Собираюсь покупать классические лыжи себе. Очень прильщает система NIS. Если кто пользует именно для классики, было бы интересно отзывы услышать. Поиском нашел только отзыв А. Назарова ( http://www.skisport.ru/forum/view.php?subj=107160 )
Сейчас есть у меня Atomic RC:8, 201 см, NNN, стали мне жестковаты. Еще попутно вопрос: со временем при частом использовании характеристики лыжи: прогиб и др. меняются?
на главной странице есть их баннер. По поводу NIS. Это много раз обсуждалось, смотри в поиске. Если коротко, то смещение крепления действительно меняет работу лыжи. Либо в сторону держания, либо скольжения. Странно, что твой Атомик стал жестковат. Обычно в ходе эксплуатации лыжи становятся мягче, продавливаюся. М.б. ты сильно похудел?
Классический Мадшус, имеет хронику. Не совпадает центр прогиба лыжи и координата установки крепления.Очень трудно подобрать по жесткости, если пойти на поводу их оценок этого фактора. Обязательно будут проблемы или с держанием или со скольжением.. в этом случае, двигая крепление можно, что то подкорректирровать. А вообще то лыжи проблемные и очень дорогие, для своих весьма узких климатических диапазонов( по структуре снега).Когда то работал с командой,у нас было 10 пар классики, ни одна правильно не работала..В новых лыжах сейчас ничего не изменилось они "маниакально" предлагают новые структуры и раскраски.Хотя внешне это пожалуй лучшие лыжи в Мире.Купите Атомик или Фишер..
На мой взгляд подбор классических лыж - задача намного более сложная чем коненька, т.к. работа классики имеет больше нюансов. Но среди топовых лыж (Atomic, Rossignol, Fischer, Madshus) Madshus лично для меня оказался наиболее подходящим по работе. Правда надо учитывать, что в основном они расчитаны на сильный толчек. Система NIS, опять же на мой взгляд не так сильно помогает регулировать положение крепления, сколько упрощает его установку. Особо расчитывать, что NIS что-то сможет изменить не стоит. Ну и по цене. Модели Madshus двух соседних сезонов отличаются в основном только расцветкой (в принципе это для всех фирм справедливо - революционные изменения происходят раз в 5-6 лет), поэтому логичнее взять с распродажи топовую пару прошлого сезона, чем ждать что покажут новые. В Спортивной Линии (СПб - www.skiline.ru) топовые модели прошлого сезона стоят 7120ру. - очень корректная цена для топовой модели.
Про лыжи рассчитанные на сильный толчок - это относится к Мадшус 90-х годов. В сегодняшней классике - другой "замес" волокон, другой сердечник, другой весовой прогиб. Некоторые пары, по моему опыту, работают как лыжероллеры. NIS - очень рекомендую! Если не лениться и поэксперементировать со своей парой, можно добиться того, что одна и таже пара будет отлично работать а разные погодные условия.
больше горок\меньше равнины - нужно держание - сдвигать вперед, больше равнины\мало горок - сдвигать назад, колодка плохо держит - сдвигать вперед, собираешься ехать на руках - сдвигать назад и т.п.
Малекс, точнее Игоря я бы не смог сказать. А на весеннюю кашу лучше иметь спецпару, со слегка раздвгающимися при сжатии носками, точнее точка контакта при сжатии переходит ближе к колодке.
На леденистой трассе со сложными спусками - сдвиг креплений вперед даст лучшую управляемость с небольшой потерекй в скольжении, что на льду может быть и незаметно, если бежать в метель или по рыхлой лыжне, сдвиг креплений назад разгрузит носки лыж и они будут лучшще скользить в этих условиях, а управляемость немного пострадает.
что классические Мадчусы рассчитаны на сильный и короткий толчок. Это и хорошо и плохо. Хорошо, если приспособишься, и не будешь суетиться, ждать, когда стрельнет - результат будет высоким. Плохо, потому что трудно поймать те пределы, когда уже держит, а ты страхуешься, подкладывая для уверенности еще и еще один слой мази. Это все и губит. По этой причине многие из нас, кто давно стоит, и не так шустро, как хотелось бы, бегает, предпочитают для классики фишера.
Чуть не в тему. Столкнулись с такой незадачей по классическим лыжам Саломон. Навскидку лыжи на 55-60 кг. Но как бы усилием их не загружали (даже до 90 кг на одну лыжу), остаточный зазор остается очень высоким, размером в толщину скрепки. А при смещении приложения нагрузки назад метка сзади остается на месте, а вперед - меняется только передняя метка, соответственно задирается носок. Как в Мадчусах? Реально влияет-ли пластина на жесткость, и насколько сильно влияние установленных креплений? Рекомендации по остаточному зазору и длине колодки кл. лыж в зависимости от состояния снега. Или, уж если совсем обнаглеть, нельзя-ли прописать по Мадчусу, как подбираются классические лыжи под конкретного гонщика, какие особенности? Кто имеет опыт, напишите.
