Опубликовано: Журнал №43
Вы можете представить, чтобы лыжные гонки (например, этапы Кубка мира) демонстрировались на наших главных эфирных телеканалах с такой же регулярностью и в таком же объёме, как биатлон, хоккей, футбол, баскетбол, волейбол? Подчеркну: на наших ведущих каналах, охватывающих всё население страны, а не на кабельных, спутниковых каналах или «Спорте», распространяющем свой сигнал примерно на третью часть жителей России. Диапазон ответов легко предсказуем. От «совсем трёхнулся» до «пусть хоть на каком-нибудь бесплатном покажут».
А вот мне довелось превратиться в наивного мечтателя после того, как я увидел телевизионное чудо в Казахстане. Кстати, эфирных, то есть общедоступных, бесплатных каналов в этой стране не меньше, чем в России. На одном из основных каналов в течение трёх с половиной недель, в прайм-тайм с 20.00 до 22.00, ежедневно, в прямом эфире, без рекламы велись двухчасовые трансляции велосипедной многодневной гонки «Vuelta»!!!
Впрочем, для некоторых европейских стран показ велотуров, кубковых лыжных этапов на ведущих каналах (про биатлон даже не упоминаю, и так всё ясно) — хорошо известная практика. Но я не случайно привёл пример нашего восточного соседа. Ведь Россия — пока всё же больше Азиопа, чем Евразия.
Но ещё больше я удивился и осознал несбыточность своих мечтаний, когда узнал, что эти телевизионные репортажи организовала Федерация велосипедного спорта Казахстана. Купила права на телепоказ и договорилась с общенациональным каналом. Цена вопроса — смехотворная. Не могу её обнародовать, но скажу, что она в разы (!) меньше той суммы, что заплатили устроители последнего роллерного «Спринта на Дворцовой» телеканалу «Спорт» за два непрямых показа по одному часу скромных соревнований на лыжероллерах.
При чём здесь велоспорт? Позвольте развернуто не отвечать на этот возможный вопрос. Убеждён, что сравнение с лыжными гонками в данном случае актуально и оправдано.
По-разному проникают в российский спортивный телеэфир. Но ведь проникают! А что же лыжные гонки?
Только не говорите, что из-за низких рейтингов лыжебежцам ничего не светит. Опыт отечественного «Спринт Тура-2008», показанного на «Спорте», свидетельствует об обратном. Не весть какие выставочные соревнования, неофициальные, без массированной рекламной кампании, стоявшие в программной сетке совсем не в сладкое прайм-тайм время (в дневные часы), с первого же показа набрали самые высокие ТВ-рейтинги среди других программ канала в дни проведения Тура. Лыжники опередили и баскетболистов, и хоккеистов и даже футболистов по числу привлечённой телеаудитории. Значит, не зря старались устроители Спринт Тура во главе с Сергеем Баталовым, и на славу потрудились над телевизионной картинкой специалисты телекомпании «Югра» из Ханты-Мансийска.
Теперь я знаю: телегеничность (читай — ТВ-рейтинг) лыжебежцев не хуже любых других спортсменов. Но почему-то игровиков показывают у нас круглогодично и едва ли не еженедельно, причём не только на чемпионатах страны, но и на Кубках России, не говоря уже о международных турнирах. По-хорошему завидую волейболу и его федерации, руководители которой убедили генерального директора всероссийской телерадиокомпании «Россия» О.Добродеева стать вице-президентом их организации. Результат — налицо, а точнее — на тв-экранах, причём — регулярно.
А вот к истории с бешеной популярностью биатлона на ТВ отечественная федерация никакого отношения не имеет. Покорение биатлоном эфирного пространства началось в 2003 г., когда спортивный канал «7ТВ» решил на свой страх и риск купить телеправа на Кубок мира по биатлону. Инициатором смелого и недешёвого проекта был тогдашний главный продюсер этого канала Владимир Кузнецов. Он сумел убедить акционеров в перспективности покупки. И, наверное, сам не ожидал, что уже через пару лет биатлон станет одним из ведущих видов спорта на «семёрке». Завладевший зрительским вниманием биатлон тут же приметил новый канал «Спорт» и, по сути, отобрал права у «7ТВ», поскольку приоритет при заключении ТВ-контрактов принадлежит государственным компаниям. А «мама» «Спорта» и есть та самая государственная ВГТРК «Россия», ставшая новым правообладателем показа биатлона у нас в стране.
Союз биатлонистов России (СБР) очень радовался тотальному телевизионному нашествию биатлона. Вот только обидно было, что этот процесс проходит без какого-либо участия самой федерации. И чтобы не оставаться в стороне, руководители СБР осторожно пытались выяснить: «А сколько денег федерация может получить за показ её вида спорта на российском ТВ?». Этот вопрос мне неоднократно задавали высшие чины СБР, полагая, что можно получать дивиденды, не вложив ни рубля.
В российской федерации лыжных гонок даже этого вопроса не могут задать, потому как ничего не показывают. И добрый волшебник в лице главного продюсера, олигарха, министра почему-то не приходит.
* * *
По-разному проникают в телеэфир…..
Почему нам, беголыжникам, хронически не везёт? Как вы думаете?