Опубликовано: Журнал №43
МУКАЧЕВО — МАЛЕНЬКИЙ ОСТРОВОК ЕВРОПЫ
Семь лет назад, в 19-м номере журнала «Л.С.», мы уже рассказывали вам о фабрике FISCHER в Мукачево, но с тех пор многое изменилось на совместном украино-австрийском предприятии, где ежегодно производится уже более миллиона пар лыж… С каждым годом мукачевская фабрика всё больше растёт и развивается, поэтому мы решили отправиться в Закарпатье и посмотреть своими глазами, как же сейчас живёт когда-то главная лыжная фабрика Страны Советов, исправно снабжавшая многомиллионный СССР лыжами на протяжении десятков лет.
МОСКВА — ЛЬВОВ — МУКАЧЕВО
Поездка в Мукачево состоялась глубокой осенью... В Москве лили проливные дожди, на улице была слякоть, а солнце не выглядывало из-за облаков. Уже чувствовалось дыхание приближающейся зимы, а покрытые по утрам ледяной коркой лужи давали понять, что тёплые солнечные деньки далеко позади.
Мы сели в самолёт. Сквозь дымку и туман с трудом можно было разглядеть фюзеляжи соседних авиалайнеров. По иллюминаторам стекали ручейки дождевой воды, и по мере набора высоты всё хуже было видно огни московских дорог и домов. Смуглое небо не позволило насладиться прекрасным видом на столицу, и мы тут же скрылись в облаках.
Не прошло и двух часов, как мы приземлились, но перед нами открылась уже совершенно другая картина: украинский город Львов встретил нас ясной погодой и лёгким тёплым ветерком, поэтому в голове непременно крутились мысли, что мы приехали куда-то на южный курорт. У выхода из аэропорта нас уже ждал фургон с надписью «FISCHER. Enjoy innovation» (»Enjoy innovation» — девиз компании FISCHER; в переводе с английского языка означает «наслаждайся инновациями». — Прим. ред.). Мы сели в машину, и впереди нас ждал долгий четырёхчасовой путь по извилистым карпатским дорогам. В Мукачево, где вот уже более десяти лет находится крупнейшая фабрика FISCHER, мы прибыли глубокой ночью, и нам ничего не оставалось, кроме как свалиться спать. На следующий день была запланирована большая экскурсия по производственным площадям мукачевской фабрики и городу, поэтому надо было набраться побольше сил.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЕВРОПЫ
Проснувшись утром от ослепляющего солнца, светившего прямо в окно, мы встали и начали готовиться к отъезду на фабрику. Жизнь города кипела, горожане ходили в рубашках с коротким рукавом и лёгких кофточках, и ничего не говорило о том, что на календаре уже середина октября. Город был очень похож на альпийскую деревушку, низкие и симпатичные здания которой напоминали чем-то архитектуру Австрии или Швейцарии, но никак не на нашу, славянскую — российскую или украинскую. Если бы не надписи на украинском языке, то я бы подумал, что оказался где-нибудь в Европе, кишащей любопытными туристами...
Как нам ни хотелось погулять по городу и погреться под нежными лучами солнца, на фабрике нас уже ждало руководство, поэтому мы позавтракали и отправились к месту назначения.
— Осень — самая лучшая пора у нас в Закарпатье, — рассказал при встрече коммерческий директор совместного украино-российского предприятия «Фишер-Мукачево» Юрий Бобыль. — Даже весной и летом не так приятно находиться на улице, как осенью, когда солнце слегка пригревает сверху, а вокруг всё цветёт разными красками.
Здесь, в Мукачево, между прочим, находится географический центр Европы. В нескольких десятках километров — границы с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией. Кому только ни принадлежало Мукачево на протяжении своей истории... Когда-то это была территория Чехии, потом — Австро-Венгрии и, наконец — СССР. Сейчас же это территория Украины. Вот и получается, что население Мукачево — 80 тысяч человек, но среди них — около 40 национальностей! У нас даже акцент отличается от других регионов страны, потому что здесь украинский язык смешан с венгерским, польским, румынским и словацким. Есть целые венгерские села, румынские, цыганские... Русских здесь также довольно много, потому что раньше в Мукачево стояла дивизия советской армии. Кстати, вы наверняка утомились ехать из Львова в Мукачево на машине... Так вот, вполне возможно, что на базе аэродрома, который остался от той дивизии, вскоре будет построен городской аэропорт. Тогда в Мукачево будет намного проще добираться, — продолжает Юрий Георгиевич.