по одной паре выводы делать нельзя, а подобрать классические лыжи очень и очень сложно. В Стокгольме, в спортивном магазине, который напротив вокзала на подоконнике стоит доска, на которой подбираются лыжи. Мне не удалось ничего понять, что там происходило при подборе лыж, так как это происходило после новогодней ночи. Человек, без обуви стоял на установленных, на доске лыжах чуть-ли не полчаса, а вокруг него суетился сотрудник магазина, бесконечно что-то отмечая и вымеряя.
При подборе классики важно учесть два фактора: 1. чтобы держащая мазь была положена на достаточной для толчка длине и достаточной толщины - необходимо, чтобы на лыжах, когда лыжник стоит на них ровно двумя ногами, сохранялся просвет определенной высоты и длины 2. Чтобы при толчке держащая мазь вошла в контакт со снегом. Соответственно, лыжник стоит на лыже, расположенной на ровной поверхности, на одной ноге и с помощью щупа или листка бумаги убеждается, что "есть контакт". В принципе, тоже самое моделируется во флкекстестере при помощи набора щупов и зажима с динамометром.
Не просто контакт, а определенное давление. Флекстестер и щупы не дадут однозначного ответа, потому что гибкость колодки лыж разных конструкций разная. Нужна эпюра при усилии сжатия, какое бывает при толчке, я так думаю.
какую-нибудь легкосмываемую и щадящую скользяк краску наносить на лыжу, и вставать на ту же доску. Это же и наглядно могло показать зону толчка тестируемых лыж.
Эпюра была может полезнее. Хотя, исходя из того, что на Мадшус эпюру меряют и забтятся, чтобы толкнуться можно было легко, вопрос в подборе параметров - длины колодки и остаточного весового прогиба. Для этого флекстестера более чем достаточно, по моему мнению.
Я имел в виду, что обоим пунктам удовлетворяют лыжи, которые сжимаются в ноль при нагрузке от чуть-чуть больше 50% до чуть-чуть меньше 100% от веса лыжника. То есть среднему лыжнику по такой методе "подойдут" любые лыжи. И при этом даже у лыж с жесткостью 51% можно иметь просвет достаточной длины при половинной загрузке, если колодка гибкая в месте нагрузки, как сейчас и делают классические лыжи. Кстати, я щупал прошлогодние мадшусы, у них теперь тоже гибкая колодка, как у фишера и саломона, в отличие от более старых моделей мадшуса.
Между прочим, я продал новые фишера, которые сжимались в ноль при нагрузке 65% моего веса, потому что они оказались мне жестки. А старые фишера с примерно такой же жесткостью вполне подходят.
Флекстестера совсем недостаточно. Он не учитывает ни жесткости трассы, ни структуры снега, ни скорости скольжения, ни температуры и т.д. Даже огромная статистика использования лыж в разных условиях не дает надежных результатов. Нет пониминия причин хорошего и плохого скольжения. Только усредненные показатели с огромным разбросом.
Александр, флекстестер действительно ничего из Вами перечисленного не учитывает. Он учитывает пожелание пользователя, а пожелание пользователя вытекает из его представления о желаемых лыджах, степени их универсальности, собственных предпочтений и возможностей и т.п. и этого, как правило достаточно. Потому что пользователь и создает свою реальность... Надеюсь, понятно выразил свою мысль
... одной лыжи или пары. -------------------------------------------- 1. чтобы держащая мазь была положена на достаточной для толчка длине и достаточной толщины - необходимо, чтобы на лыжах, когда лыжник стоит на них ровно двумя ногами, сохранялся просвет определенной высоты и длины 2. Чтобы при толчке держащая мазь вошла в контакт со снегом. Соответственно, лыжник стоит на лыже, расположенной на ровной поверхности, на одной ноге и с помощью щупа или листка бумаги убеждается, что "есть контакт". -------------------------------------------- Берем две пары лыж (или по одной из пары) Лыжы А сжимаются в ноль при сжатии в некоторой точке сзади центра тяжести при усилии 51% от веса лыжника, лыжи Б при усилии в 99% от веса лыжника. Пункт 1 - при половинном весе, то есть при 50%, будет сохраняться некоторый зазор у обоих лыж, высота и длина этого зазора зависит не только от жесткости, но и очень сильно от конструкции колодки лыжи. Пункт 2 - при полном весе, то есть 100%, обе лыжи прижмутся к полу в точке давления. При этом одни примерно в два раза жестче других!
