Трансляции
  • 29 декабря, воскресенье
    • 14:25
      Лыжные гонки
      Тур де Ски, 15 км, масс-старт, класс., жен.
    • 16:40
      Лыжные гонки
      Тур де Ски, 15 км, масс-старт, класс., муж.

Телемарк и Телемаркинг.

Опубликовано: skisport.ru

В свете общей популяризации лыжного спорта, на постсоветском пространстве стал появляться и телемарк. Возможно, Вы уже видели необычно элегантных лыжников, при каждом повороте приклоняющих колено к земле, но Ваши вопросы так и остались с Вами …

Телемарк - норвежский лыжный стиль, древний и как ни странно очень удобный. Незакрепленная пятка и мягкий носок ботинка - позволяют скользить вниз по склону и свободно идти по ровной поверхности, подниматься в гору и прыгать с трамплинов, а также преподносят много других, порой неожиданный возможностей.

Как и в других экзотических видах спорта, а телемарк в России как раз в такой категории, небольшая горстка любителей этого вида зимнего спорта и времяпрепровождения давно друг друга знает, катается по горам-долам, получает заряд впечатлений и удовольствия, не особо озадачиваясь кого-то поучать или переманивать в свой стан.

Наверное, в частности по этому довольно сложно купить оборудования, узнать как кататься, редко увидеть и негде спросить. Одни вопросы и проблемы! Телемарк в России для настоящих маньяков! Но мы все же попытаемся разобраться, что это такое и с чем его едят!

Оборудование.

Лыжи.

Минимальный комплект это лыжи для телемарка, крепеж для телемарка и ботинки для телемарка. Если вам кто-то скажет: "…купи простые альпийские лыжи, поставь телемарк-крепеж, обуй телемарк-ботинки и катайтесь телемарком!" - можно. Но фишка в том, что альпийские лыжи устроены таким образом, что лыжник давит лыжу на площади крепежа/площадки! То есть взаимодействие нога-ботинок-крепеж-лыжа происходит на большой площади лыжи. В телемарке крепеж закреплен только передней своей частью, и вся нагрузка ложиться на гораздо меньший участок лыжи. Вывод: универсальные "К2 black magik" сломались пополам к концу второго сезона! Запомните, разница между альпийскими и телемарк лыжами есть. Стоят телелыжи от 150 долларов. И есть три основных вида их вида:

  • для путешествий (очень длинные, мягкие и почти прямые);
  • для спорта (короткие, жесткие, карвинговой геометрии);
  • универсальные (средние, средней, средней геометрии);

    Лыжных телемарк фирм-производителей много, некоторые типа, "Atomic", "Rossignol" и "Volkl" известны, иные типа "TUА" и "Karhu" не очень. Фирм продавцов в РФ крайне мало. Ищите - заказывайте!



    TUA Ski www.tuaski.net
    K2 Ski www.k2skis.com
    Atomic Ski www.atomic.at
    Karhu Ski www.karhu-trak.com
    Black Diamond Ski www.bdel.com

    Крепеж.

    Крепеж двух групп железный и пластиковый, по одному принципу: "свободная пятка"! Несколько фирм предлагают крепления основанные на фиксации на лыже носка с помощью продольных или поперечной скобы и "телеграмм" (проволочных тросиков на пружинках) притягивающих пятку к креплению. Чем сильнее закручена пружинка тем, сильнее Вы "прибиты" к лыжам и больше шансов при падении себе ими что-нибудь повредить. И куча других вариантов и вариаций на заданную тему: вместо двух тросиков - один "мостик" проходящий под ботинком и понеслось… Пластиковый крепеж швейцарской фирмы "СКИ-ХОЙ", супер вещь, но зимой 2001-2002гг, фирма вдруг объявила об отзыве крепежа - нашлась серьезная недоработка. Внешний вид ски-хоевского крепления в нерабочем состоянии не отличить от обычного альпийского, но только лыжник начинает скольжение и, х-м! Так просто не бывает! Пятка отрывается! По ценам. Железо до 100-120$, "СКИ-ХОЙ" до 250$ в зависимости от жадности ино-продавца. Русский прайс - известен одному Богу. И еще вес крепежа, как ни странно - железо выглядит более изящно и весит меньше в разы!