После осмотра всех цехов фабрики и подробной экскурсии по производственным площадям все остались приятно удивлены тем, что увидели. Все — это двое представителей московской компании «Фишер-Спорт» Наталья Лукъянец и Екатерина Ежова, продакт-менеджер департамента лыжных гонок и хоккея компании «Спортмастер», самого крупного дилера продукции мукачевской фабрики в России, Андрей Легавин, а также автор этих строк, корреспондент журнала «Лыжный спорт» Андрей Арих. Техническое оснащение и квалифицированный персонал фабрики просто не могли не произвести на нас благоприятного впечатления...
Далее наш путь следовал в кабинет генерального директора совместного украино-австрийского предприятия «Фишер-Мукачево» Василия Рябича.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
— История мукачевской фабрики начинается с 1945 года, — начал свой рассказ о предприятии Василий Рябич, — но тогда фабрика находилась немного в другом месте. Нынешняя же территория, которую занимает «Фишер-Мукачево», считается уже новой. Во времена СССР фабрика должна была обеспечивать весь Советский Союз лыжным инвентарём, а потребность тогда была очень велика — 6-8 миллионов пар в год! Это было время государственных заказов, жизнь была сладкая... (улыбается). Но тогда, представьте себе, мы производили только одну модель лыж — ТИСА. Сейчас же в нашем ассортименте 200 моделей клюшек, 130 моделей беговых и 80 моделей горных лыж... И это только 410 моделей, но ведь каждая модель имеет по 6-8 ростовок и по 3-4 артикула! Притом всё ежегодно обновляется — в беговых лыжах и клюшках дизайн обновляется один раз в два года, в горных лыжах — как правило, каждый год. Меняется весь модельный ряд, мы обязательно инвестируем большие средства в производство, постоянно обновляем оборудование. Несколько лет назад мы делали даже лыжи для финских пограничников, которые были три метра длиной, а в ширину — 90 миллиметров, с насечкой. На этих трёхметровых лыжах по любому снегу — как по асфальту! (смеётся).
— Лыжи ТИСА испокон веков являются вашим брендом? Вы до сих пор производите их у себя на фабрике?
— Да, ТИСА — полностью наш бренд. Название родилось от одноименного названия реки, являющейся самой крупной в нашем регионе. Тиса течёт по границе с Румынией и дальше уходит в Венгрию. Лыжи этой марки до сих пор занимают достойную нишу в годовом объёме производимого нами инвентаря и пользуются большой популярностью в странах бывшего СНГ, в особенности, конечно, в России. Но надо также отметить, что последнее время мы экспортируем ТИСУ не только в Россию, но и на Запад.
— Опишите, пожалуйста, свой график производства. Как у вас проходит производственный год на фабрике?
— Производство у нас на фабрике длится на протяжении девяти месяцев. Пик работы приходится на период с апреля по сентябрь. В феврале традиционно проходит выставка ISPO в Мюнхене, где мы участвуем каждый год. Именно там собираются все основные заказчики нашей продукции, и именно там мы постоянно расширяем свою партнёрскую сеть, которая уже сейчас насчитывает большое количество стран по всем континентам мира.
Все лыжи у нас делаются на один год вперёд — то есть модели, которые будут продаваться в магазинах в следующем сезоне, готовы уже летом, и мы начинаем их отгружать нашим дистрибьюторам по всему миру задолго до первых холодов.
В год фабрика выпускает один миллион триста тысяч пар беговых и горных лыж, среди которых — почти все известные мировые бренды. Таким образом, каждые десять секунд на свет появляется новая лыжа, а в сутки фабрика производит шесть тысяч пар! Но это не значит, что лыжа делается за десять секунд (улыбается). Технологический процесс производства лыж — довольно продолжительный и насчитывает тридцать дней с момента поступления сырья. За эти тридцать дней лыжа проходит 300 метров производственных площадей, после чего получается конечный продукт.
— Какие страны являются потребителями вашей продукции?
— Поставки наших лыж осуществляются на все континенты и в большинство стран мира. Лыжи отсюда отправляются и в Америку, и в Европу, и в Азию, и в Скандинавию. Даже в Африку мы поставляем небольшую партию горных лыж! Кстати, вы удивитесь, но самым большим рынком горных лыж является Япония — 450 тысяч пар в год. В беговых лыжах лидером, безусловно, является Скандинавия, ведь лыжные гонки там — национальный вид спорта, и буквально каждый второй житель Норвегии, Швеции и Финляндии катается на лыжах.
