Опубликовано: Журнал №32
Безусловно, самым ярким, самым значимым событием предстоящей зимы в области лыжного снаряжения станет появление в продаже новой системы креплений NIS, явившейся плодом кооперации «ROTTEFELLA», «MADSHUS» и «ROSSIGNOL». Событие это, по нашим представлениям, не меньшего масштаба, чем появление в середине 70-х годов пластиковых лыж и обуви на пластиковой подошве. Только представьте себе — наши лыжи навечно прощаются с шурупами! Шурупами, безжалостно вскрывавшими, нарушавшими структуру лыжи в самом проблемном, самом нагружаемом месте лыжи — под колодкой. Сколько лыж было сломано именно в этом месте — точно по дыркам из-под шурупов! Теперь лыжа станет надёжнее, прослужит дольше. А чего стоит возможность изменять точку установки креплений? Возможность изменять рабочие характеристики лыжи в зависимости от погоды, состояния снега, лыжни, в зависимости от индивидуальных особенностей данной конкретной пары лыж? Естественно, познакомившись с новинкой в Мюнхене на крупнейшей ежегодной выставке спортивного снаряжения (ISPO) в феврале, мы не смогли не поговорить с главными действующими лицами события, которое иначе как революцией, не назовёшь. «Л.С.» |
Роберт ТОМТЕР,
руководитель отдела исследований и разработок «ROTTEFELLA»:
ПРОЩАЙТЕ,
— Я думаю, вы были у нас больше, чем три года назад — с тех пор прошло уже четыре или даже пять лет*. Тогда только-только появилась новая система NNN R III. В тот момент NIS не существовала даже в виде замыслов.
— Кто первый озвучил эту идею?
— Технический директор «MADSHUS» Гуннар Бьертнес. «MADSHUS», «ROSSIGNOL» и «ROTTEFELLA» решили объединить усилия, собрались на встречу и начали обмен идеями. И после серьёзного мозгового штурма было принято решение следовать базовой идее, высказанной «MADSHUS», поскольку её признали самой удачной.
— У любого человека, в первый раз взявшего в руки лыжи с новыми креплениями, неизбежно возникает вопрос: а не отклеится ли эта платформа, не сломается ли? Выдержат ли пластмассовые «губки», которые, собственно, и обеспечивают крепление системы к платформе? Как долго тестировались новые крепления?
— Было развёрнуто тестирование в двух направлениях — тестирование на снегу, и тестирование в лаборатории. Тестирование в лаборатории проходило более года. Привлекался независимый институт, который часто используется компанией «ROTTEFELLA» при проведении такого рода работ. В процессе тестов исследовались все воздействия, которым новая система могла быть подвергнута в реальных условиях. Воздействие ультрафиолетового излучения, воздействие обледенения, резкие перепады температуры, механические воздействия, иные предельные нагрузки. Плюс — ещё несколько гонщиков, тестировавших систему всё лето на лыжероллерах, что является очень хорошим испытанием, поскольку на лыжероллерах крепления испытывают более высокие по сравнению с лыжами нагрузки. И с момента выпадения нового снега до настоящего момента на лыжах с новой системой креплений лыжниками-тестерами, в том числе и элитными лыжниками, такими, как Катерина Нойманова и Уле Эйнар Бьорндален, было пройдено по 1.500 — 2.000 километров.
— Эта система запатентована? Чем, по вашему мнению, могут ответить ваши конкуренты?
— Безусловно, система запатентована и есть несколько патентов, покрывающих её. Мы чувствуем, что эта система с точки зрения патентов очень хорошо защищена. Но, конечно, всегда есть возможность обойти существующий патент, так что неизвестно, что предпримут конкуренты — может быть, используют другие идеи, другие решения, может быть, в значительной степени обопрутся на нашу идею.
— Ваши патенты распространяются на конкретный механизм, или же на собственно идею отстёгивающихся и перемещаемых по направляющим креплений?
— Идея патента в том, что есть плата, которая соединена с лыжей таким образом, что это становится одним целым. То есть крепление прикреплено к лыже не с помощью шурупов или каких-то иных механических приспособлений, а именно пристёгивается. И материал лыжи, клей, материал платформы таковы, что они создают единое целое — в этом суть патента.
— А как вы считаете — смогут ли ваши конкуренты, изменив профиль направляющих, саму форму крепления, создать собственную систему, основанную на этой же идее: лыжа — приклеенная платформа, крепление, перемещаемое по платформе по направляющим? Или они не имеют такого права?
— Видите ли, надевать крепление таким образом на лыжу — это не новинка, это было известно давно.
— Из горных лыж?
