центра России и Европы. Не думаю, что это связано с самой гонкой — она была прекрасно организована.
— У нас в России сейчас идёт дискуссия — каким быть Дёминскому марафону — то ли ему оставаться коньковым в расчёте на основную российскую массу лыжников, которая предпочитает именно этот стиль передвижения, то ли проводить эту гонку классикой в расчёте на норвежцев и других скандинавов, которые гипотетически могут сюда приехать. Ведь скандинавам нужна именно классика и, поговаривают, именно из-за классики сюда их могут приехать тысячи, если эта гонка станет этапом WL.
— Я анализировал количество участников в «Worldloppet» в прошлом году. Всего в этапах WL приняло участие около 100.000 человек, и 75.000 из них были классистами. Правда, я понимаю, что эта пропорция носит несколько искусственный характер, потому что значительный процент приверженцев классики даёт всего-навсего один этап — Васалоппет. То есть в странах Скандинавии, Финляндии классика очень популярна и, если вы хотите видеть здесь тысячи лыжников из этих стран, вам надо ориентироваться на проведение ещё и классической гонки. Но если брать не по количеству участников, а по самим этапам, то сейчас в «Worldloppet» коньковых и классических гонок проводится поровну, примерно по 50%. Если в Дёмино проводится коньковая гонка, и в России наиболее популярен коньковый стиль, то, видимо, именно коньковая гонка и имеет право на существование? Или работать в том же направлении, что и организаторы польской «Bieg Piastov»: они в субботу проводят классическую гонку, а в воскресенье — коньковую.
*
— Есть ли в WL аналог такой же закрытой для иностранцев страны, как Россия? Не станет ли проблема получения виз непреодолимой преградой на пути увеличения количества иностранных участников?
— Россия известна трудностью получения виз, и эти визы довольно дорогие. Сейчас идёт большая дискуссия по поводу зарубежных зрителей в Сочи-2014 и на чемпионате мира по футболу 2018 года — возможно, из-за этих двух событий у вас в стране скоро что-то поменяется, и всё будет гораздо проще. Может быть, появится какой-то инструмент упрощённого получения виз именно для спортсменов? Я не знаю. Но это, конечно, очень важно. Причём не только для Дёминского марафона, но и для организаторов соревнований в других городах России, в том числе и по другим видам спорта. Мы, например, перед этой поездкой очень долго получали свои визы, и от нас это потребовало много времени и сил. Конечно, это проблема. Но мы понимаем, что оргкомитет Дёминского марафона сам по себе не решит эту проблему — это проблема государства в целом.
— Вам удалось прокатиться по трассе марафона?
— Да, я проехал вчера весь круг.
— Сколько вам лет?
— 76.
— Ого! Это не было трудно?
— Ну, на самом деле трасса довольно простая, немножко было подъёмов на второй части гонки, но я в этом году уже проехал три марафона, так что я подготовлен.
— Каким стилем вы прошли этот круг?
— Конечно, классическим (улыбается).
— Получается, вы стали нарушителем регламента нынешнего Дёминского марафона?
— Почему? Гонка ведь проводится свободным стилем, который подразумевает возможность использовать и классику (мы все смеемся).
— Это нормально, что круг идёт одной петлёй, возвращается на стадион, снова уходит и снова возвращается к стадиону? Всего, получается, гонка делает четыре петли вокруг стадиона. Это плохо или хорошо для марафона уровня WL?
— В прошлом я всегда рекомендовал, чтобы трасса была сделана одним кругом. Если у тебя принимает участие в гонке большое количество людей, всегда возникает ситуация, при которой быстрые гонщики настигают медленных, и тогда-то на трассе и начинаются неприятности. Но здесь я был удивлен тем, что этой проблемы практически не возникло, поскольку трасса раскатана довольно широко: медленные лыжники спокойно идут в транзитный коридор и уходят на следующий круг, быстрые — проходят на финиш. И, конечно, для зрителей такой вариант гораздо интереснее.