— А какой процент изготовляемых лыж идёт на Украину?
— Небольшой процент... На беговых лыжах у нас практически не катаются, но мы находимся рядом с Карпатами, поэтому здесь достаточно хорошо развиты горные лыжи, и интерес к ним с каждым годом растёт. У нас идёт реклама по радио, наши магазины расположены и в Карпатах, и в других городах Украины. Если посмотреть, на чём люди здесь катаются на ближайшем подъёмнике, то вы увидите, что 98 процентов лыжников — на FISCHER (улыбается).
— Большое ли вы внимание уделяете качеству своей продукции?
— Качество — это, пожалуй, главный критерий нашей успешной работы. Это то, на что мы в самую первую очередь обращаем внимание, и во что мы ежегодно инвестируем большие средства. Контроль качества продукции проходит у нас на фабрике после каждого этапа производства вручную, а также в конце производства качество лыж проверяется по австрийским технологиям и на австрийском оборудовании.
Проверяется ударостойкость лыж в обычном состоянии и в замороженном состоянии после того, как они пролежат несколько часов в морозильной камере; также лыжи замачивают в тёплой 40-градусной воде, а затем сразу замораживают при температуре минус двадцать градусов; прогиб лыж проверяют, подвесив на колодку 17-килограммовую гирю (для горных лыж — гирю весом 34 килограмма. — Прим. ред.), после чего прогиб должен восстановиться полностью за определённый срок. И это ещё не все тесты, которые проводятся у нас в лаборатории ежедневно. Также все лыжи тестируются на практике профессиональными спортсменами в реальных условиях. Как результат мы имеем качественный продукт, который пользуется авторитетом у всех наших заказчиков.
— Какие меры вы предпринимаете, если обнаруживаете брак?
— Если на лыже обнаруживается брак, то она перерабатывается. Понятия «второго сорта» у нас не существует. Возьмём, например, Мерседес... Вы можете себе представить второсортные автомобили этой марки? Или, к примеру, такую ситуацию, что ряд автомобилей Мерседес вышел с браком, но их всё равно пустили в продажу с пометкой «второй сорт»? Такого просто быть не может! Почему? Потому что Мерседес дорожит своей репутацией. Мы тоже очень дорожим своей репутацией и имиджем, который мы заработали честным трудом за всё это время сотрудничества с FISCHER, поэтому твёрдо убеждены, что у нас не может быть понятия «второй сорт»!
Прим. автора:
Во время экскурсии по цехам из-за своего любопытства я случайно дотронулся пальцем до рельефа, нанесённого несколько секунд назад на поверхность лыжи через трафарет. Этот рельеф выполнял исключительно эстетическую функцию и наносился на лыжу для красоты. Каково же было моё удивление, когда после того, как пара «пупырышек» смазалась едва заметно для человеческого глаза, лыжа была отправлена на стенд бракованной продукции! Если честно, мне стало жутко неудобно за то, что я «обанкротил» фабрику на несколько сотен гривен... На мой взгляд, этот эпизод должен служить хорошим примером того, как дорожат наши украинские коллеги качеством своей продукции.
Надо отметить, что все наши цеха оснащены Интернет-связью и постоянно обмениваются данными с австрийской фабрикой. Таким образом, если обнаруживается какой-то брак, то вся информация сразу же поступает из цеха в головную компанию FISCHER, а производство останавливается, пока не проверятся все пары и не выяснятся обстоятельства, приведшие к браку.
На горных лыжах, в первую очередь, проверяются технические параметры, так как существует большой риск для здоровья и безопасности человека в случае поломки инвентаря.
Второй момент — внешний вид. Беговые лыжи должны, прежде всего, иметь хорошие рабочие характеристики, нежели технические параметры, так как они представляют меньший риск для здоровья спортсмена. Также важен элемент дизайна, их внешний вид. При появлении новой модели клюшек, горных или беговых лыж она обязательно проходит тестирование на снегу или на льду. С нами сотрудничают спортсмены сборных команд, а также просто профессионалы высокого класса. Например, клюшки проверяют следующим образом: стоят несколько здоровенных хоккеистов и 180 раз бьют по шайбе со всей силы, а потом ещё 120 раз «с наката», после чего клюшка не должна сломаться. Ребята говорят, что рук потом несколько дней не чувствуют после таких тестов. Есть также и специальные станки, тестирующие инвентарь.