— Да. А то, что защищено — это комбинация относительно мягкого материала, который прикрепляется на лыжу с помощью клея, и возможности пристёгивать к платформе из этого материала крепление. Материал платформы — гораздо мягче, чем материал, из которого изготовлена лыжа, и поэтому платформа практически никак не влияет на рабочие свойства лыж — лыжа после приклеивания к ней платформы имеет те же самые характеристики. При этом сама система лыжа—крепление становится более лёгкой. Это, на наш взгляд, очень важно.
— Сколько, на ваш взгляд, через два или три года «ROTTEFELLA» будет производить креплений для новой системы, и сколько традиционной, шурупной конструкции? У вас ведь наверняка есть собственный прогноз на этот счёт?
— Даже не представляю. Всё так стремительно меняется. Этой зимой будет ограниченный выпуск, мы будем использовать новую систему на чемпионатах мира по лыжным гонкам и биатлону. А на следующий год — полный вперёд, и сколько рынок «проглотит» новых креплений, сейчас вам не ответит никто.
— Каковы намерения «ATOMIC» относительно новой системы? Почему вы пока не вместе?
— В момент, когда этот проект начинался, «ATOMIC» не был ещё частью семьи NNN. И сейчас, когда эта система вышла в свет, у «ROTTEFELLA» нет желания ограничивать круг потребителей новой системы. Соответственно, сейчас идут переговоры об условиях вступления «ATOMIC» в этот пул. В настоящий момент «MADSHUS», «ROSSIGNOL» и «ROTTEFELLA» хотят эту систему показать, презентовать, и это будет основа для дальнейшего распространения данной идеи, данной системы. Думаю, NIS будет хорошим аргументом для увеличения доли «ROTTEFELLA» на мировом рынке.
-----
*Как оказалось, мы были на фабрике «ROTTEFELLA» в начале 2001 года (см. "Л.С." №17).
Беседовал Валерий ПУТИНЦЕВ,
Мюнхен, ISPO, февраль 2005 г.
Томас АЛЬШГОРД,
четырёхкратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира по лыжным гонкам:
МОЕЙ ЗАДАЧЕЙ БЫЛО ИЗБАВИТЬ РАЗРАБОТЧИКОВ ОТ ВОЗМОЖНЫХ ОШИБОК
— Какова ваша роль в создании новой системы креплений?
— Моя роль в проекте — помочь разработчикам избежать ошибок на стадии создания чертежей и разработки. Из опыта других фабрик знаю — часто у них нет ресурса, нет лыжников, которые понимали бы современный лыжный спорт, понимали технику, чувствовали это всё. Как следствие, разработчики не могут определить, что есть хорошо, а что есть плохо для лыжника высших достижений. Так что моя работа в этом проекте — находиться в хорошей форме, чувствовать технику и тестировать материал, задавая, соответственно, направление развития этого проекта. И сейчас мы видим, что все наши поиски, исследования результировались в лыжу, приклеенную к ней платформу и пристёгнутое к платформе крепление, которое составляет теперь с лыжей фактически единое целое. Так что теперь покупателю достаточно пойти в магазин, купить лыжи вот с такими креплениями, и можно отправляться в лес, на лыжню. Вам уже не требуются какие-то специальные знания, умения, вам не надо сверлить лыжи, вкручивать шурупы. Вы просто надеваете крепления на лыжи и всё. Вот специальный ключ, с помощью которого мы легко, одним движением передвигаем крепление вдоль лыжи по специальным направляющим. И преимущество этой системы заключается в том, что крепление очень плотно сидит на лыже и его нельзя даже покачать. Старые крепления имели не очень плотный контакт с лыжей, и их можно было покачать из стороны в сторону.
Второе преимущество заключается в том, что можно сдвигать крепление вперёд или назад. Во время тестирований мы очень много времени посвятили изучению этой опции, этого свойства новой системы. Когда снег был жёстким, леденистым, мы сдвигали крепление вперёд на один или два щелчка и получали лучшее сцепление, лучший контроль над лыжей. И я, и Уле Эйнар Бьорндален пробовали использовать этот приём, и убедились, что он реально работает. Так же и для классического хода — мы использовали для различных условий разные варианты установки креплений. Если мы выходили на равнинную трассу, мы сдвигали крепление назад и получали лучшее скольжение. Если требовалось более уверенное держание, мы сдвигали крепление немного вперёд и на пересечённой трассе имели более уверенное держание.
— Когда-то вы начинали свои выступления на «ALPINA» и даже стали в этих ботинках олимпийским чемпионом Лиллехаммера. Потом довольно долго выступали на «ADIDAS». На чём вы катаетесь сейчас?
— Сейчас я катаюсь в обуви «ALPINA» и по заказу пула «MADSHUS» — «ROSSIGNOL» — «ROTTEFELLA» участвую в программе разработки, тестирования и внедрения новой системы NIS на рынок.
