Прошедшей зимой в Москве случилось привычное: заместитель мэра г. Москвы Людмила Швецова в самом начале зимы заявила, что у нас в городе — 161 лыжная трасса. Но не успели стихнуть столь же привычные смешки и подколки по этому поводу в Интернете, как чиновники спорткомитета г. Москвы буквально через пару недель отчитались о запущенных в городе... уже 766 лыжных трассах! Тут уже и смеяться стало невозможно, потому что цифра 766 так же далека от реальности, как и 766 тысяч или 766 миллионов. Мы даже решили опубликовать в этом номере журнала данный список из 766 лыжных трасс для истории, но найти его так и не сумели. На сайте Москомспорта удалось обнаружить лишь список без сквозной нумерации (видимо, чтобы сложнее было подсчитать) по округам, включающий даже кусочки по 0,2, 0,3, 0,4 км, включающий школьные легкоатлетические стадионы, пруды, речки, каналы... Но при переделке списка в файл со сквозной нумерацией (см. этот документ на стр. 106) обнаружилось, что в нём на самом деле... всё равно их только 227.
Впрочем, спортивные чиновники во все времена — и при Брежневе, и при Андропове с Черненко, и при Горбачёве с Ельциным, а теперь вот и при Путине с Медведевым насчитывали у нас городе сотни лыжных трасс, что никогда не имело ничего общего с реальным положением вещей. Это такая, знаете, наша старинная русская национальная забава с поправкой на московские реалии — они сами себе десятилетиями рисуют лыжных трасс столько, сколько им захочется, а мы над ними десятилетиями посмеиваемся. И так на протяжении всех этих лет мы живём с ними в этом городе в абсолютно параллельных, не пересекающихся измерениях: они — со своими сотнями виртуальных лыжных трасс, а мы — не имея ни одной реальной.
Но в этом году город возглавил С.Собянин. В связи с этим в столице началось какое-то движение, шевеление, причём началось это шевеление и в связи с лыжными трассами, зазвучали цифры одна невероятнее другой, и мы задались вопросом: а сколько в Москве существует реальных лыжных трасс, и есть ли таковые в принципе? Понятно, что чиновникам Москомспорта наши подсчёты никогда не были нужны. Но всё же новый мэр, новая метла, новые подходы... А вдруг пригодится?
И мы решились. Понятно, что нормальных лыжных трасс в том понимании, которое вкладывают в этот термин люди во всём мире, в городе нет ни одной. То есть нет у нас в городе лыжных просек шириной хотя бы 3–4 метра, по которым лыжню мог бы прокладывать ретрак и по которым можно было бы передвигаться на лыжах и коньком, и классикой. Нет у нас лыжных трасс, которые были бы разведены в парках с пешеходными дорожками, не посыпались бы песком, а с автомобильными дорогами пересекались бы с помощью мостов и тоннелей. И всё-таки, пусть с поправкой на российские реалии, ну хоть каких-то лыжных трасс, пусть даже шириной в 1,5–2 метра — сколько?!
*
*
*
Мы договорились с Андреем Красновым, автором этого обзора, о том, что выработаем свои, «московские» критерии понятия «лыжная трасса». Понятно, что чиновники, отчитываясь перед Собяниным о запущенных 766 лыжных трассах, посчитали все парки, скверы, бульвары, газоны, пруды, речки и каналы — то есть любые мало-мальски припорошенные снегом места, где люди сами, безо всякого участия Москомспорта, натаптывают «лыжные тропы». Но таких — к которым ни разу не прикоснулась рука Москомспорта и которые ни разу не видели ни рубля и даже ни копейки из бюджета города — можно с лёгкостью насчитать абсолютно любое количество, хоть миллион. А вот сколько в Москве реальных трасс — то есть мест, к обустройству которых регулярно прикасается рука человека с лопатой, кусторезом, пилой и топором? Сколько их — мест, где лыжная трасса готовится — не скажу, чтобы ретраком (потому что для Москвы это прозвучит абсолютно диковинно, почти неправдоподобно) — но хотя бы с помощью снегохода, резака и бороны?
