Трансляции
  • 28 марта, четверг
    • 09:00
      Биатлон
      Чемпионат России, смешанная эстафета
    • 12:00
      Биатлон
      Чемпионат России, сингл-микст
  • 30 марта, суббота
    • 09:00
      Биатлон
      Чемпионат России, 4 х 6 км, эстафета, жен.
    • 12:00
      Биатлон
      Чемпионат России, 15 км, масс-старт, муж.
  • 31 марта, воскресенье
    • 09:00
      Биатлон
      Чемпионат России, 12.5 км, масс-старт, жен.
    • 12:00
      Биатлон
      Чемпионат России, 4 х 7.5 км, эстафета, муж.
  • Валентин Плохой

Истоки

Опубликовано: skisport.ru

Появление данной статьи связано с следующим событием. В октябре 2019 года мне предложили работу в министерстве спорта в федеральном центре подготовки спортивных резервов в должности эксперта. Цель работы – составить программу подготовки для ДЮСШ по лыжным гонкам. Первая часть программы – тренировка на начальном этапе детей в возрасте 9–11 лет. Необходимо отметить, что мои ранее опубликованные материалы относились к подготовке юных лыжников от 12 лет и старше. По ходу работы над программой появился вопрос – как тренировались в возрасте 9-11 лет и старше наши лыжники-участники Олимпийских игр. Вот таким образом возникла необходимость изучения биографий сильнейших лыжников нашей страны.

Дебют отечественных гонщиков на Олимпийских играх состоялся в 1956 году в Кортина д'Ампеццо в Италии. Последние Игры проводились в Корее в 2018 году.  Этот период составляет 62 года. Для изучения биографий элиты наших лыжников использованы данные участников Олимпийских игр, сформированные в три группы:  1956 – 1960 – 1964; 1980 – 1984 – 1988; 2010 – 2014 – 2018 годов.

Распределение отечественных лыжников гонщиков по населённым

пунктам различного масштаба                      

Олимпийские игры

Количество участников

Село, деревня, посёлок городского типа

Города от 30 000 до 300 000 человек

Города более

300 000

человек

Село, деревня, ПГТ +малые города

1956 - 1964

      21

   76, 2%

   23,8%

   -----

   100 %

1980 - 1988

       20

   60,0%

   35,0%

   5,0%

   95,0%

2010 - 2018

       30

   30,0%

   46,6%

   23,3%

   76,6%

Рассмотрим таблицу в интересующем нас аспекте. Первые ДЮСШ в СССР появились в 1936 году исключительно в крупных городах, куда принимали детей в возрасте от 12 лет и старше. Все 100% участников ОИ 1956, 1960 и

1964 годов родились и выросли в сёлах или мелких городах. По  этому, они не имели возможности посещать детские спортивные школы.                                                     

Участники ОИ 1980 – 1984 и 1988 годов в количестве 95% так же родились и выросли в сельских условиях или в мелких городах с вытекающими отсюда последствиями. Вот только некоторые из участников олимпийских игр периода с 1956 по 1988 годы них ставшие чемпионами или призёрами ОИ или ЧМ.                П. Колчин родился и вырос в посёлке под Ярославлем. В. Кузин детство и юность провел в деревне Лампожня Архангельской области. Ф. Терентьев вырос в селе Паданы Карельской АССР. Л. Баранова (Козырева) родилась в посёлке Бугры Ленинградской области. Г. Ваганов вырос в поселке Дуван Башкирской АССР. И. Ворончихин юность провел в деревне Пенягино Московской области. И. Утробин родился в селе Орловка Татарской АССР. Н. Зимятов взрослел в селе Румянцево Московской области. Г. Кулакова формировалась в условиях деревни Логачи в Удмуртии. В. Веденин родился и вырос в деревне Слобода Тульской области.

Следует напомнить одну существенную деталь того времени. Достигнув шестнадцати лет, сельские жители расписывались в сельсовете за получение паспорта, который затем председатель колхоза запирал в свой сейф. Вся оставшаяся жизнь до старости проходила у них в родных краях. Это было своего рода узаконенное рабство. Однако была возможность избежать такой судьбы. Состояла она в следующем. В те времена минимальное школьное образование составляло семь классов. После окончания семилетки можно было поступить в какое-либо среднее специальное училище в городе. По достижении 16 лет такие юноши и девушки получали паспорта по месту обучения или работы и становились свободными гражданами. Те, кто поступал таким образом, имели возможность заниматься в детской спортивной школе. Таким образом, есть все основания утверждать, что подавляющая часть олимпийцев периода 1956–1988 годов имела возможность тренироваться в ДЮСШ только после возраста 14 и более лет.