    Тормозитесь ботинками о снег? Есть карвинговые подставки - пластиковые прокладки между лыжей и креплением, высотой от 1 до 5 сантиметров. Кантоваться легче и вид просто не реальный! А есть не просто подставки, а спортивные целые платформы. Без них, кстати Вас не выпустят на трассу соревнований.

    Ботинки.

    Ботинки нужны тоже специальные - для телемарка. Главное как уже сказано, это возможность сгибать ступню в носке! Ботинки существуют пластиковые с разными вариантами застежек и систем - они для спорта и агрессивного катания, а есть кожаные на шнурках для путешествий, любителей ретро и чистоты телемаркинга! В пластиковых ботинках в носке размещен гофрированный элемент - про него и речь. В кожаных все происходит само собой. Ценник за пару от 70 до 700$. Есть проблемы с маленькими размерами.


    Современные ботинки для телемаркинга это дорогое удовольствие! Внутренний сапожок, множество систем и настроек - это комфорт, безопасность и практичность.

    Лидеры в ботинкостроении:
    "Scarpa" ( www.scarpa.net ),
    "Garmont" ( www.garmontusa.com/tele.html ),
    "Crispi" ( www.crispi.it ).

    Аксессуары.

    В принципе все остальное можно использовать от альпийских лыж или сноубординга: палки, очки, рюкзаки, одежду, шлем… Жутко круто кататься с шестом вместо палок! Это требует владения определенной техникой, зато выглядит просто уникально - как будто лыжник гребет по горе веслом! Вместо одиноких уколов палками, шестом можно поддержать равновесие, помочь себе при повороте, встать после падения. Шест по сути легкая, прочная палка (бамбуковая), длиной не выше роста лыжника. Фирменные шесты это телескопические конструкции из современных, легких и очень прочных материалов (титан).

    Классическая работа шестом это держать его с внешней стороны поворота. Перекладка в руках, происходит сдвиганием нижней руки вверх и перехватом верхней рукой шеста внизу, в момент разгрузки и начала очередного поворота. Рекомендую "поиграть" шестом до скольжения.

    Ситуация обусловлена тем, что скользить с шестом можно как Вам угодно - сначала удобнее держать шест внутри поворота, но тогда ваш корпус рискует быть направлен в сторону поворота и требуются дополнительные усилия для его поддержания "вниз склону". Зато вы приобретаете третью точку опоры (реальной опоры, ведь на шесте можно буквально повиснуть). Кроме того, тормозя шестом (или даже ведя его по склону) у вас возникает дополнительная энергия, закручивающая вас вокруг шеста. В телемарке можно поворачивать руками? Да. Можно вообще везти шест в руке и пользоваться им по мере надобности. В целом, наверное, правильно совмещать классическое ведение шеста и Вам удобный вариант.

    В спортивной дисциплине "Телемарк Классик" спортсмены используют палки от гоночных лыж - треть дистанции это пересеченная местность и, ну вы поняли.

    Для путешествий есть "камуса" (шкурки), налепляются на лыжи, фиксируются на носке и пятке лыжи, и вперед - перед вами готовый снаряд который внесет вас на гору!


    Живы и их железные братья "ски-лифты", сложной формы железные защелки на лыжи, играющие ту же роль.

    Нюансов по оборудованию очень много, а никто и не говорил, что будет легко! Сложности при выборе оборудования, сменяться сложностями в обучении, а потом сложностями выбора цели, горы, маршрута, спутников…

    Лидеры в крепеже:
    "Skyhoy Telemark Binding" ( www.skyhoy.com )
    "Binding Superloop" ( www.raineydesigns.com )
    "Binding G3 Targa" ( www.genuineguidegear.com/g3_targa.html )
    "Linken Binding" ( www.linken.com )
    "7tm Binding" ( www.telemarking.de )

    Обучение.