И мы решили, что если где-то лыжная трасса накатывается снегоходом, время от времени прорезается резаком или снегоход готовит коньковую основу с помощью бороны — то вот это (ещё раз повторю — с поправками на московские реалии) и будет нами считаться лыжной трассой.
Скажу сразу и честно: таких мест оказалось неожиданно много. Я полагал, что у нас в городе лыжных трасс от силы 3–4–5. Оказалось — 16! И эта цифра — самая большая неожиданность для меня при подготовке этого материала. Вот Москомспорту каким-то образом обустроить бы эти, уже существующие трассы. Помочь со снегоуплотняющей техникой, оборудованием, местами хранения снегоходов и ретраков тем людям, которые там сейчас реально что-то делают. Облагородить, обустроить эти места — позаботиться о парковках для автомобилей, раздевалках, туалетах, камерах хранения, прокате, точках общепита. В условиях мегаполиса такие лыжные трассы абсолютно точно нуждаются в полном или частичном огораживании (подобно тому, как огораживаются по периметру футбольные поля и легкоатлетические стадионы), а в местах пересечения с автомобильными и пешеходными дорога-ми — в мостах или тоннелях. Всё это — азбука, всё это в мире давным-давно делается, и только мы в России идём, как всегда, собственным путём, оборудуя лыжные трассы не с помощью бульдозера и ретрака, не с помощью тоннелей и мостов в местах пересечений с другими транспортными артериями, а с помощью... тысяч табличек, воткнутых в придорожные сугробы. Между тем, при том объёме финансирования, что имеется у Москомспорта на эти цели, оборудовать полтора десятка лыжных трасс — не скажу, что легко — для этого понадобятся и деньги, и люди, разбирающиеся в предмете (там предстоит большая работа), но всё же вполне реально.
Немного истории
...Лет около 30 назад я впервые узнал, что в Москве проложено... 140 освещённых лыжных трасс. На дворе был то ли 1980-й, то ли 1981 год — закат брежневской эпохи, закат социализма. А мне — действующему тогда кандидату в мастера спорта по лыжным гонкам, коренному москвичу, выросшему в этом городе, казалось, что освещённых лыжных трасс у нас в городе — ни одной.
Уже тогда я был студентом журфака МГУ, сотрудничал с «Комсомольской правдой» и потому отправился на интервью к тогдашнему председателю спорткомитета г. Москвы А.Н.Ковалёву. Так вот, когда он узнал о том, что я собираюсь писать критический материал на эту тему, он по-товарищески посоветовал мне быть поосторожнее с возможной критикой, поскольку, по его мнению, любой бульвар со стоящими вдоль него фонарями и натоптанной жителями города лыжнёй можно запросто считать освещённой лыжной трассой.
Понимаете, какая штука, Сергей Семенович, когда я писал заметку об очковтирательстве в исполнении чиновников спорткомитета г.Москвы на стыке 70-х и 80-х, мне было 19 лет. Сегодня — 50. И все эти тридцать с лишним лет я слышу и читаю о том, что они делают для нас сотни лыжных трасс. Я ни секунды не сомневаюсь, что когда мне будет 60, 70, или даже 80 (если доживу), они всё так же будут заботливо «прокладывать» для нас сотни этих виртуальных лыжных трасс, а нам — как в конце 70-х, как в двухтысячных, так и в две тысячи сороковых кататься будет — совершенно негде.
Думаю, эту ситуацию не сможет исправить никто и ничто. Ни при каких правителях, ни при каких генсеках, царях или президентах эти люди не научатся говорить и писать правду, не научатся делать дело. Когда им будут сверху вставлять «пистон», как сделали это минувшей зимой вы, они не будут покупать снегоходы и ретраки для прокладки лыжни, они не придут к тем людям, которые реально что-то делают на местах, с вопросом: «чем помочь?», они, как в этом году, изготовят несколько тысяч табличек, и с этими табличками выйдут в московские парки и скверы с вопросом к катающимся: «А где тут лыжня?». Вот где люди катаются, там они свои таблички в снег и воткнут, а вам отрапортуют о запуске 766 трасс.