Ранние исследования автора этих строк показывают, что олимпийцы рассматриваемого периода начинали тренироваться в возрасте от 14 до 20 лет, в среднем это составляет 16,7 лет.  В этой связи показателен пример олимпийского чемпиона и чемпиона мира С. Савельева. По его собственному утверждению, только в армии он начал серьёзно заниматься лыжными гонками, т.е. в 18 лет.

Изучение биографий лыжников, принимавших участие в ОИ 2010 – 2014 – 2018 показало следующее. Значительно уменьшилось количество гонщиков, родившихся и выросших в селах, в деревнях и посёлках городского типа, всего их оказалось 30,0 %. Данное обстоятельство привело к тому, что увеличилось количество спортсменов, выросших в городах с населением от 30 000 до 300 000 жителей. При этом большая их часть относится к городам районного значения (мелко масштаба) .  В таких городах бытовые условия не значительно отличаются от условий сельского быта. В совокупности количество лыжников, выросших в сельских условиях и в малых городах составило 76,6%.

Снижение количества лыжников, выросших в сельских условиях, компенсировано их увеличением в городах с населением более 300 000 человек.  Увеличение числа таких лыжников за рассматриваемый отрезок времени достигло 23,3%. И тем не менее, высокая конкуренция жителей периферии лыжных гонках, в сравнении с горожанами обозначенная более 60 лет назад, сохраняется и в настоящее время.

География лыжников, выросших в крупных городах, разнообразна. Вот несколько примеров. С. Ширяев – уроженец города Горький. Из Красноярска два лыжника – О. Рочева и А. Мельниченко. И. Черноусов из Новосибирска. В Вологде и Казани выросли соответственно Ю. Чекалёва и Н. Жукова. Н. Непряева житель города Тверь.

В данной связи возникает вполне закономерный вопрос. В чём состояла сущность двигательной активности будущих олимпийцев в возрасте от 9 до 14–15 лет? Что такое они делали, на протяжении этих  5-6 лет чтобы приобрести некие свойства и их кондиции, обеспечивающие высокую конкурентоспособность в лыжных гонках. Ответ очевиден и лежит на поверхности. Образ жизни селян характеризуется систематической двигательной активностью, так как мускульный труд составляет основу их быта. Характер мышечных усилий при этом происходит исключительно в аэробном режиме и способствует формированию преимущественно выносливости. В данной связи имеет смысл понять то, из чего состоит быт ребенка в диапазоне возраста от 9 до 14–15 лет.

Технический прогресс преображает быт современных селян. Поэтому, имеет смысл напомнить им и особенно городскому населению из чего он состоял в период детства наших первых олимпийцев лыжников-гонщиков. К посильному труду детей приучали с раннего детства. Родители бережно относятся к здоровью своих детей. Поэтому, их обязанности были сообразны их возможностям.  С семи лет они начинали ходить в школу.  Значительная часть наших олимпийцев выросла в деревнях где школ не было. Так исторически сложилось что школы находились в сёлах на расстоянии нескольких километров. Здесь необходимо пояснить что если количество жителей в деревне превышало 1000 человек, то она приобретала статус села и в нем строили церковь и школу. Следовательно, родившиеся в деревне уже с семи лет вынуждены были ходить в школу по несколько километров шесть раз в неделю. Расстояние между населёнными пунктами обычно составляет   3 – 5 и больше км. Если оно допустим 3 км, тогда за учебный год школьник проходил около 1000 км!  И это только в школу. При расстоянии более 3 км цифра ещё более впечатляющая. Зимой это расстояние приходилось преодолевать на лыжах. Осенняя слякоть и весенняя распутица усложняли прохождение маршрута. Велосипед в то время был роскошью, поэтому ходить приходилось много. Отмеченное обстоятельство, повод задуматься о значении ходьбы в подготовке начинающих молодых лыжников. Одно из безусловных её преимуществ состоит в том, что она выполняется в пределах аэробных возможностей. Это исключает вероятность кардиоперегрузки. Даже быстрая ходьба, (не спортивная) не в состоянии вызвать сколь ни будь существенные функциональные сдвиги в организме. Данное обстоятельство показывает ходьбу как безопасное средство подготовки в детском возрасте. Оптимальное сочетание объёма и интенсивности ходьбы в детстве, приводит, как показывает практика, к значительному развитию выносливости без отрицательных последствий для здоровья.