обычно классику не выбирают так (зажимается в ноль в диапазоне от 51 до 99 %)
классика должна зажиматься в ноль в достаточно узком диапазоне. В каком? Это зависит от лыжни, от техники/предпочтений и отчасти от особенностей лыж скажем, себе для средних условий взял бы около 70-75% для мягкой лыжни около 65
а не измерение усилие сжатия, которого, кстати тоже недостаточно. (Например, у лыж А при сжатии, например в 8 см сзади цт, последней точкой в которой сжимается колодка, является эта самая точка сжатия, у лыж Б мини-арка в этом месте и они вообще в этой точке не сжимаются, а у лыж В эта точка является первой точкой, в которой сжимается колодка, так тоже можно сделать лыжи, близко к такой конструкции и делают современные лыжи).
Однозначно измерить давление на колодке во время толчка можно только замерив эпюру на колодке при усилии этого толчка.
Красиво! Только, по моему, с реальностью не имеет ничего общего. 1. при 50% процентах веса (с большим плюс-минусом!) должен быть просвет определенной длины и высоты. 2. при толчке, лыжник, даже не сильный, делает подсед и дает вниз чуть больше своего веса или даже не чуть, а до 30%, то есть 130%!
По норвежским исследованиям http://biomekanikk.nih.no/xchandbook/ski2.html до 2-3 весов тела, то есть 200-300%. Хотя там же приведены графики толчка, где он достигает 1кН, то есть примерно 150% среднего веса. Но дело не в этом.
На сайте http://www.skipost.com/equipment.htm#skifaq бывший гонщик утверждает, что его лыжи (фишер) сжимаются при 52% веса. Правда, он пишет что раньше он использовал более жесткие, но ведь раньше фишер и не делал такую колодку. Другой американец замерил лыжи Криса Фримана и они оказались 57% жесткости от его веса. Мои лыжи фишер с 65% моего веса оказались слишком жесткими. А теперь представьте, насколько жесткими для меня будут лыжи, которые сжимаются при 99% моего веса. По таким критериям эти лыжи скорее подойдут лыжнику который весит в 0,99/0,52=1,9 раз больше меня! Или, по другому: Предположим, у Криса Фримана вес 80 кг (взял с потолка). Его лыжи сжимаются при 80*0,57=45,6 кг Теперь поставим на эти лыжи человека 46 кг весом. Пункт 1 - при стоянии двумя ногами безусловно будет сохраняться замечательный просвет и по длине и по высоте. Пункт 2 - перенеся вес на одну ногу, он полностью задавит лыжу. Лыжи подходят по обоим пунктам. Вы утверждаете, что человеку весом 46 кг подойдут лыжи гонщика элиты весом 80 кг?
Большинство из нас при выборе лыж прикинули колодку, этим и ограничились. На сухой снег - бумажка вчетыре, на влажный - вдвое. Встали на лыжи, и начались проблемы - не хватает длины колодки. И начинаешь мазать, толще - тоньше, назад - вперед, так как не знаешь, как в динамики ведет себя колодка, и как должно быть. Толчок у всех разный, у кого-то сильней, у кого-то легче. Колодка при загрузке пошла на уменьшение зазора и остановилась. При этом остаточный зазор может быть высоким и неравномерным. И куда бы ты ни двигал крепления, разобраться просто нереально. Фишера, как правило, в пределах колодки сжимаются равномерно. Это облегчает подбор лыж. Пусть они не будут обладать идеальным скольжением, но оно всегда, на любую погоду прогнозируется. Это важно перед стартом, не мандражить, добиваясь неизвестно чего. При этом даже у классных лыжников может не оказаться время на разминку. Мадчусы (про совсем новые не говорю, так как ничего не знаю), Саломоны могут быть очень удачно подобраны, и это несомненное их преимущество, но как такие лыжи подобрать? Два года назад я купил классику Мадчус, 210 см на сухой снег, без подбора. На колодке написано 80-85 кг. Мой вес был чуть больше. Сразу после покупки, несмотря на свои постоянные травмы, мне удалось пробежать на них двадцатку вровень с молодыми, минус 6 минут лидеру, плюс 7 у себя. Была оттепель, глянец; две колеи, одна свеженарезанная. Но в сухую, их погоду никогда отмазать лыжи не могу. Они всегда проигрывают фишерам. Особенность этих лыж в том, что у них остается очень высоким остаточный зазор. В сухую погоду сколько бы мази прямо под ботинок не ложил - не держит, нужно залезать вперед, далеко за метку для сухого снега. В Саломонах, о которых я говорил выше, такая же песьня - мягкие лыжи, а остаточный зазор высокий. Мало того, он длинный.