Я отчётливо понимаю, что так было, есть и будет всегда, и изменить это положение вещей сможет разве что чудо. И многим показалось в этом году, что это чудо всё-таки произошло. Это чудо, уж простите за пафос — ваш приход в город. Ну, если не чудо (это слово в данной ситуации звучит, наверное, и вправду излишне пафосно), то, во всяком случае, шанс. И этот шанс хочется использовать.
Я не хочу за вас прогнозировать, что именно и кому конкретно вы скажете, и какие поручения при этом дадите. Но программа действий может быть достаточно ясная:
Битца
Немедленно вмешаться в ситуацию с застройкой зоны отдыха «Битца». «Битца» — лучшая лыжная трасса Москвы, то немногое, что у нас ещё осталось, и это сейчас — самая болезненная, самая кровоточащая рана московского лыжного спорта. Я знаю, что вы отдали распоряжение начальнику Департамента природопользования г.Москвы Антону Кульбачевскому разобраться с ситуацией в Битце, и мы сейчас находимся с ним в контакте, наши сегодняшние отношения можно назвать конструктивными. Но Антон Кульбачевский распоряжается землями только «старой Москвы». Между тем, большая часть трассы в зоне отдыха «Битца» проходит по территории новой, присоединяемой части Москвы. Там сейчас началась просто какая-то вакханалия — мало того, что под шумок пытаются построить целый жилой квартал в самом центре будущего мультиспортивного парка «Битца» (нарушив при этом кучу законов и наплевав на общественное мнение), мало того, что они уничтожают место, которое де-юре и де-факто на протяжении нескольких десятилетий было местом отдыха двух или трёх миллионов москвичей (Ясенево, Северное и Южное Бутово, Тёплый стан, Коньково, Северное и Южное Чертаново), так они сейчас начали распродавать Бутовский лес на участки под коттеджное строительство. Не верите? Загляните на сайт публичной кадастровой карты России — лес уже нарезан на участки по 10 соток. Впрочем, чтобы не искать, я воспроизведу здесь для вас иллюстрацию.
Нужно объявить мораторий на любое строительство в этом месте, поскольку оно ущемляет интересы сотен тысяч и даже миллионов москвичей, нужно провести всесторонний анализ ситуации и понять — каким образом далее использовать это поистине уникальное место, эту «жемчужину» новой Москвы, расположившуюся в самом её центре.
16 лыжных трасс столицы
Нужно обиходить имеющиеся 16 лыжных трасс столицы. Купить ретраки, оборудовать для них места стоянки, выделить ставки для людей, которые будут обслуживать эту технику и готовить трассы, убедиться, что при каждой лыжной трассе появились: а) парковки для автомобилей, б) раздевалки, в) туалеты. Это — программа-минимум. Программа-максимум включает в себя оборудование: г) пунктов сервиса, д) пунктов проката, е) точек общепита, ж) спортивных магазинов. Я не думаю, что на 12-миллионный город 16 нормально оборудованных лыжных трасс — это много.
16 + 34 = 50
Понять, какие скверы, бульвары и парки, кроме этих 16, могут быть приспособлены для подготовки лыжных трасс. Не думаю, что их может быть 766. Но 2–3–4 десятка — вполне возможно. Не исключено, что значительная доля таких лыжных трасс должна располагаться поблизости от ДЮСШ, культивирующих лыжный спорт. Эти лыжни можно готовить как стационарной, прикрепленной к данному конкретному месту техникой, так и передвижным способом: в грузовик или на открытую платформу грузится лёгкий ретрак, который объезжает эти места (предположим, раз в неделю) и прокладывает коньковый след, нарезает лыжню. Нужно не так уж много: некоторое количество техники и ставки для людей, которые этим будут заниматься, и силами двух-трёх передвижных бригад можно будет поддерживать в порядке два-три десятка небольших, компактных лыжных трасс.