— Практически все годы выступления на большой лыжне вы использовали обувь «ADIDAS» на подошве «SALOMON». И вдруг сейчас вернулись к тому, с чего когда-то начинали — «ALPINA» на подошве «ROTTEFELLA». К какой же всё-таки системе у вас больше лежит душа — «SALOMON» или «ROTTEFELLA»?
— Отвечу так: мне очень нравится новый ботинок «ALPINA», который был разработан при непосредственном моём участии.
— Чем вы сейчас занимаетесь, что составляет сегодняшнюю вашу жизнь?
— Я занимаюсь различными проектами, но основную часть моего времени занимает чтение лекций в бизнес-консалтинговых компаниях, где я рассказываю о своём спортивном пути, достижениях, о том, как к ним шёл. Это сейчас популярно в Европе — использовать известных спортсменов для работы с клиентами разнообразных бизнес-школ. Постановка главной цели, формирование промежуточных целей, мотивация, привнесение спортивного духа в атмосферу бизнеса — всему этому помогают научиться в том числе и элитные спортсмены.
— Но вы катаетесь на лыжах, участвуете в соревнованиях, или вы полностью сосредоточились на бизнесе?
— Я много катаюсь, но в соревнованиях уже не участвую.
— Почему?
— В спорте высших достижений я был на протяжении очень многих лет. В 2003 году я решил, что мне этого достаточно, и что я хочу заниматься другими вещами. Какой смысл изменять однажды принятому решению?
Беседовал Валерий ПУТИНЦЕВ,
Мюнхен, ISPO, февраль 2005 г.
Ларш ХАНСТАД,
директор «MADSHUS» по продажам и маркетингу:
ТЕПЕРЬ КАЖДЫЙ ЛЫЖНИК
МОЖЕТ СТАТЬ ИСПЫТАТЕЛЕМ
СОБСТВЕННОЙ ПАРЫ ЛЫЖ.
ПОЛАГАЮ, ЕГО ЖДУТ
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
— Как случилось, что держателем патента на новую систему креплений оказался производитель лыж, а не креплений?
— Примерно три года назад «ROTTEFELLA» пригласила «MADSHUS», «ROSSIGNOL» и «ALPINA» принять участие в работе группы по разработке новой концепции лыжных креплений. «ALPINA» сказала «нет», потому что у них к тому времени уже вовсю шла работа над их собственной концепцией креплений, над которой они работали все эти годы. Им было жаль оставлять ту работу, которую они уже проделали к тому моменту, поэтому «ALPINA» вышла из этого проекта. А «MADSHUS», «ROSSIGNOL» и «ROTTEFELLA» остались работать. К этому моменту у «MADSHUS» уже были некоторые идеи относительно того, как создать новую систему крепления, интегрированного в лыжу. И эти мысли были нами запатентованы. Поэтому именно в руках «MADSHUS» сейчас находится базовый патент на это изобретение. Но мы посчитали, что лучше атаковать рынок с принципиально новой идеей в составе группы, чем в одиночку. Хотя, не буду скрывать, на каком-то этапе довольно подробно рассматривался вариант и с самостоятельным внедрением этой системы на рынок. Но мы решили, что с «ROSSIGNOL» не очень сильно пересекаемся на рынке, а, объединив усилия, можно было куда эффективнее бороться с основным конкурентом. Вскоре были произведены большие инвестиции в этот проект, большей частью — со стороны «ROTTEFELLA» и «MADSHUS», были произведены объёмные тестирования для того, чтобы убедиться, что это работает, что ничего не сломается, потому что мы прекрасно понимали, что если платформа когда-нибудь во время соревнований отклеится, это будет катастрофой для имиджа нового крепления.
Эта работа была завершена успешно, в процессе тестирования в конструкцию было внесено много изменений. Материал самой платформы не должен был значительно отличаться от материала самого капа. Усилие отрыва платформы от лыжи — тоже очень важная характеристика. И поэтому было потрачено много времени, денег, усилий для того, чтобы создать правильную систему крепления платформы к лыже. Всё закончилось тем, что мы применяем сейчас технологии, аналогичные тем, что используются на автомобилях гоночной серии «Формула I». Схожесть с «Формулой I» — в системе склейки. Например, если в процессе гонки у автомобиля оторвало крыло, то его приклеивают назад точно по такой же технологии, по какой мы приклеиваем платформу к лыже, и клеится при этом оно очень крепко, надёжно.
— Ларш, честно говоря, слушать вас даже немного обидно — уж слишком всё просто у вас получилось. Взяли, приклеили платформу, и вот вам — революция. Не обсуждался ли на каком-то этапе более сложный вариант, а именно — «вживления», интегрирования этой платформы в само тело лыжи?
— Обсуждались многие варианты, но жизнь подсказывает, что иногда самое простое решение оказывается и самым лучшим. Мы преследовали несколько целей:
1. отказаться от шурупов в креплении;
2. добиться возможности очень прочного соединения платформы с лыжей, и крепления — с платформой;
3. иметь возможность манипулирования, передвижения крепления вдоль лыжи по платформе.
Как видите, все три задачи нами были решены.
Но, кроме преимуществ для конечного потребителя, новая система несёт в себе очень существенные преимущества и для розничной сети, для магазинов. Оно заключается в том, что сейчас всё большую моду во всём мире набирает продажа лыж с уже установленными креплениями, в сборе. И новая система даёт возможность экономить место при транспортировке продукции, даёт возможность экономить время при подготовке продукции к продаже, даёт возможность продавать на выбор либо уже собранные наборы, либо продавать только лыжи. Не забывайте, что при продаже таких лыж не нужен сервис-центр, в котором надо устанавливать крепления, ждать выполнения заказа… Это тоже немалое преимущество новой системы.
Мы успешно презентовали эту новинку в Европе, потом в Норвегии. И сразу же — четыре победы на этапах Кубка мира на новой системе! При этом самый забавный эпизод произошёл с Катериной Ноймановой. Её сервисмен взял демонстрационные лыжи из Рупольдинга, и эти лыжи во время откатки оказались настолько быстрыми, что она их выбрала для гонки на этапе Кубка мира в Нове Место. Причём на этих демонстрационных лыжах даже не было специальной шлифовки, там была обычная стандартная фабричная шлифовка. И, тем не менее, эти лыжи оказались быстрейшими. Согласитесь, это хороший комплимент «MADSHUS».
— Я бы хотел, чтобы вы пояснили, что сулит возможность передвигать крепления, какие это открывает возможности перед спортсменами.
— Мы уверены, что новая система существенно увеличивает возможности использования ваших лыж. Расскажу вам об одном эпизоде. Однажды Бьорндален тестировал лыжи с новой системой креплений. И, проехав очередной тестовый круг, он заметил, что лыжи катят хорошо, но как-то не очень ему нравятся в поведении на спусках. Я предложил ему передвинуть крепления на один-два щелчка вперёд. Через некоторое время он вернулся и сказал, что теперь лыжи работают фантастически — контроль над лыжами со стороны спортсмена заметно увеличился. Основная идея, видимо, заключается в том, что на жёсткой, леденистой лыжне крепление надо передвигать вперёд, если же лыжня мягкая, то крепление двигается назад.
— Это касается и коньковых, и классических лыж?
— На классических лыжах, если вы хотите получить надёжное держание, крепление сдвигается вперёд, а если нужно хорошее скольжение, а вопрос держания является второстепенным, то крепление двигается назад. Точно так же, если вы выходите на леденистую трассу и вам нужен повышенный контроль лыжи на спусках, то крепление также целесообразно сдвинуть немного вперёд.
Вообще, представьте, насколько с внедрением новой системы уменьшится количество плохих, неудачных лыж! Сколько за все предыдущие годы было просверлено лыж, на которых крепления были установлены неправильно, неудачно с точки зрения эпюры данной конкретной пары лыж. Ведь не секрет, что иногда сдвижка креплений на один-два сантиметра вперёд или назад могла самым кардинальным образом изменить характеристики лыж — не очень быстрые лыжи начинали ехать, лыжи, которые ни при каких обстоятельствах спортсмену не удавалось задавить, вдруг начинали прекрасно работать. Но кто бы раньше стал пересверливать лыжи, занимаясь такого рода экспериментами? Теперь каждый лыжник сможет быть сам себе тестером, сам себе испытателем, выявляя скрытые резервы той или иной пары лыж. Думаю, это будет увлекательный и очень волнующий процесс для тех, кому интересен наш вид спорта. Любую пару лыж теперь можно протестировать, проверить, выявив оптимальную точку установки креплений конкретно для данной пары лыж.
— Возможный приход в пул «ATOMIC» — это благо для «MADSHUS» или зло? Чего вы ждёте от этого прихода — повышения конкуренции или, наоборот, возможности более полным, более мощным пулом бросить вызов вашему главному конкуренту?
— Меня не очень волнует этот вопрос, мы сфокусированы на собственном бизнесе. «ATOMIC» может прийти, или не приходить, но уже через два сезона эта система будет открыта для всех производителей, в том числе и для «ATOMIC», и для «FISCHER». «ROTTEFELLA» хочет продавать эту систему в дальнейшем всем желающим, и возможность продавать NIS через три года после внедрения на свободном рынке была одним из условий вхождения «ROTTEFELLA» в этот проект. Но мы не боимся конкуренции, потому что идём впереди, пусть остальные догоняют.
Беседовал Валерий ПУТИНЦЕВ,
Мюнхен, ISPO, февраль 2005 г.