— Есть ли в WL хоть одна гонка, которая проходила бы дважды по одному кругу?
— Такое случается, когда организаторы тех или иных марафонов имеют проблемы со снегом. Например, «Konig Ludvig Lauf» из-за бесснежья иногда проводится по одному кругу дважды.
— Это нормально, или это всё же вещь, от которой марафону надо избавляться?
— На самом деле, вся проблема двух кругов связана только с одним аспектом — не мешают ли быстрые гонщики медленным и наоборот, когда они начинают пересекаться на втором круге. Если эта ситуация не возникает, то тогда и проблемы нет. Поскольку здесь, в Дёмино, эту проблему смогли решить, трасса здесь реально широкая, и транзитная зона хорошо оборудована, здесь есть нормальный уход на второй круг, то я в этом проблемы не вижу. Я всегда был против двух кругов, но в Дёмино был приятно удивлен тем, что здесь эта проблема сведена к минимуму.
— Я видел, как вы сегодня на старте брали разделительные фишки и переставляли их, расширяя стартовый коридор, который, оказывается, был слишком узким для участников. Какие ещё недостатки вы заметили при проведении этого марафона? Приоткройте нам немножечко завесу над тайной — что вы будете писать в своём отчёте после этой поездки в Россию?
— Я напишу, конечно, положительный отчёт об этой гонке. Есть небольшие детали, нюансы, которые мы обязательно ещё будем обсуждать с организаторами. Если ещё поработать над этими мелочами, какими-то второстепенными деталями, тогда у вас будет классный продукт.
— Сегодня на старт этой гонки вышло около 1.300 человек, на финише было 1.193. Каковы ближайшие шаги WL по включению Дёминского марафона в WL, и на что можем рассчитывать мы, россияне?
— Оргкомитет Дёминского марафона уже сделал формальную заявку на членство в WL. В этом году в июне на нашей встрече всё это будет серьёзно обсуждаться, представители всех 15 гонок-членов WL после моего доклада должны будут принять совместное решение по поводу Дёминского марафона. Но я уже сегодня могу поделиться с вами своим мнением и наблюдениями: конечно же, «Worldloppet» очень хочет, чтобы Россия была в этой большой интернациональной семье лучших лыжных марафонов мира. И если мой доклад будет воспринят положительно, мы, вероятно, в следующем году пришлём в Рыбинск инспектирующую группу из 3–4 человек, представляющих разные оргкомитеты и разные страны. И если не случится чего-то форс-мажорного, чрезвычайного, с большой долей вероятности в 2013 году Дёминский марафон станет членом WL.
Но вам нужно ещё поработать над вопросами размещения иностранцев, продумать схему перемещения участников между аэропортами и гостиницами, между гостиницами и местом старта, между местом старта и местами проведения экскурсий. Но если все эти вопросы будут решены, я думаю, Дёмино сразу очень добавит в количестве участников, особенно в первые годы. 100.000 человек мира «Worldloppet» увидят в календаре WL новую гонку и, конечно же, многие из них сразу захотят сюда приехать, посмотреть, что это такое. Например, польская «Bieg Piastov» после того, как стала членом Worldloppet, в первый же год после вступления в эту организацию получила дополнительных 2.000 иностранных участников. Возможно, в Дёмино 2.000 человек сразу же не приедет по причинам, которые мы с вами обсудили чуть раньше, но в том, что это будет как минимум несколько сотен человек со всех концов света, я не сомневаюсь. Эти люди сразу же развезут по всей планете свои впечатления, они расскажут о Дёминском марафоне на лыжных сайтах, в блогах и Фейсбуке, и вам очень важно суметь быть готовыми к этому наплыву иностранных участников, нужно суметь показать и Дёмино, и Рыбинск, и Ярославль в самом лучшем свете.
Дёмино, март 2011