Вместе с областью
Разработать совместную с правительством Московской области программу эксплуатации подмосковных лыжных трасс, оборудования лыжней «выходного дня», к которым москвичи и жители Подмосковья смогут добираться автомобилями и электричками. Если войти в контакт с областью, то можно прокладывать большое количество лыжней, которые будут идти на десятки километров от одного населенного пункта до другого.
Лыжни-хорды
Ещё одним возможным вариантом решения этой проблемы может стать сооружение лыжней-плетей, лыжней-хорд, начинающихся в спальных районах Москвы и уходящих по специальным лыжным мостам через МКАД в подмосковные леса. Это — непросто, это — не дёшево, но и город наш непростой, в нём живёт 12 с лишним миллионов человек. Можно начать хотя бы с Битцевского лесопарка — соединить его через МКАД с Бутовским лесом, круги можно накрутить — пальчики оближешь — в десятки километров. Провести эксперимент, откатать модель, а в случае успеха перенести потом этот опыт на другие районы столицы.
Понятные правила игры
Очень важный пункт, который, быть может, нужно было вообще назвать самым первым: разработать чёткие правила существования лыжных трасс на территории парков, лесопарков и скверов города Москвы. Понятно, что в парке, располагающемся в таком крупном мегаполисе, как Москва, лыжная трасса не может не создавать определённые помехи другим категориям жителей. Значит, нужно научиться учитывать интересы разных групп людей, нужно научиться разводить лыжные трассы с автомобильными и пешеходными дорожками с помощью мостов, тоннелей и заградительной сетки. Эта мера среди какой-то части населения может оказаться непопулярной, но она абсолютно необходима — так делают во всём мире: там, где проходит лыжная трасса, люди не ходят пешком, не гуляют с собаками, не катаются на лошадях, мотоциклах, квадроциклах, снегоходах и снегокатах (кстати, и наоборот — на снегоходных трассах вы не увидите лыжников). И уж конечно, там, где проходит лыжная трасса, никому в голову не придёт чистить снег тракторами и посыпать пересекающие лыжные трассы дорожки песком, как сплошь и рядом делается в Москве.
Сергей Семёнович, знаю, что в департаменте природопользования г. Москвы уже вовсю работают, уже вовсю рисуют лыжные трассы на территории московских парков, чтобы снова отчитаться перед вами о проделанной работе. Как рисуют? Понятно как — именно по пешеходным дорожкам парков. Тем самым дорожкам, что зимою будут старательно чистить тракторами и посыпать песком, тем самым дорожкам, что очень хорошо приспособлены для передвижения пешеходов, и совершенно не приспособлены для передвижения лыжников. Туда, в департамент природопользования, ну хотя бы пару лыжников-профессионалов. Взяли бы хоть того же президента клуба «Альфа-Битца» Геннадия Ивановича Бочарова консультантом на ставку — количество глупости уменьшилось бы не в разы — в десятки раз.
*
И напоследок
И уже самое последнее, Сергей Семенович. Может, встретимся? Повторю: московское лыжное сообщество воспринимает ваш приход в этот город как шанс. Но шанс — это такая штука, которая не лежит на полке годами и десятилетиями. Сегодня этот шанс есть, а завтра его уже не стало, уже стал не актуален, уже испарился. Нужно постараться шанс, так неожиданно представившийся всем нам, обязательно использовать.
Иван ИСАЕВ, главный редактор журнала «Лыжный спорт», мастер спорта СССР по лыжным гонкам, член президиума Федерации лыжных гонок Москвы в период 2000 – 2008 гг.
* * *
Продолжение темы
В бумажной версии журнала "Лыжный спорт" №53 эта статья имела продолжение в виде ещё трёх материалов - вы имеете возможность ознакомиться и с ними, перейдя по нижерасположенным ссылкам: