Поездку планировали с прошлого года, команда из 5 человек, втроем добирались из Москвы по М-4 , двое прилетели в Минводы и самостоятельно добрались до Чегета. По трессе М-4 и трассе "Кавказ": сейчас ажиотаж, планировать проехать 1800 км от Москвы до Терскола сложно, поэтому останавливались туда в спокойном бюджетном отеле в Кропоткине( "Дальний кордон";) , к обеду -в Чегете. Чегет( улица Терскола) был выбран по прошлому году осознанно-чуть в стороне от трассы , отель "Поворот" , сосновый бор.... С возрастом почему-то уже начинает хотеться качества-рекомендую, это базовый отель клуба "7 вершин ", на момент приезда там с группой был Фёдор Конюхов( не знаком , но немного пообщались , сидя на лавке вечером) , уже при нашем отъезде-с группой заселился Никита Крюков. Хорошее качество , наверное 3 звезды, номера со всеми удобствами, завтрак -ужин включен, спится -изумительно. Цель поездки была по возможности набраться сил и эмоций, почувствовать среднегорье и высокогорье , ну и если удастся -взойти на западную вершину Эльбруса. Первый день , акклиматизация, высота отеля-2050 м над уровнем моря, пошел нудный дождь, погуляли вдоль Баксана по экотропе, попили нарзана на поляне нарзанов....Утро задалось: без дождя , в меру прохладно-долгий выход в кросс-поход на водопад "Девичьи косы" , к обсерватории , с набором высоты 2050-3100, длина маршрута -20 км. День третий-быстрое восхождение на Чегет( на вторую очередь канатной дороги) , траверсом к озеру Донгуз Орун Кель, по пути встречаем сбегающего вниз Сашу Большунова . Общая длина маршрута -14 км, перепад высоты 1,1 км. Четвертый день-подъем на вершину Чегет-3769 ( если по правде-3460 ) , свесили ножки в пропасть и час на этой высоте любовались видами Эля, как говорят местные экскурсоводы -лучшие виды Эльбруса открываются с Чегета. Всё, нижняя акклиматизация закончена( мало, но сколько есть) . Вечер , берём прокатные шмотки: бахилы, кошки, пуховки, верхонки, обвязку, ледорубы( от себя-советую прокат "Кошки тут" , после 16 часов день проката не засчитывается, можно спокойно все померять до 21 часов) . Утро пятого дня-на канатке забрасываемся в базовый лагерь-приют "Сердце Эльбруса",высота 3820, кое у кого начинается сонливость, решаем погулять по окрестностям после обеда....Все приюты на высокогорье похожи, но по качеству я бы выделил Леапрус( в этом году не работал) и "Сердце Эльбруса" , он конечно ниже приютов на 4000-4100,но там тепло, всегда есть свет , и 3-разовое питание( вот не хотелось тащить с собой еду и готовить на плитке) . после обеда-выход выше приюта 11( 4200 м) , август , тепло, ручьи текут -прямо реки! Вечером долго никто не мог заснуть( я так до 3 ночи) , слегка болит голова-нехорошие признаки.День шестой -выход на максимальную высоту, стартовали в 9 часов, за 2,5 часа "добежали " до 4900 , сломанный ратрак на 5000 уже виден. Всех настроение приподнятое , силы есть. К ужину возникла дилемма-на следующий день надо делать разгрузку, полный отдых, но по всем прогнозам на восьмой день начинается снег, с утра, даже опытные гиды в такую погоды не водят.... команда принимает решение идти на штурм на 7 день. Ложимся спать в 20 часов( ни у кого голова уже почему-то не болит, сон вырубает сразу, будильник на 00.15!) . Ночь, седьмой день, надеваем на себя всю "сбрую", включая обвязку, фонари на голову и во втором часу наша команда идет в темноту-вершины Эльбруса выделяются контурами в свете Луны, то там , то здесь начинает присоединяться светлячки восходителей. После двух ночи пошли первые ратраки коммерческих групп, забрасывают народ на 5000м, бредем в темноте, звёзды чумовой величины, ветра почти нет, -7-9 холода. На 4400 , не доходя скал Пастухова, одна девушка из группы отстает , первые признаки горняжки-головная боль, позывы к рвоте.....