Опубликовано: Журнал №56
Таким очевидным трендом в лыжных гонках в последнюю пару-тройку лет стало повальное увлечение сверхмарафонскими состязаниями... за рубежом. Мы в России пока этой тенденции не замечаем, но можем оценить её масштабы и стремительность благодаря Интернет-доступу к всемогущим средствам массовой информации. Те соотечественники, которые в последнее время принимали участие в марафонских стартах за рубежом, уверен, подтвердят растущую моду на лыжные сверхдлинные дистанции. Повышенный интерес к испытаниям на супервыносливость заметен как среди любителей, для которых такие соревнования больше походят на лыжные переходы, так и среди элитных гонщиков, которых мы привыкли видеть на «олимпийских» дистанциях длиной до 50 км.
НОВОЕ МАРАФОНСКОЕ НАШЕСТВИЕ
Свежее дыхание в марафонское движение вдохнула новая серия гонок SKI CLASSICS, объединившая несколько известных лыжных брендов-марафонов с классическим уклоном, то есть с традиционным, прикладным классическим стилем передвижения. В первую очередь таких столпов длинных гонок, как MARCIALONGA (Италия), VASALOPPET (Швеция), BIRKEBEINERRENNET (Норвегия). Главной причиной резко подскочившего интереса к этим гонкам стал налаженный телепоказ. Организаторы нового турнира смогли показать основные старты в 15 странах. Неведомое ранее достижение для марафонских лыжных соревнований!
Аншлаг вокруг предварительных заявок на самые востребованные и многочисленные марафоны! От 7 тысяч стартовых номеров на MARCIALONGA до 16 тысяч на VASALOPPET распределяются посредством интернет-бронирования за несколько дней почти за год до соревнований!
Возросшая популярность сверхмарафонов побудила Международную лыжную федерацию внедрить свою рейтинговую систему в марафонские гонки. Теперь в них можно заработать FIS-пункты так же, как и в любых других гонках официального календаря FIS.
Заметив ажиотажный спрос на марафонские увлечения, известное маркетинговое агентство IEC in Sports раскупает рекламные права брендовых марафонов. А это агентство знает коммерческий толк в спортивных состязаниях. В его бизнес-интересы входят крупные престижные турниры по легкой атлетике под эгидой международной федерации лёгкой атлетики (IAAF), плаванию (FINA), гимнастике (FIG), теннисные турниры ATP и WTА.
В минувшем сезоне мировой лидер последних лет Петтер Нортуг дебютировал в серии сверхмарафонских гонок. Едва ли он удовлетворился десятым местом на итальянской MARCIALONGA. Решив взять реванш на шведском королевском марафоне VASALOPPET, норвежец в последний момент не отважился выйти на старт. Специалисты утверждают, что Нортуг осознал невозможность победы в таком соревновании для дебютанта, каким бы сильным он ни был в традиционных «олимпийских» форматах гонок.
Трехкратный чемпион мира норвежец Эльдар Рённинг выиграл в прошлом сезоне единственную 50-километровую гонку в программе Кубка мира 2011–12 гг. — престижнейший марафон в Холменколлене. И случилось это всего лишь через 5 дней после его участия в VASALOPPET! А вот на 90-километровой дистанции он занял только 11 место. Объяснять скромный результат в шведском марафоне тренировочным характером участия по меньшей мере глупо. Едва ли здравомыслящий лыжник отважится на запредельную нагрузку за несколько дней до главного старта, если таковым для Рённинга был старт в Холменколлене.
На той самой VASALOPPET-2012 дебютировала команда «Сraft-Россия», в составе которой было четверо чемпионов страны на разных дистанциях от 15 до 70 км: Александр Кузнецов, Василий Рочев, Сергей Ширяев, Иван Артеев. Лучшим среди них был Ширяев, занявший в итоге 31 место. Его пульсограмма (запись частоты сердечных сокращений на протяжении почти четырех часов гонки) была удивительной. С предельным напряжением, то есть с постоянно высокими показателями пульса, характерными для Сергея на дистанциях до 30 км, он бежал всю 90-километровую гонку. Именно ГОНКУ! Потому что с первого километра и до самого финиша интенсивность нагрузки в таких марафонах сопоставима с классическими (в смысле — традиционными) гонками на время с раздельным стартом.
В общем, современные лыжные сверхмарафоны — особенный лыжный мир. Его специфику можно проиллюстрировать очевидной сегодняшней разницей между лыжным спринтом и дистанционными гонками. Иные методы тренировок, другие тактические приемы, и конечно, другие лидеры.
КАК БЫ НЕ ОТСТАТЬ СНОВА
Подхватить бы и нам в России этот марафонский тренд, чтобы остаться в мировом лыжном мейнстриме. Не отстать бы, как случилось на рубеже нулевых со спринтерской специализацией наших лыжников. А ведь есть на кого и на что опереться.
Например, на организаторов «Деминского марафона», впервые в России получившего статус члена мирового объединения лыжных марафонов WORLDLOPPET. Крупнейший российский марафон мог бы стать стартовой площадкой для будущих чемпионов-марафонцев.
Новая марафонская команда «Vitargo-Россия» помогла бы выпестовать этих самых чемпионов в международных гонках и стать примером для создания подобных клубов в нашей стране.
Престиж длинных гонок могла бы весомо поддержать и Федерация лыжных гонок России. Например, выступив с инициативой присвоения почетного звания «Заслуженный мастер спорта России» победителю самого авторитетного мирового сверхмарафона VASALOPPET. Лыжники хорошо знают, что выиграть королевский шведский марафон никак не проще, чем одержать победу на чемпионате мира.