Одним словом, мы уделяем очень большое внимание качеству. Вы спросите почему?.. Я вам расскажу небольшую историю, и, надеюсь, вы меня сразу поймёте... В начале моего пути на этой фабрике, когда я ещё находился в самом низу карьерной лестницы, у меня был один наставник... Он уже был на пенсии, когда я только родился, но я успел его застать у станка, только начав здесь работать. К тому времени он уже десятки лет трудился на фабрике слесарем. Так вот, однажды он сказал мне сделать шайбу... Я сделал, принёс ему, отдал в руки, а он посмотрел на эту шайбу пронзительным взглядом и вернул её обратно. Я спрашиваю: «Почему вы мне её возвращаете? Она вам чем-то не понравилась?». А он мне отвечает: «Почему ты фаски не снял?». «Да кто же на них будет обращать внимание, на эти фаски?!», — воскликнул я. Тогда он сказал очень важную фразу, сослужившую мне впоследствии хорошую службу... Именно в этой фразе кроется принцип нашего производства сегодня. Он ответил: «Слушай, ты принципиально не прав. Если ты будешь выбирать, что нужно, а что не нужно, то ты можешь не угадать и выполнить свою работу некачественно. А если ты научишься делать только так и никак иначе, то тогда то, что ты будешь производить, будет всегда иметь стопроцентное качество».
Надо сказать, что эта философия мне сразу очень приглянулась. Теперь я пытаюсь привить эту психологию своим сотрудникам, чтобы у них не было такого понимания, как раньше: если на экспорт, то делаем добросовестно, а всё остальное — как получится. Сейчас у нас на фабрике всё иначе: не важно — ТИСА или FISCHER, на экспорт или на импорт — фаску, как говорится, надо снять обязательно! И всё, дело с концом!
Сегодня среди наших партнёров — всемирно известные компании Audi и BMW, а они, поверьте, очень ценят качество и надёжность. Я думаю, что это может служить хорошим примером результатов нашей работы. Все эти компании чересчур придирчивы к своим партнёрам и могут даже за одну неправильно повешенную табличку в цехе не согласиться на сотрудничество.
— А каким образом вы сотрудничаете с Audi и BMW? Выходит, что не только производство спортивного инвентаря развито у вас на фабрике?
— Для Audi и BMW мы производим карбоновые детали корпуса автомобиля. Точнее говоря, пока мы получаем детали из Европы и делаем только их отделку, но в ближайшее время начнём производить их сами.
— Насколько я знаю, вы также производите на фабрике фанеру?..
— Да, помимо спортивного инвентаря и карбоновых деталей для автомобилей, на фабрике производится фанера. Вообще FISCHER имеет четыре направления деятельности: самолётостроение, автомобилестроение, трикотаж и спортивный инвентарь. Если самолётостроения и производства трикотажа мы пока не освоили, то всё остальное на нашей фабрике уже в полной мере представлено.
Наше предприятие растёт на глазах. Так, с 2002 года ежегодно открывается новый цех, и ожидается всё большее расширение. Сейчас площадь фабрики равна 14 гектарам, а персонал насчитывает 1300 человек.
— Сильно ли сказывается на производстве бесснежная погода зимой, которая последнее время всё больше беспокоит лыжников многих европейских стран?
— Погода действительно сильно сказывается на производстве. Например, в прошлом году многие фабрики вынуждены были сократить объём изготовляемой продукции на 30 — 40 процентов, но нас, к счастью, это не коснулось — мы произвели только на 6 — 7 процентов меньше лыж, чем обычно. Вообще больше всего бесснежье ударило по тем людям, которые хотели инвестировать деньги в горнолыжные курорты в Украине. Они задумались, а стоит ли это делать — высоты-то ведь у нас не альпийские... В Европе есть правило: ниже 1500 метров не вкладывать деньги, потому что ниже зимы просто не бывает. Вот у нас, например, зима длится две недели, и только в горах можно потом увидеть снег.
— С такой короткой зимой вам впору производить лыжероллеры...
— Мы хотели этим заниматься, как, впрочем, и изготовлением спортивных луков, ведь плечи лука аналогичны концам лыж, но когда речь заходила об объёмах, то интерес сразу пропадал. Лыжи мы производим за миллион пар и, конечно, не хотелось бы мелочиться, ограничиваясь несколькими десятками тысяч лыжероллеров или луков в год.
— Какой процент изготовляемой вами продукции занимают горные лыжи, а какой — беговые лыжи?
— Горные лыжи — 40 процентов, беговые лыжи — 60 процентов. И по лыжам, и по клюшкам у нас на фабрике производятся почти все известные мировые бренды. На фабрике имеются возможности для обеспечения полного технологического процесса — от переработки сырья до изготовления готовой продукции, поэтому всё производство находится здесь, и к тому же разработки зачастую — мукачевские.