В моей голове много вопросов , но ответа однозначного нет-цепляю её усом самостраховки , кормлю энергетическим гелем и пытаемся идти вверх, буквально считая каждую сотню шагов( от себя: подъем от "мототрека" с высоты 4300-4400 до 5100( начала косой полки) практически полностью идёт под градиентом 45 градусов-без преувеличения) , на 4700-4800 моей визави становится легче , а рассвет на 5000 вообще сносит крышу-тень от Эльбруса проецируется на горизонт , создавая сюрилистичную картину , косую полку проходим на всякий случай в связках-внизу 1,5 км скольжения по ледяному склоны к трещинам , так называемый " трупосборник" , неприятненько. Навстречу коммерческие годы ведут 6-7 человек из групп, которые нас обгоняли на батраках-слишком быстрый набор высоты+ низкая физическая форма-народ не переваривает нагрузку и ломается. На седловине мы в 8 утра , сбрасывает рюкзаки , отдыхаем , высота 5300, мы догнали наших " соперников " с батраков-они только начали последний штурм. Здесь на седловине была допущена ошибка-посчитали, что 350 метров по вертикали зайдем налегке-весь запас воды в термосах бросили. Зашли действительно быстро , но пить хотелось ужасно, влажность на Эльбрусе в солнечный день может быть меньше 20 % , вода уходит даже через дыхание. 9.30- вершина , к 10 подтягиваются остальные участники команды-тепло, ветра почти нет , фантастические виды на Большой кавказский хребет . Высочайшей вершина Европы-5642 м!Спуск -очень неприятный , после обезвоживания даже тяжелый, и где-то начинаешь завидовать ратракам, забирающим с 5000 м восходителей вниз. В районе скал Пастухова портится погода-налетает туча с дождем, видимость падает практически в ноль-вспоминается ёжик в тумане.... В 15 часов мы в приюте- вещи разобрали и сон-никто уже про болящую голову не вспоминает.....Наутро -вниз, синоптики немного( наверное как всегда) намудрили -погода испортилась , но не радикально, чуть больше ветер( 30 км/ч) , чуть больше облаков, снега не видно, но это уже неважно , вся группа дошла до вершины, теперь вниз, отдых и реальный выход в последний день пребывания от п. Эльбрус по долине реки Ирик- виды умопомрачительные , песчаные Замки, горный можжевельник , нарзаны.... На 10 день разъезжаемся-кто в аэропорт , кто в Пятигорск, а моя " бригада " на 4 дня на пески Джемете-Анапа( 750 км и Черное море) , чуть залечить обгоревшие , потаскавшие губы, да и просто покупаться. Итог всей поездки: 15 дней горы-море, полный релакс ,эмоциональный всплеск, а что до тренировок-сейчас по приезду потихоньку начнем. Организм " подсушился" : если при отъезде весил 74,5 , -сегодня весы показали 70 кг. Что включается в организме при восхождении, какие защитные реакции-не скажу , но самочувствие чумовое ! Всем побед и вершин! По тренировкам-бегающих очень много , на роллерах кататься можно только по трассе, где много сплошной линии , поэтому классика-норм, конек-аккуратно( всё же народу надо как-то ездить?!) От п.Эльбрус -1760 м, до Азу-2350 где-то 11-12 км дороги, асфальт средний, но без машины сопровождения-не рекомендовал бы.
вопрос доставки до Чегета -индивидуальный, машина , поезд, самолет, ....10-дневное проживание внизу в Чегете + вверху , в приюте , с питанием -22,5 тыс руб, + 1400 канатка на Гарабаши, + 4000-5000 прокат вещей на восхождение, итого около 29-30 тыс . руб. ( без дороги) . Можно найти варианты бюджетнее и внизу в Терсколе-от 600 руб место, и наверху в приютах -от 1000 руб., но готовка будет самостоятельная и условия много хуже.
Всё верно, только не от самой поляны, а от поворота к поляне
20.08.2020 10:55
Ехал от начала п.Терскол (чуть выше поворота на Чегете) и вниз до п.Эльбрус. В начале видео как раз кусок дороги от поворота на поляну чегет и далее вниз
Зашел 12 сентября в одиночку без всяких гидов от Гарабаши. Погода была норм. Спасибо консультациям опытного Володи Федулова. Аклиматизация и подготовка разными походиками конечно была. Понравилось , планирую ещё приехать и походить в приэльбрусье .
В основном из-за переменчивой погоды - время между первыми признаками, что что-то не так и пургой с потерей видимости может составить пару часов, сбежать к бочкам не успеть. Тут точно есть более опытные люди, могут уточнить )
прошлого года про спуск: в конце косой полки в районе разворотной площадки ратраков нещадно палило солнце, от 4800 до 4400 примерное сплошной туман( налетела туча с дождем) есть пару фото с этого места , если найду-сброшу, конечно в июле-сентябре спуск вниз даже в условиях плохой видимости не представляет труда: ратраки катаются регулярно, надо только влево -вправо далеко не уходить( зона трещин при восхождении с юга не так выражена, как при пересечении ледников с севера, с востока, но они есть и очень часто припорошены снежком, безопасно считается полоса 150-200 м , дальше без страховки ходить не рекомендовал бы( на Эльбрусе ежегодно от 10 до 15 человек гибнет) . Еще по восхождению: бывает что погода преподносит сюрпризы очень быстро-в прошлом году в июле знакомая ( горная туристка со стажем) на косой полке повернула с основной группой-реально замерзли( в июле) : до 4900 было относительно норм, видно Восточная вершина прикрывала , а уже ближе к седловине-не смогли-ветер очень сильный был, особо рвущиеся 3 человека путь продолжили, но на седле налетела туча со снегом, ветер под 30 м/с и они повернули , не взойдя... гора!, от погоды очень много зависит( нам повезло- в группе 2 студентки фотосессию делали на вершине -разделись до верха купальников : солнце ,ветер минимум, в 10 часов было наверное около 0(+1)
опять в Приэльбрусье, была мысль зайти на Восточную вершину ( в идеале на обе) , акклиматизацию прошли на ура, но в этом году на удивление дождливо( просто жесть порою), в приютах в этом году уже спалось хорошо( прямо с первого дня) , но снега сейчас на Горе очень прилично-в день восхождения "милые синоптики" обещали ночью облачность-на деле попали в снежный буран- мало того , что ветер приличный( 25-35 км/ч), так еще и снег тропинку завалил-от скал Пастухова до косой полки шли практически по целине( 20-25 см снега при градиент 40 градусов) , на площадке разворота ратрака( 5000 м) все коммерческие группы пошли вниз , мы тоже решили от греха возвращаться: в этот день никто не взошел!... в этом году впервые видел лавины с Восточной вершины на косую полку.... горы! внизу на Чегете было небольшое погодное окно на пару дней( встретил случайно Максима Вылегжанина) , потом опять погода попортилась. В обратку отвез сына в Крым, по пути в Москву в районе Тамани попал под такой циклон! ( в жизни таких дождей не видел-стена воды( по радио потом сказали про годовую норму осадков в Новороссийске) , короче на юге были катаклизмы, но эмоции от гор всё равно положительные ( посмотрите повтор передачи Мясникова о восхождении на Эльбрус... все твои проблемы по жизни в горах теряются, есть одно лишь желание -сделать шаг и дойти!
Первый день , акклиматизация, высота отеля-2050 м над уровнем моря, пошел нудный дождь, погуляли вдоль Баксана по экотропе, попили нарзана на поляне нарзанов....Утро задалось: без дождя , в меру прохладно-долгий выход в кросс-поход на водопад "Девичьи косы" , к обсерватории , с набором высоты 2050-3100, длина маршрута -20 км. День третий-быстрое восхождение на Чегет( на вторую очередь канатной дороги) , траверсом к озеру Донгуз Орун Кель, по пути встречаем сбегающего вниз Сашу Большунова . Общая длина маршрута -14 км, перепад высоты 1,1 км. Четвертый день-подъем на вершину Чегет-3769 ( если по правде-3460 ) , свесили ножки в пропасть и час на этой высоте любовались видами Эля, как говорят местные экскурсоводы -лучшие виды Эльбруса открываются с Чегета. Всё, нижняя акклиматизация закончена( мало, но сколько есть) . Вечер , берём прокатные шмотки: бахилы, кошки, пуховки, верхонки, обвязку, ледорубы( от себя-советую прокат "Кошки тут" , после 16 часов день проката не засчитывается, можно спокойно все померять до 21 часов) . Утро пятого дня-на канатке забрасываемся в базовый лагерь-приют "Сердце Эльбруса",высота 3820, кое у кого начинается сонливость, решаем погулять по окрестностям после обеда....