В настоящее время широкое распространение в целях оздоровления получила ходьба с палками. Это средство целесообразно использовать в подготовке начинающих юных лыжников. Методика освоения ходьбы с палками изложена в книге «Скандинавская ходьба до и после 60», вышедшей в издательстве «СПОРТ».  

По мере взросления детей их бытовые обязанности, а, следовательно, и двигательная активность увеличивались. Младших школьников привлекали к прополке грядок на приусадебном участке. Эта несложная, нудная, физически не трудная работа приучала детей к труду. С 11–12 лет подростки носили воду, поднимая её из колодца, вращая ворот или подтягивая шест, висящий на «журавле». Если лето было засушливым, нужно было много воды для полива грядок. Став чуть старше, юноши участвовали в заготовке дров. Привезённые взрослыми из леса брёвна распиливали на чурбаки и раскалывали. Но это не всё, расколотые дрова складывали в поленницу. Такая работа требует определённых навыков и существенных мышечных усилий. 

Приблизительно в этом же возрасте в 14–15 лет появлялась ещё одна обязанность – вскапывание грядок. Эта работа так же, как и заготовка дров, развивает силу рук и туловища.

Лето – прекрасная пора для отдыха и всевозможных удовольствий, но не для сельских жителей. Наступила пора сенокоса. Слегка окрепших и чуть возмужавших юношей начинают обучать косить. Работа не из лёгких. Основную нагрузку несут руки и косые мышцы передней поверхности туловища. Косить начинают рано утром, пока прохладно и не встало солнце. У косарей есть поговорки "Коси, коса, пока роса" и "Роса долой – косец домой". Утренний покос длится 2–3 часа. Но это не все. Скошенную траву днём сушат (ворошат), высохшее теперь уже сено, сгребают, переносят к месту стогования и, наконец, формируют стог.

Сбор лесных ягод и грибов – одна из легких разновидностей «трудовой повинности» сельских подростков. Но и она развивает выносливость, так как идти до хорошего места, где много черники либо клюквы, орехов, малины, приходится много километров.

Лето прошло, наступает сборка урожая, где выкапывание картофеля занимает большую часть времени. Посильную помощь взрослым оказывают дети всех возрастов от семи лет и старше. Зимний период – менее напряжённый в необходимой двигательной активности. Тем не менее надо сходить в школу и обратно, принести воды и дров, расчистить дорожки от снега, сходить в магазин за хлебом и т.д.

Организм человека так устроен, что условия быта, сохраняющиеся на протяжении нескольких поколений и вызывая одни и те же адаптационные изменения закрепляются генетически. Это значит, что последующие поколения с рождения обладают свойствами, необходимыми для успешного выполнения всевозможных обязанностей.

  Здесь уместно заметить, что у разнообразных видов составляющих фауну за исключением homo sapiens обязанности возникают с наступлением половой зрелости и появлением потомства. Половозрелый человек в возрасте 16 -17 лет ещё не в состоянии обеспечить всем необходимым себя и потомство. Это следует расценивать как парадокс процесса эволюционного развития человека.  

Таким образом, есть все основания полагать, что наши лыжники-олимпийцы являлись деревенскими или сельскими жителями в нескольких поколениях, обладая генетической предрасположенностью, связанной с природным высоким уровнем развития выносливости.

Выводы.

1.    Для подготовки лыжников-гонщиков высокого уровня развитие сети ДЮСШ следует осуществлять в населённых пунктах с преобладанием сельского уклада жизни.

2.     Сельские бытовые условия характеризуются ежедневной разносторонней двигательной активностью в диапазоне аэробных возможностей, не достигая их предела.

3.     Суть тренировочного процесса в условиях растущего организма – не мешать его развитию, исключив тренировки, вызывающие значительные, систематические адаптационные сдвиги. 

4.  Разностороннюю двигательную подготовку осуществлять разнообразными средствами в последовательности: ловкость и гибкость; быстрота; скоростно-силовые; сила; выносливость.                                                          

5.     На начальном этапе подготовки в возрасте 9–11 лет преимущественное значение имеет ходьба. Бег выполнять преимущественно трусцой.

6.     Разумная двигательная активность населения (без относительно занятий лыжными гонками) формирует благоприятный генетический тип, способствующий репродукции здорового поколения.

Отдавая должное рассматриваемому вопросу, предлагаю высказаться всем заинтересованным, особенно тренерам, работающим с начинающими группами. Очень важной является информация по объёмам циклической нагрузки за год и по средствам её составляющим. Важно всё, что Вы посчитаете нужным сообщить. 
Андрей Краснов 14235 14.07.2020
Рейтинг: +1 +1 0