— Какие лыжи производить сложнее — горные или беговые?
— Тяжело ответить на этот вопрос. Производство беговых лыж — более трудоёмкий и продолжительный процесс за счёт более длительной процедуры покраски. Беговую лыжу надо покрасить семь раз, да и к тому же в производстве беговых лыж очень важно сохранение их рабочих характеристик. Но зато в производстве горных лыж используются более дорогие материалы.
— Вы сами на лыжах катаетесь?
— Физической нагрузки и так хватает (улыбается). Я тут недавно подсчитал, что, так как площадь нашего предприятия составляет, как я уже сказал, 14 гектаров, в день мне приходится проходить как минимум семь километров только по территории фабрики! Ну, а «максимума» — не существует (улыбается). Я прихожу на работу в 7 часов утра, за час обхожу всё производство, собираю оперативную информацию, и в 8 начинается плановый рабочий день. Кстати, в Австрии одно время в ход пустили даже маленькие самокаты с небольшими колёсиками. На них и передвигались все сотрудники из соображения экономии сил и времени, но эти самокаты продержались только полтора года, а потом их списали.
А если серьёзно, то на горных лыжах я иногда катаюсь. На беговых тоже стараюсь кататься уже второй год, но не так часто получается. У нас неподалёку от фабрики есть два отдельных спуска, предназначенных специально для сотрудников нашего предприятия. Поблизости также есть стадион с освещением, и когда есть снег, там прокладывают лыжню. Бывает, я прихожу туда рано утром или поздно вечером, когда никого нет, и катаюсь.
СТАБИЛЬНОСТЬ И УВЕРЕННОСТЬ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ
— Фабрика «Фишер-Мукачево» — на очень хорошем счету у местного населения, — не без гордости продолжает Василий Рябич. — Даже когда наши сотрудники берут кредиты в банках, то при указании в качестве места работы фабрики «Фишер-Мукачево», банк практически с закрытыми глазами выдаёт деньги. Однажды этим начали пользоваться какие-то самозванцы — выписывали справки с печатью фабрики и поддельной подписью директора, а потом продавали их потенциальным кредиторам, и им охотнее соглашались выдать кредит. Потом к нам обратился ряд банков с известием о том, что, мол, ваши сотрудники не возвращают деньги. Мы проверили и оказалось, что справки — поддельные!
Или вот ещё любопытная история... Знакомые моих друзей, молодая пара, начали встречаться, и девушка повела молодого человека к своим родителям знакомиться. Мама спрашивает, серьёзно ли у них всё или нет, как будут строиться отношения, ну и всё в таком духе. Отец спрашивает, где молодой человек работает... Когда девушка сказала, что он работает на нашей фабрике, «Фишер-Мукачево», отец воскликнул: «Да что ты думаешь?! Выходи скорее замуж!» (смеётся). В Мукачево действительно все понимают, что наша фабрика — это стабильность и уверенность в завтрашнем дне, у нас работают наиболее оплачиваемые сотрудники в городе и прилегающих к нему районах.
Наше предприятие стабильно является одним из крупнейших налогоплательщиков в Закарпатье. Пример «Фишер-Мукачево», которое не использует возможностей ни одного из специальных льготных законов, является показательным для области. Этот пример лишний раз подтверждает, что в Закарпатской области можно эффективно работать.
— А вы сами подбираете персонал или с вами сотрудничают какие-то кадровые агентства?
— Свой персонал мы подбираем сами. Наша индустрия — вообще уникальная, здесь нельзя брать людей со стороны. Мы готовим персонал и здесь, и за границей, инвестируем большие деньги в обучение сотрудников. Наши люди вообще очень ценятся во всей Европе. Многих сотрудников мукачевской фабрики приглашают работать в Австрию. На первый взгляд кажется: а что тут сложного — делать лыжи? Но всё не так просто... Производство лыж — это сложный технологический процесс, и для того, чтобы воспитать настоящего мастера, из-под рук которого будет выходить качественный инвентарь, должно пройти немало лет.
— Сколько лет вы уже являетесь директором фабрики?
— На фабрике я работаю более тридцати лет. Я пришёл сюда сразу после школы, но директором стал как раз с того момента, когда было основано совместное украино-австрийское предприятие, то есть 13 лет назад. Вся моя сознательная жизнь прошла на этой фабрике, теперь и сын тоже пошёл по моим стопам и сразу после учёбы стал сотрудником «Фишер-Мукачево».
ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ
— Что изменилось на фабрике за последние годы?
— Если сравнить фабрику времён 90-х годов с фабрикой сегодняшнего дня, то удивлению не будет предела. Это всё равно что сравнить старый проводной телефон с мобильным смартфоном нынешнего поколения — прогресс невероятный! Принципиально изменилось всё: и оборудование, и требования к людям, и сами люди, и технологии производства, и культура производства, а также многое другое. Знаете, вот раньше ГАЗ-24 был пределом мечтаний для каждого автолюбителя, все только о нём и думали! Но время идёт, и посмотрите, какие автомобили сейчас уже производят... Вот вы бы катались на одной и той же модели десять лет? Наверное, нет. Для того чтобы производство было востребованным и актуальным, ты должен постоянно меняться и развиваться. Либо ты принимаешь этот темп, либо ты останавливаешься в развитии.
Раньше нам даже покормить и разместить гостей негде было. Мы возили их для этого в Ужгород! Сейчас же мы построили свою гостиницу, свою столовую. Одним словом, изменилось всё, как день и ночь.
Приятно осознавать, что даже культура людей меняется... Помню, как мы только начинали окультуривать производство и высаживали розы на территории фабрики. Высаживаем 50 роз, а на следующий день 30 роз нет. Я всё думал, когда же людям, наконец, надоест вырывать их из клумб?! Прошло несколько лет, и мы от этого избавились — люди перестали этим заниматься. Мы меняемся к лучшему: и менталитет, и профессионализм людей претерпевает изменения. Мы инвестируем и инвестируем деньги, проходит продолжительное время, и только потом мы получаем результат. Эти процессы — очень инерционные, нельзя получить всё и сразу.
Вообще, если смотреть на лыжную индустрию только с точки зрения бизнеса, то это будет неправильно. Надо иметь творческий подход. Не всегда имеешь результат, который хочешь, мгновенно. Если в лыжную индустрию приходит чистый прагматик, то его менталитет здесь не срабатывает. Это как и в самом спорте: надо инвестировать в спортсмена, который выстрелит не завтра, и не послезавтра, а, дай Бог, через несколько лет. И то, только в том случае, если правильно выстроить работу.
— Какого принципа вы придерживаетесь при инвестировании в тот или иной проект?
— Принцип простой: вложение денег должно быть оправданным. Мы стараемся максимально гармонично развиваться. В первую очередь, мы инвестируем деньги в техническую составляющую — оборудование, затем — в социальную составляющую, потом — во внутренний климат, который существует.
Вот, например, на территории фабрики вы видели прокатный пункт лыж для сотрудников... С одной стороны, может показаться: зачем надо было тратить на это деньги? Строить помещение, закупать инвентарь, платить зарплату людям... А ведь инвентарь выдаётся нашим сотрудникам совершенно бесплатно, поэтому окупиться этот проект никак не может. Но нам важно другое: этот проект окупится за счёт того, что наши сотрудники станут на голову выше в понимании того, что они производят здесь на фабрике.
У нас периодически проводятся чемпионаты фабрики по разным видам спорта, в том числе и по лыжам, сами сотрудники также обязательно тестируют продукцию на себе, чтобы прочувствовать, как работают лыжи, как они скользят, в чём всё-таки суть этого продукта. Я глубоко убеждён, что качественно производить продукт, не зная, что он из себя представляет — невозможно. Другое дело — производить его, понимая, что необходимо получить и каким требованиям продукт должен соответствовать.
Кстати, у нас на фабрике — безотходное производство. Опилки и другие отходные материалы от производства лыж, клюшек и фанеры используются для отопления. Специально для этого мы приобрели большой котёл для их сжигания. Инвестиции составили полмиллиона евро (!), но они также в полной мере оправдали себя: ежедневно на фабрике перерабатывается около 100 кубометров древесины, и теперь наше предприятие круглогодично обеспечено собственным теплом.
Или приведу ещё один пример... Иду я однажды на обед и бросаю взгляд на то, что едят наши сотрудники в цехах. Если раньше они ели мясо, у них было сбалансированное, полноценное питание, то сейчас — полуфабрикаты, бутерброды, булки всухомятку... Зарплата вроде относительно большая, с каждым годом повышается, но, что интересно, как бы мы её ни увеличивали, всё равно сотрудник
найдёт другие статьи расхода, но не будет тратить эти деньги на себя, на своё нормальное питание. Тогда мы решили сделать такие условия, чтобы, кроме как на питание, они эту дотацию не могли больше никак использовать. Мы удешевили питание до рекордно низких цен, и теперь люди этим пользуются. Сейчас обед в нашей столовой стоит всего одну гривну, или 0,2 доллара, при средней ежемесячной зарплате 300 долларов.