Может тут собака и зарыта - на сухой - вчетверо, на влажный вдвое. На влажный снег остаточный зазор больше должен быть, чем на сухой. Вперед и назад тоже бесполезно мазать, мазь тормозит и стирается. Неравномерный остаточный зазор - это должна быть большая редкость, независимо от марки. С теми 210 Вам, мне кажется, очень повезло - у вас появилась замечательная пара на теплую погоду! Зачем ждать от них, что они будут работать и на мороз?
хотелось бы отметить. 1. Присутствие непродавливаемого остаточного зазора в классике есть характеристика клистерных лыж, на сколько мне известно. Клистер под колодкой не должен плотно соприкасаться со снегом даже в фазе отталкивания. 2. Вы отметили о силе толчка. Придерживаюсь такого же мнения: на эффективность толчка влияет не только вес, но и сила, приложенная во времени. Работа колодки при мягком\длинном и жестком (почти "ударном")\коротком толчке будет разной. В этом смысле, например, Росси требуют также короткого толчка, не растянутого. В прочем, чутко присмотревшись к лыжам, можно приспособиться под их особенности.
Насколько я знаю, непродавливаемый зазор есть у всех лыж, включая коньковые. Для "клистерных"(под жидкую мазь) лыж он выше и короче, чем для "пульверных". Бесспорно, свои классические лыжи надо знать и чувствовать, от этого тоже зависит результат в гонке или удовольствие от катания.
зазора в клистерных лыжах имел в виду именно конструктивно заданный, "никогда" не продавливаемый зазор. Мои верхние Атомики 2003г. "схлопываются", катят очень неплохо. Росси, даже самые мягкие, которые встречались, не продавливались никогда. О коньковых безусловно согласен.
не до такой степени, чтобы стучать при сжатии двумя руками. Просто при стойке на одной ноге зазора под колодкой практически нет. Сила сжатия руками, на сколько понимаю, примерно пропорциональна силе ног. В конце фазы сжатия требуется все-таки прикладывать неслабое усилие для "схлопывания".
Зачем делать непродавливаемый зазор, то есть намеренно исключать из работы часть колодки? Для экономии мази (ведь раз колодка не работает в некоторой своей части, то нет смысла мазать в этом месте)?
На самом деле, когда сжимаешь руками современные лыжи Фишер, Саломон и Мадшус в точке примерно 8 см сзади от цт (Атомик и Росси не пробовал), то у них после соприкасания в этой точке остается довольно длинный зазор спереди, получается, что в этой части колодка тоже не работает. До сих пор смутно представляю, зачем так делают. Я в свое время с удивлением обнаружил этот факт и написал на форуме, но почему-то никого это не заинтересовало. Уже потом разузнал на англоязычных сайтах, у фишера это называется конструкция 812. Якобы это должно облегчать толчок, но по моему опыту скорее наоборот, либо надо брать лыжи жесткостью близко к 50% веса. Удивительно, что на сайте самого фишера нигде ни слова не говорится про это.
скольжение\толчок происходит не по идеально горизонтальной несжимаемой поверхности. Даже При наличии остаточной арки эта часть колодки все равно будет соприкасаться со снегом. Для мягких мазей полное "распрямление" колодки может быть чревато обледенением\подлипо. Далее. Все-таки лыжи для не топ-профи инструмент достаточно универсальный. По этому динамика прогиба должна срабатывать и на клистер, и на жесткую зеленую мазь. А под арку можно положить парочку-другую укорачивающихся слоев мази, вроде пирамиды острием к ц.м. лыжи. Это предположения. А вот то, что нужно иметь эпюру нагрузки для правильного подбора с учетом особенностей трасс, подготовки, профиля, техники и т.п. - несомненно.
Видимо, при неплоской колодке речь идет не об исключении ее участков из работы, а об неравномерном давлении в ее пределах. Другое дело, что работа таких лыж будет сильнее зависеть от жесткости трассы, чем лыж с более плоской колодкой. Почему неравномерное давление снижает риск подлипа - не совсем ясно.
Кстати, насчет эпюры колодки - нужно учитывать и продолжительность толчка. Разные конструкции колодки будут иметь разное суммарное давление в начале толчка, когда его сила сосредоточена в районе пятки, и в конце толчка, когда она перемещается к носку стопы.
Еще большой вопрос, как зависит коффициент трения покоя мази от давления между лыжей и снегом, если такая зависимость есть, а также величина порогового давления, при котором мазь схватывается со снегом.
Собираюсь покупать классические лыжи себе. Очень прильщает система NIS. Если кто пользует именно для классики, было бы интересно отзывы услышать.
Поиском нашел только отзыв А. Назарова (
Сейчас есть у меня Atomic RC:8, 201 см, NNN, стали мне жестковаты. Еще попутно вопрос: со временем при частом использовании характеристики лыжи: прогиб и др. меняются?
Живу в МО, Зеленоград.
Заранее благодарю, уделивших внимание!