    Запомните следующие основные принципы и упражнения:

  • Корпус (плечи) всегда должны смотреть вниз склона. (Я лично пару сезонов откатался на альпийских лыжах, но этого принципа так и не разумел, пока не встал на телемарки!);
  • Разножка, то есть расстояние между ступнями, первоначально может быть более 30-40см, но со временем, Вы будете делать ее не более 30 см, таким образом, чтобы ноги до колена и выше были одной мощной конструкцией, а разножка осуществлялась только от колена и ниже. Утрируя - это катание с зажатым листом бумаги между коленями. Если разножка большая, ноги устают и "отсыхают", приходиться останавливаться и отдыхать;
  • Старайтесь держать лыжи параллельно! (В поворотах, лыжи естественно будут пересекать траектории друг другаю.)
  • Основной проблемой начинающих является катание на "передней ноге". Плоское ведение "задней лыжи" это пережиток прошлого, невежество авторов и некомпетентность инструкторов. В целом, продуктивное и длительное катание возможно только на двух ногах с весом посередине. Учитывая особенность стиля, и наклон горы девизом может служить фраза: "Загружайте заднюю ногу, передняя сама нагрузиться!" Иными словами, чем круче склон, тем больше загружайте заднюю ногу.

    Начало: попробуйте на ровной поверхности разобраться с вашим оборудованием. Понять, как оно работает. Пройти классическим и коньковым шагом. Затормозить упором. Сделать максимальную разножку на обе ноги. Встать с земли из разных положений.

    Движение на горе: выберете легкую, протяженную горку. Катитесь вниз максимально пологой траекторией, поместив вес между двумя ногами, для этого придется оторвать пятку задней ноги от лыжи. Тут подробнее: скольжение должно происходит на внутреннем канте внешней (нижней) лыжи и внешнем канте внутренней (верхней) лыжи. Тормозите элементарным упором, переносите вес и катитесь в другую сторону. Фишка в том, чтобы оказывать давление на лыжу пока происходит движение по прямой. То есть лыжник буквально опускается всем весом на лыжу, до того момента, когда необходим поворот. Перед поворотом происходит поднятие лыжника над лыжами, подтяжка задней лыжи, установка пятки на лыжу, торможение упором, поворот, разножка и скольжение в другую сторону. Рекомендую на первых порах буквально останавливаться перед поворотом. И поворот осуществлять поэтапно, с черепашьей скоростью. Поверьте, скорость скольжения и выполнения поворота телемарком вырастут в первый же день! Поворот происходит на внутреннем канте "передней" лыжи и внешнем "задней". Берегите колени - рекомендую начинать в наколенниках! В начальном итоге Вы всегда сможете перейти на обычный плуг! Принудительно ставите и держите пятки на лыжах и вы альпийский лыжник!

    Далее: почувствовали себя увереннее - выкатывайтесь на большую гору! Другие участники движения, бугры, ямы, накаты и деревья будут естественными препятствиями. Что может еще помочь вам: укол палкой, как средство отмечать и синхронизировать повороты, как и в альпийских лыжах. Честно говоря, умелый телемаркер при свободном катании, пользуется палками в очень интересной манере под фирменным названием "Лень". Ему как будто лень поворачивать, и он тычет палку в склон, с выносом из-под локтя. И в сочетании со свободными пятками - нелепейшее и одновременно завораживающее зрелище.


    Развитие: Сейчас весь лыжный мир захлестнул резаный поворот! Карвинговые тенденции коснулись и телемаркинга. В процессе катания для крутых резаных виражей будете вынуждены делать сильные боковые сгибания корпуса (наклон) во внутреннюю сторону поворота. Естественно лыжи при этом сильно кантуются. При этом очень четко координировать давление на лыжу и вынос тела - баланс! Попробуйте элементарное упражнение: четыре вешки - одна внизу, три вверху на одной линии, буквой "Т". Расстояние между верхними вешками 4-5 метров, между верхними и нижней 7-8 метров. Правый поворот. Стартуйте от крайней левой вешки и объедьте нижнюю вешку. Потом стартуйте от средней, и наконец от правой вешки. Повторите, начиная слева. Догружайте обе лыжи при поворотах!


    Множество нюансов связано с качеством снега. Пухляк, мокрый снег, лед или хорошо подготовленная трасса - на всех видах снега можно с удовольствием кататься телемарком. Важно как скоро вы сделаете поправки на покрытие склона.

    Рекомендую обратиться с вопросами по приобретению оборудования в фирму "Альпекс", магазин "Шерпа", ул.Малая Переяславская, д.7, строение 14, тел: (095) 284-3790, 284-3608, http://www.sherpa.ru

  • Рейтинг: 0 0 0