На территории фабрики у нас расположены целые продовольственные цеха: овощной, мясной, цех выпечки и другие... Мы потратили полмиллиона евро на ремонт столовой, но я уверен, что эти деньги пошли на пользу, они не были выброшены на ветер! Ведь когда сотрудник сыт и здоров, то и работа идёт как по маслу, уважение к фирме возрастает, а, следовательно, возрастает и мотивация качественно работать. Правда, после этого у нас появилась другая проблема: к нам в столовую начали ходить люди со всего города (смеётся). Милиция, таможня, налоговая — все у нас обедают! Люди спрашивают, можно ли к нам прийти поесть, а некоторые наши сотрудники едят по два раза — в обед и перед уходом домой. Таким образом, в день в столовой питаются до 1500 человек! У нас даже нет морозильных камер — все продукты привозят, и сразу же съедают!
Когда мы инвестируем в столовую, мы знаем, что мы инвестируем в здоровье и хорошее настроение людей, которые потом качественно будут выполнять свою работу. Вообще я глубоко убеждён, что человек, у которого нет надлежащих условий труда, свои негативные эмоции переносит на продукт, который он производит. Как бы вы ни старались этого не допускать, продукт не будет таким качественным, каким хотелось бы. В продукт надо вкладывать душу, любить его, и тогда он будет качественным. Необходимо создать такие условия труда, чтобы всё для сотрудников было приятно и радовало глаз.
— Сколько длится рабочий день на фабрике?
— Рабочий день длится с 6.30 до 23.30, но он разбивается обычно на две смены: кто-то работает в первую смену, а кто-то — во вторую. Бывало, нам приходилось делать и по три смены — тогда производство не останавливалось даже ночью.
Каждый сотрудник ежедневно получает 500 мл молока, несмотря на то, что производство не считается вредным, за исключением работы сварщиков. Также ежегодно мы делаем полный медосмотр всех своих сотрудников. Условия улучшаются, зарплата возрастает, культура производства тоже становится лучше.
В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Поездка в Мукачево запомнится мне надолго... Говорят, что яблоко от яблони недалеко падает, и когда я ехал на эту фабрику, я ожидал увидеть там обычную российскую действительность, как и в любой «нашей» глубинке — не важно, российской или украинской... Но я совершенно не ожидал увидеть современное предприятие, оснащённое по последнему слову техники, с высокой культурой производства, с высококвалифицированным персоналом, работающим на современном европейском оборудовании.
Я не был на фабрике FISCHER в Австрии, поэтому мне, к сожалению, не с чем сравнить, но многие признают, что производство в Мукачево ничем не уступает производству на родине FISCHER в австрийском г. Риде. Не зря ведь 60 процентов лыж этой марки изготовляются именно в Закарпатье, а в год мукачевская фабрика выпускает до 50 процентов всего лыжного инвентаря в мире! От себя лишь могу сказать, что Мукачево — это настоящий островок Европы, и здесь производятся по-настоящему качественный инвентарь, за который производители могут ручаться лично.
Андрей АРИХ
* * *
Йоханн ФИШЕР, генеральный директор ООО «Фишер-спорт»
— Я работал в Мукачево с 1992 по 2003 год, когда наша компания только начинала| сотрудничество с этой фабрикой. Первый заказ от FISCHER равнялся всего лишь одной тысяче пар лыж, а следующий уже был в двадцать раз больше! В группе под моим руководством работал один электрик и три человека на производстве. Сейчас размеры фабрики и численность персонала не идут ни в какое сравнение с теми временами: на 14 гектарах земли работают почти полторы тысячи человек!
Когда я впервые приехал в Украину, всё было совсем по-другому, нежели сейчас. Это был сентябрь 1992 года, в Закарпатье, как и во всём Советском Союзе, было очень тяжёлое время... Сложно было достать сырьё, магазинов было мало, а в тех, которые были, практически ничего нельзя было купить, постоянно отключали электричество, водоснабжение... Первое, что произвело на меня впечатление — это граница с огромной очередью и очень сложной процедурой прохождения таможенного контроля. А папиросы? Знаете, я навсегда запомнил запах папирос на фабрике в Мукачево (улыбается). Табачный дым от этих папирос был повсюду, и дышать было абсолютно невозможно! Но, несмотря на все эти сложности, у меня сохранились приятные воспоминания об этом жизненном периоде.