Все приюты на высокогорье похожи, но по качеству я бы выделил Леапрус( в этом году не работал) и "Сердце Эльбруса" , он конечно ниже приютов на 4000-4100,но там тепло, всегда есть свет , и 3-разовое питание( вот не хотелось тащить с собой еду и готовить на плитке) . после обеда-выход выше приюта 11( 4200 м) , август , тепло, ручьи текут -прямо реки! Вечером долго никто не мог заснуть( я так до 3 ночи) , слегка болит голова-нехорошие признаки.День шестой -выход на максимальную высоту, стартовали в 9 часов, за 2,5 часа "добежали " до 4900 , сломанный ратрак на 5000 уже виден. Всех настроение приподнятое , силы есть. К ужину возникла дилемма-на следующий день надо делать разгрузку, полный отдых, но по всем прогнозам на восьмой день начинается снег, с утра, даже опытные гиды в такую погоды не водят.... команда принимает решение идти на штурм на 7 день. Ложимся спать в 20 часов( ни у кого голова уже почему-то не болит, сон вырубает сразу, будильник на 00.15!) . Ночь, седьмой день, надеваем на себя всю "сбрую", включая обвязку, фонари на голову и во втором часу наша команда идет в темноту-вершины Эльбруса выделяются контурами в свете Луны, то там , то здесь начинает присоединяться светлячки восходителей. После двух ночи пошли первые ратраки коммерческих групп, забрасывают народ на 5000м, бредем в темноте, звёзды чумовой величины, ветра почти нет, -7-9 холода. На 4400 , не доходя скал Пастухова, одна девушка из группы отстает , первые признаки горняжки-головная боль, позывы к рвоте.....В моей голове много вопросов , но ответа однозначного нет-цепляю её усом самостраховки , кормлю энергетическим гелем и пытаемся идти вверх, буквально считая каждую сотню шагов( от себя: подъем от "мототрека" с высоты 4300-4400 до 5100( начала косой полки) практически полностью идёт под градиентом 45 градусов-без преувеличения) , на 4700-4800 моей визави становится легче , а рассвет на 5000 вообще сносит крышу-тень от Эльбруса проецируется на горизонт , создавая сюрилистичную картину , косую полку проходим на всякий случай в связках-внизу 1,5 км скольжения по ледяному склоны к трещинам , так называемый " трупосборник" , неприятненько. Навстречу коммерческие годы ведут 6-7 человек из групп, которые нас обгоняли на батраках-слишком быстрый набор высоты+ низкая физическая форма-народ не переваривает нагрузку и ломается. На седловине мы в 8 утра , сбрасывает рюкзаки , отдыхаем , высота 5300, мы догнали наших " соперников " с батраков-они только начали последний штурм. Здесь на седловине была допущена ошибка-посчитали, что 350 метров по вертикали зайдем налегке-весь запас воды в термосах бросили. Зашли действительно быстро , но пить хотелось ужасно, влажность на Эльбрусе в солнечный день может быть меньше 20 % , вода уходит даже через дыхание. 9.30- вершина , к 10 подтягиваются остальные участники команды-тепло, ветра почти нет , фантастические виды на Большой кавказский хребет . Высочайшей вершина Европы-5642 м!Спуск -очень неприятный , после обезвоживания даже тяжелый, и где-то начинаешь завидовать ратракам, забирающим с 5000 м восходителей вниз. В районе скал Пастухова портится погода-налетает туча с дождем, видимость падает практически в ноль-вспоминается ёжик в тумане.... В 15 часов мы в приюте- вещи разобрали и сон-никто уже про болящую голову не вспоминает.....Наутро -вниз, синоптики немного( наверное как всегда) намудрили -погода испортилась , но не радикально, чуть больше ветер( 30 км/ч) , чуть больше облаков, снега не видно, но это уже неважно , вся группа дошла до вершины, теперь вниз, отдых и реальный выход в последний день пребывания от п. Эльбрус по долине реки Ирик- виды умопомрачительные , песчаные Замки, горный можжевельник , нарзаны.... На 10 день разъезжаемся-кто в аэропорт , кто в Пятигорск, а моя " бригада " на 4 дня на пески Джемете-Анапа( 750 км и Черное море) , чуть залечить обгоревшие , потаскавшие губы, да и просто покупаться. Итог всей поездки: 15 дней горы-море, полный релакс ,эмоциональный всплеск, а что до тренировок-сейчас по приезду потихоньку начнем. Организм " подсушился" : если при отъезде весил 74,5 , -сегодня весы показали 70 кг. Что включается в организме при восхождении, какие защитные реакции-не скажу , но самочувствие чумовое ! Всем побед и вершин! По тренировкам-бегающих очень много , на роллерах кататься можно только по трассе, где много сплошной линии , поэтому классика-норм, конек-аккуратно( всё же народу надо как-то ездить?!) От п.Эльбрус -1760 м, до Азу-2350 где-то 11-12 км дороги, асфальт средний, но без машины сопровождения-не рекомендовал бы.