Вспоминая те времена, я осознаю, какой объём работы был проделан за столь короткий срок. Последний раз я был на фабрике год назад и могу с уверенностью сказать: то, что было сделано за последние годы — это фантастика! Просто в голове не укладывается!.. Сейчас уровень и качество производства в Мукачево — не хуже, чем в Риде. Во многом, это заслуга нынешнего генерального директора "Фишер-Мукачево" Василия Рябича. Я очень уважаю этого человека и признаю его большой вклад в развитие фабрики в последнее десятилетие. Василий Андреевич знает как теорию, так и практику, он знает, как общаться с людьми, знает европейский и славянский менталитеты, так как ему часто приходится работать и с теми, и с другими людьми.
Основные инвестиции компании FISCHER на сегодняшний день направлены именно на фабрику в Мукачево. Эта тенденция началась с 1992 года и, я думаю, объём инвестиций будет продолжать расти, ведь российский рынок лыжного инвентаря — очень привлекателен для нас. К тому же в Австрии производство обходится намного дороже, чем в Мукачево, а качество и в Украине, и в Австрии — практически не отличается друг от друга.
Если сравнивать Рид и Мукачево, то надо отметить, что оборудование в Мукачево, как ни странно, более современное, чем в Австрии. Это связано с тем, что фабрика в Риде уже функционирует 30 лет на одной и той же технической базе, а фабрика в Мукачево только последние десять лет начала активно развиваться и закупать новое оборудование. Также большое преимущество Мукачево состоит в том, что украинский народ — более гибкий и неприхотливый в плане рабочего графика. Если нужно выйти на вторую смену, то значит нужно! В Австрии же люди более избалованы, поэтому не всегда быстро подстраиваются под вынужденные изменения. Если прибавить к этому необходимость платить более высокую зарплату из-за соответствующего уровня цен и уровня жизни европейцев, то становится ясно, почему Мукачево так привлекательно для FISCHER и почему именно в Мукачево австрийская компания последние годы инвестирует большие средства.
* * *
Александр ЗАВЬЯЛОВ, заслуженный мастер спорта, двукратный обладатель Кубка мира, чемпион мира, призёр Олимпийских игр, эксперт по беговым лыжам ООО «Фишер-спорт»
— Первый раз в Мукачево я был в 1985 году вместе с Николаем Зимятовым. Тогда на фабрике работала только одна производственная линия, всё делалось вручную. Первое моё впечатление об этом предприятии было не самым лучшим, но если сравнить то, что я увидел тогда, с нынешнем состоянием фабрики, то просто в голове не укладывается, как она могла так сильно преобразиться.
Что мне особенно нравится — так это превосходное качество выпускаемой ими продукции. На протяжении многих лет сотрудничества с мукачевской фабрикой мы ни разу не имели никаких претензий к нашим украинским коллегам, а качество в условиях современной конкуренции — это залог успеха.
В основном, конечно, в Мукачево производятся так называемые «народные» модели для спортсменов-любителей, но также производятся и спортивные модели лыж ТИСА, которые пользуются большим спросом среди лыжников более высокого уровня. В своё время я занимался продажей ТИСЫ и предлагал эти лыжи всем, кто занимается прокатом, так как лыжи эти очень надёжные и долговечные. ТИСА сделана из качественного пластика, имеет высокую колодку, выпускается уже с накаткой... Помню, когда я ещё сам выступал, женская сборная СССР по биатлону, которую тогда тренировал Евгений Иванович Хохлов, выступала на ТИСЕ! Когда вспоминаешь те времена — это прямо как бальзам на душу...
* * *
Ещё о поездках на лыжные фабрики корреспондентов журнала "Лыжный спорт"
- Hand made. Рассказываем об удивительном мастере, делающем деревянные беговые лыжи в своей домашней мастерской в Финляндии "Л.С." №51, 2011 год.
- В итальянских горах красота, ничего итальянцам не стыдно (репортаж о поездке на итальянскую лыжную фабрику "Trab"). "Л.С." №57, 2012 год.
- Репортаж о поездке корреспондентов журнала "Лыжный спорт" на фабрику Fischer в австрийском Риде. "Л.С." №60, 2013 год.
- Продолжение темы. На вопросы корреспондентов "Л.С." отвечает бренд-менеджер Fischer Макс Бутингер. "Л.С." №61, 2014 год.